Слайд 1Культура и быт России
XVIII века
Слайд 2К культуре России решили приложить свои руки философы-просветителей. Найдите их.
Слайд 3Сегодня вы – будущий тренер просвемонов (просветителей эпохи Просвещения). Ваша
задача – отловить как можно больше просвемонов для победы в
будущих турнирах.
Слайд 4Образование
Превращение специальных школ, созданных Петром I в чисто дворянские
учебные заведения
1752 г. – открытие Морского шляхетского корпуса для детей
дворян (морские офицеры)
1786 г. – принят Устав народных училищ, в которых дети простонародья могли получить образование
Открытие школ для инородцев и национальных платных школ
Создание пяти Дворянских корпусов для подготовки офицеров
1757 г. – открытие Академии художеств в Петербурге
Академия наук в Петербурге.
Гравюра XVIII в.
Слайд 5Иван Иванович Бецкой
Руководил просвещением при Екатерине II
Считал, что все люди
обладают равными возможностями
Создал Воспитательный дом в Москве, где содержали и
воспитывали детей «низкого звания»
Создал Коммерческое училище для обучения купеческих сыновей
Способствовал открытию Института благородных девиц в деревне Смольной – учебного заведения для юных небогатых дворянок
Слайд 6Развитие науки
1725 г. – создание Академии наук
Е.Р. Дашкова. Руководительница
Академии наук
при Екатерине II
И.И. Шувалов. Руководитель
образования при Елизавете Петровне
Слайд 7Михаил Васильевич Ломоносов,
великий русский ученый XVIII в.
Слайд 81755 г. – открытие Московского университета
Слайд 91755 г. – открытие Московского университета
Первое здание Московского университета
Вид Красной
площади. Литография Л.Ж. Арну. XIX в.
Слайд 10Литература
Основным направлением в литературе XVIII века стал классицизм. Русский классицизм
придавал особое значение «высоким» жанрам:
Эпической поэме
Трагедии
Торжественной оде
С 70-ых годов XVIII
века возникает новое направление – сентиментализм. С ним появляются новые жанры:
Путешествие
Чувствительная повесть
Слайд 11
А.Д. Кантемир
Д.И. Фонвизин
Г.Р. Державин
Слайд 12Д. И. Фонвизин
(1745 – 1792)
Фонвизин был не
только крупным и талантливым драматургом XVIII века. Он — один
из основоположников русской прозы, замечательный политический писатель, воистину великий русский просветитель, бесстрашно, в течение четверти века, воевавший с тиранией.
Слайд 14Г. Р. Державин
(1743 – 1816)
Главным объектом поэтики
Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных
вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти.
Слайд 15Архитектура
В творчестве крупнейших русских архитекторов XVIII века были воплощены лучшие
национальные традиции русского зодчества обогащенные мировым наследием.
На смену монголо-татарской системе
строительства города (радиальные кольца с площадью в центре) пришла европейская -строить города по плану.
На смену византийскому стилю приходит более легкий, итальянский – барокко.
Слайд 16Барокко
Барокко – стиль в архитектуре, для которого характерно причудливое
переплетение линий, сияние золота и пышность
Ф.Б. Растрелли
Слайд 17Франческо Растрелли
(1700 - 1771)
Родился в Италии, но в
1716 году вместе со своим отцом приехал в Россию. Является
автором крупнейших дворцовых ансамблей:
Зимний дворец
Большой дворец в Петергофе
Большой Екатерининский дворец
Дворец Строгановых
Смольный дворец
Андреевская церковь в Киеве
Слайд 18Зимний дворец
Большой дворец в Петергофе
Богато украшенные парадные залы,
отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными
стенами.
Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания.
Слайд 19Андреевская церковь в Киеве
Специфика стиля:
Колонны
Полуколонны
Пилястры
Кариатиды
Атланты
Дворец Строгановых
Слайд 20Екатерининский дворец является одним из самых знаменитых сооружений зодчего.
Архитектор
виртуозно применяет любимые художественные средства: пространственный размах композиции, пластика, рельефность
архитектурных форм, выразительный ритм колоннад, активное включение скульптуры в декор.
В полной мере используется и характерное для Растрелли цветовое решение: контраст белых колонн, лазурно-голубого поля стен и золото архитектурного декора.
Слайд 21Ф.Б. Растрелли. Зимний дворец в Петербурге
Слайд 22Ф.Б. Растрелли. Екатерининский дворец в Царском Селе
Слайд 23Ф.Б. Растрелли. Петергофский дворец
Слайд 24Ф.Б. Растрелли. Смольный собор в Смольном монастыре
Слайд 25Д.В. Ухтомский. Красные ворота в Москве (не сохранились)
Д.В. Ухтомский. Колокольня
Троице-Сергтевой лавры
Слайд 26Классицизм в архитектуре
В 60-ых годах на смену декоративному барокко приходит
классицизм.
