Слайд 1Психология общения в диаде
Курский базовый медицинский колледж
Преподаватель: к.п.н. Муштенко Н.С
Курск
2018
Слайд 2Что такое общение?
Общение сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов
между людьми, порождаемый потребностями в современной деятельности и включающий в
себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
Слайд 3Общение как обмен информацией (коммуникация)
Коммуникация это обмен информацией между двумя
или большим количеством людей.
Слайд 4Коммуникативные барьеры
Коммуникативные барьеры это психологические препятствия на пути адекватной передачи
информации между партнерами по общению.
Слайд 5Выделяют коммуникативные барьеры трех типов:
1. Барьеры понимания
Трудности фонематического характера;
Семантические барьеры;
Стилистические
барьеры;
Логические барьеры.
2. Барьеры, связанные с социально-культурными различиями:
Социальными;
Политическими;
Религиозными;
Проффессиональными.
3. Барьеры, вызванные отношениями
с людьми:
Неприязнь к собеседнику;
Недоверие к нему.
Слайд 6Интеракция – взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности.
Слайд 7Р. Бейлз объединил наблюдаемые образцы взаимодействия в целостную систему, выделив
в качестве основных стратегий поведения избегание, противодействие, уступчивость, компромисс, сотрудничество.
Слайд 8Если при взаимодействии с другими людьми человек ориентируется только на
свои цели без учета целей партнеров по общению, то он
вступает в противодействие или конкуренцию. Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (кооперация). Уступчивость предполагает принесение в жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм). Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого (индивидуализм).
Слайд 9Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция)
Межличностное восприятие или социальная
перцепция представляет собой сложный процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение
их с личностными характеристиками и интерпретацию на этой основе поступков и поведения.
Слайд 10При изучении процессов межличностного восприятия выделяют два главных аспекта:
1. Психологические
и социальные особенности субъекта и объекта восприятия.
2. Механизмы и эффекты
межличностного отражения.
Слайд 11К механизмам познания и понимания другого человека относятся прежде всего
идентификация, эмпатия и аттракция.
Слайд 12Идентификация такой способ познания другого, при котором предположение о его
внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на его
место, то есть происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, формы поведения, вкусы и привычки.
Слайд 13Эмпатия это эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. Через эмоциональный отклик
человек достигает понимания внутреннего состояния другого. Эмпатия основана на умении
правильно представлять себе, что происходит во внутреннем мире мире другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.
Слайд 14Аттракция (англ. Attraction- привлечение) может быть рассмотрена как особая форма
познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему
устойчивого позитивного чувства. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения.
Слайд 15Механизм самопознания в процессе общения получил название социальной рефлексии. Социальная
рефлексия это способность человека представить, как он воспринимается партнером по
общению. Иначе говоря, это понимание того, насколько другой знает меня.
Слайд 16Универсальным механизмом интерпретации мотивов и причин поступков другого человека является
каузальная атрибуция (англ. Causal- причиный, attribute- сущностная черта).
Слайд 17Различают три типа каузальной атрибуции:
Личностную (причина приписывается тому, кто совершает
поступок);
Объективную (причина приписывается объекту, на который направлено действие);
Обстоятельственную (причина приписывается
внешним обстоятельствам).
Слайд 18Наиболее значимой информацией о ком-то является первая и последняя, это
выражается в эффекте первичности и новизны. Он подчеркивает важность определенного
порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. При противоречивой информации о незаконном человеке больший вес придается данным, полученным вначале, при общении со старыми знакомыми больше доверяем последней информации.
Слайд 19Эффект ореола заключается в приписывании несуществующих черт человеку в зависимости
от полученной информации.
Эффект проекции связан с приписыванием собеседнику своих достоинств
или недостатков. Например, когда у человека замечательное расположение духа, все окружающие кажутся ему милейшими людьми.
Слайд 20Эффект стереотипизации обусловлен наличием специфических образов, имеющихся в опыте человека,-
стереотипов. Это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждениеи
влияющее на отношения человека, суждения, способы поведения и.т.д. Они играют как положительную, так и отрицательную роль, помогают принимать решения в типичной повторяющейся ситуации, сокращая время реагирования и ускоряя процесс познания.