Особенности:
симметричность композиций
гармония пропорций
геометрически правильные планы
сдержанность
строгость
Слайд 27В. И. Баженов
(1737 - 1790)
Сын дьячка одной
из придворных кремлевских церквей.
Учился в школе Д.
В. Ухтомского и в гимназии Московского университета, работал в Петербурге. От Академии художеств был отправлен учиться во Францию и Италию.
Слайд 28Владимирская церковь в Быково
Дом Пашкова
Два главных фасада —
один смотрит на проезжую часть и имеет торжественный характер, другой
— ориентирован во двор и имеет более уютный вид.
Причудливое сочетание барочных и готических форм.
Слайд 29Классицизм
Классицизм – классицизм в архитектуре отличают строгие геометрические формы,
пропорциональные размеры
В.И. Баженов
Слайд 30В.И. Баженов. Дом Пашкова в Москве
Слайд 31В.И. Баженов. Оперный дом в Царицыно
Слайд 33М. Ф. Казаков
(1738 – 1812)
В Москве разработал типы городских жилых
домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в
Кремле (1776-87), университет (1786-93), Голицынская больница (1796-1801), дома-усадьбы Демидова (1779-91), Губина (1790-е гг.).
Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома Союзов).
Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.
Слайд 34 Сенатский дворец явился крупнейшим воплощённым проектом Казакова. Согласно
задумке архитектора здание должно было символизировать гражданские идеалы, законность и
правосудие, а воплощение этих идеалов архитекторы находили в классических формах античности. Этим объясняется строгая и сдержанная лаконичность здания, увенчанного куполом, классической формой которого Казаков хотел усилить архитектурную выразительность Красной площади как главной площади первопрестольной столицы.
Слайд 35М.Ф. Казаков. Здание Сената в Московском кремле
Слайд 36М.Ф. Казаков. Голицынская больница
Слайд 37М.Ф. Казаков. Дом Благородного собрания
Слайд 38 Скульптура
Во второй половине XVIII в. были
заложены основы русской скульптуры. Она развивалась медленно, но русская просветительская
мысль и русский классицизм явились величайшими стимулами для развития больших гражданственных идей.
Слайд 39Ф. И. Шубин
(1740 – 1805)
Творил в эпоху, когда в искусство
скульптурного портрета проникает идея ценности духовного мира человека.
Работал в основном
с мрамором, очень редко обращался к бронзе.
Его работы относят к жанру классицизма.
Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов.
Слайд 40Шубин работал в основном с мрамором, очень редко обращался к
бронзе. Его работы относят к жанру классицизма.
Большинство его скульптурных портретов
исполнены в форме бюстов. Это бюсты вице-канцлера А. М. Голицына, графа П. А. Румянцева-Задунайского, Потемкина-Таврического, М. В. Ломоносова, Павла I, П. В. Завадовского, статуя Екатерины II-законодательницы и другие.
Шубин работал не только как портретист, но и как декоратор, создав 58 мраморных исторических портретов для Чесменского дворца(1771—1775), 42 скульптуры для Мраморного дворца(1775—1785) и пр.
Слайд 41Князь А.М. Голицын.
Скульптор
Ф.И. Шубин
Слайд 43М.В. Ломоносов.
Скульптор
Ф.И. Шубин
Слайд 44Екатерина II.
Скульптор
Ф.И. Шубин
Слайд 45Екатерина II – законодательница.
Скульптор
Ф.И. Шубин
Слайд 46И. П. Мартос
(1754 – 1835)
И. Мартос был художником
широкого диапазона, но особенно прославился как автор великолепных монументов и
классических надгробий.
Слайд 47 Памятник Минину и Пожарскому.
Посвящён Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного
ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году.
Слайд 48Живопись
XVIII век оказался необыкновенно богат талантливыми художниками.
Картины отличались разнообразием жанров:
от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей,
натюрмортов, сцен из народной жизни.
Слайд 49Портретная живопись
Главное место в живописи XVIII века занимает портрет.
Портрет (фр.
portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту»)
— изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
Слайд 50И. П. Аргунов
(1729 – 1802)
И. П. Аргунов не
идеализирует внешность модели, он смело передает и косящие глаза, и
некоторую одутловатость лица. При этом обращает на себя внимание мастерское владение художником кистью в передаче фактуры, изысканность теней.
Слайд 51 Из поздних произведений И.П. Аргунова наиболее
известен «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье». Ныне считается, что
изображена была кормилица, что подтверждает костюм модели.
Художник воплотил на холсте свое представление о женской красоте.
Слайд 52Портрет Екатерины II
(И.П. Аргунов)
Портрет Елизаветы Петровны
(И.П. Аргунов)
Слайд 53Портрет графа П.Б. Шереметева
(И.П. Аргунов)
Слайд 54«Девушка в кокошнике»
(И.П. Аргунов)
Слайд 55Портрет Е.А. Лобановой – Ростовцевой
(И.П. Аргунов)
Слайд 56Портрет калмычки Аннушки
(И.П. Аргунов)
Слайд 57Фёдор Степа́нович Ро́котов (1735 — 1808) — русский художник, портретист,
представитель стиля рококо
Рокотов родился в тридцатых годах XVIII века в
селе Воронцово (входит в нынешнюю территорию Москвы) в семье крепостных. Получил начальное художественное образование под руководством Л.-Ж. Ле-Лоррена и П. де Ротари, усвоив изобразительные принципы стиля рококо. В 1760 году по распоряжению заметившего его вельможи и мецената И. И. Шувалова живописец был взят в Академию художеств в Петербурге.
В 1765 году удостоен звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и картину «Венера и Амур». С конца 1766 года жил и работал в Москве. В позднем творчестве Рокотова заметен переход от рококо к классицизму. Последние известные работы Рокотова датируются 1790-ми.
Художник скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 года. Похоронен на кладбище Новоспасского монастыря.
Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. 1757), вероятный автопортрет Рокотова
Слайд 58Парадный портрет Екатерины II
(Ф.С. Рокотов)
Слайд 59Портреты А.П. Струйской и графа Г. Орлова (Ф.С.Рокотов)
Слайд 60Портрет графини Е.В. Санти
(Ф.С. Рокотов)
Слайд 61Д. Г Левицкий
(1735 – 1822)
Работам Левицкого присуща яркая
индивидуальность образов. Он способен найти выразительную позу и жест, сочетать
интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков.
Левицкий писал исключительно портреты; неизвестно ни одной его работы другого содержания. Число портретов, исполненных им, превышает сто; не менее пятнадцати из работ его в настоящее время неизвестно, где находятся, и может быть погибли.
Слайд 62 В 1773 году была создана одна из интереснейших
работ Д. Левицкого – портрет философа Дени Дидро, французского философа-энциклопедиста,
писателя. Энергию, творческое беспокойство и душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник.
Слайд 63Екатерина II — законодательница в храме Правосудия. 1783
(Д.Г. Левицкий)
Слайд 64Портреты воспитанниц Смольного института (Д.Г. Левицкий)
Слайд 65Портрет Е. А. Воронцовой
(Д.Г. Левицкий)
Слайд 66А. П. Антропов
(1716 – 1795)
А. П. Антропов избегал
изображать на портретах поверхностное изящество. Его образы конкретны, реалистичны и
вместе с тем – психологичны.
Слайд 67 Коронационный портрет Петра III (1762).
Император
изображен как бы «вбежавшим» в пышные покои: неуверенность, душевная дисгармония
на фоне роскошного интерьера – вот что прозорливо увидел А. П. Антропов.
Слайд 68Историческая живопись
Жанр живописи, берущий свое начало в эпоху Ренессанса и
включающий в себя произведения не только на сюжеты реальных событий,
но также мифологические, библейские и евангельские картины.
Изображает важные для отдельного народа или всего человечества события прошлого.
Слайд 69А. П. Лосенко
(1737 -1773)
Основоположник русской исторической живописи.
С 1753 учился живописи у И. П. Аргунова, с
1759 в Петербургской академии художеств. Продолжил учебу в Париже и Французской академии в Риме.
Слайд 70Владимир перед Рогнедой, 1770
Чудесный улов, 1762
Слайд 71 Владимир Лукич Боровиковский
(1757 – 1825)
Третий великий русский портретист, пришедший вслед
за Ф. С. Рокотовым и Д. Г. Левицким, Боровиковский работал
очень много, и наследие его обширно и разнообразно. Он преуспевал и в парадном портрете (многие его произведения в этом жанре почитались за образцы), и в интимном, и в миниатюрном. Он был добросовестен н трудолюбив и все делал отлично: и многочисленные копии, которые ему заказывали не раз, и даже те портреты, в которых от него требовали следовать какому-нибудь модному образцу.
Расцвет его искусства был недолгим - чуть более десятка лет на рубеже XVIII- XIX веков, - но прекрасным. Наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов.
Слайд 72Портрет
М.И. Лопухиной – лучшая работа
В.Л. Боровиковского
Слайд 73Портрет княжон Гагариных
(В.Л. Боровиковский)
Слайд 74Екатерина II с собачкой
(В.Л. Боровиковский)
Слайд 75Портрет князя А.Б.Куракина
(В.Л. Боровиковский)
Слайд 76Театр и музыка
В ряду замечательных деятелей культуры второй половины XVIII
века стоит удивительная фигура основателя русского театра Ф.Г. Волкова.
В музыкальном
искусстве пока еще господствовали заезжие оперные, балетные труппы, но уже пришло время утверждения и самобытных российский талантов. Свою музыку для народных инструментов писал композитор И.Е. Хандошкин. чьи произведения исполняются и до сих пор. Создателем изумительных церковных хоралов стал Д.С. Бортнянский.
Театр драмы имени
Фёдора Волкова
Основан в 1750 г.
г. Ярославль
Слайд 77Театр
1750 г. – открытие первого русского театра в Ярославле
Ф.Г.
Волков
Театр имени Ф.Г. Волкова
Слайд 78Музыка
В начале века музыка была представлена домашним музицированием на клавикордах.
При Анне Иоановне появляется придворная опера, где пели итальянцы и
французы.
В эпоху Екатерины II зарождается русская классическая музыка. Ее становление связано с именами Д.С.Бортнянского, В.А.Пашкевича, Е.И.Фомина.
Широкое распространение получает романс, развивается народная и духовная музыка.
Е.И.Фомин.
Гравюра XVIII в:
Д.С.Бортянский
Гравюра XVIII в.
Слайд 79Российский быт
Наиболее разительные изменения в жизни населения произошли
в Петербурге, Москве и некоторых других крупных городах.
В
Петербурге, на Дворцовой набережной, Невском проспекте, вдоль каналов и речек, впадавших в Неву, вельможи строили для себя роскошные дворцы.
Таврический дворец
князя Г.И. Потемкина-
Таврического
Слайд 80Города и городская жизнь с ее новшествами, конечно, имели огромное
значение для общего цивилизационного развития страны. Здесь, как нигде, приживались
последние европейские достижения в архитектуре, образовании, просвещении, образе жизни, одежде, питании, отдыхе, развлечениях. Соединенные со старорусскими традициями, обычаями и привычками, они определяли основные направления быта
российского наследия XVIII века.
Но это вовсе не означало, что новшества захватывали всю страну. Наоборот, они лишь подчеркивали общую застойность, традиционность и бедность российской жизни. Вне городской цивилизации оставалась огромная область российской жизни – село, деревня, сельское население.
Горенки — подмосковная
усадьба, принадлежавшая
во второй половине XVIII
— начале XIX века семье
графов Разумовских.
Слайд 81Последние новшества обходили
стороной крестьянскую жизнь. Миллионы
свободных и крепостных крестьян
жили
по старинке. Они подчинялись законам
стародавней сельской общины.
С утра до
вечера работали либо на
господской земле, либо на своих десятинах,
уходили с котомками в отход на отработки.
Их избы, как и в старину, топились по-черному, окна закрывались слюдяными оконцами, а в холодное время суток просто задвигались досками.
Лишь во 2-ой половине века в крестьянских
домах в Центральной России появились
деревянные потолки, печи начали топить
по-белому: дым выходил наружу через
дымовую трубу. Но вдоль стен по-прежнему
стояли лавки. Семья собиралась вокруг
общего стола и деревянными ложками
хлебала пищу из общей миски. В красном
углу висела икона. Спали в таком доме на
лавках или на полатях.
Слайд 82Одежда
В XVIII в. среди дворян постепенно распространилась одежда европейского покроя,
которую начинают шить непосредственно в России. Модные магазины открывались иностранцами
оседавшими в стране.
Женское платье шьется с декольте и корсетом.Мужская одежда состояла из шелковых панталон,кружевных рубашек, бархат-ых кафтанов.
Появляются аксессуары-шляпки, трости,перчатки, трости, часы,парики и т.д.
Платье императрицы
Елизаветы Петровны.
Слайд 83Одежда
Одежда простых крестьян изготавливалась из простых тканей- основу составляла льняная
рубаха, поверх которой одевали сарафан, голова женщин покрывалась платком, а
по праздникам- кокошником.
Крестьянская обувь была представлена лаптями. Украшения изготавливали из дерева, или коры.
Слайд 84Домашнее задание
§ 47, повторить записи в тетради, подготовиться к самостоятельной
работе «Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации»