Слайд 1«Психология религии: предмет, методы, направления»
Когда я делаю добро, я
чувствую себя хорошо. Когда я поступаю плохо, я чувствую себя
плохо. Вот моя религия.
Авраам Линкольн
Слайд 2Предмет психологии религии
В первом приближении предмет психологии религии можно
определить как изучение психологических особенностей религиозных людей, отличающих их от
людей нерелигиозных и реализующихся в их поведении.
Слайд 3Психология религии как наука
Психология религии находится как бы на пересечении
двух отраслей знания:
психологических наук и религиоведения.
Тесно связана
своим предметом и методологией с общей и социальной психологией, социологией религии и другими дисциплинами.
Слайд 4Определения психологии религии как науки.
Психология религии – наука, изучающая
индивидуальные основы религиозного восприятия.
Психология религии – дисциплина, которая изучает
религиозное сознание и поведение индивида, процессы принятия религиозных убеждений, приспособление адепта религии к общественной жизни, воздействие религиозных практик на психику.
Слайд 5Понимание методологии в целом для анализа психологии религии
Метод - в
широком смысле - способ познания явлений природы и общественной жизни
с целью построения и обоснования системы знаний.
Метод - в узком смысле - регулятивная норма или правило, определенный путь, способ, прием решений задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского характера.
Слайд 6Методы психологии религии
интроспекция ;
метод объективного наблюдения;
эксперимент ;
методика
изучения личных документов;
методы, заимствованные из социологии: опросы, интервью, анкетирование.
Слайд 7Важным методом социально-психологического изучения религии является наблюдение.
В отличие о
интроспекции (самонаблюдения) отличающегося значительным субъективизмом, наблюдение характеризуется достаточной валидностью (достоверностью).
С
помощью наблюдения можно получить данные о религиозности индивидов или групп, изучая их поведение в обычных для них условиях, например во время богослужения, молитвы и т.п. Правильно организованное наблюдение требует заранее продуманного плана, учитывающего особенности наблюдаемого объекта, порядок и последовательность фиксируемых данных.
Слайд 8Эксперимент
Эксперимент не предполагает внешнего вмешательства в религиозную жизнь и быт
верующих. Он основан на изучении и сопоставлении данных о двух
или нескольких объектах исследования (отдельных верующих, религиозных общинах и т.п.), одни из которых испытывают воздействие какого-либо субъективного или объективного фактора, а другие — нет. К примеру, целью исследователя является изучение роли воздействия проповедника в религиозной общине. Чтобы реализовать эту задачу, исследователь наблюдает ситуацию в двух общинах (желательно одинаковой конфессии), в одной из которых пресвитер (или священник) обладает даром эмоционального воздействия и внушения, а в другой эти качества у проповедника почти полностью отсутствуют.
Слайд 9Метод изучения документов.
Американский философ и психолог У.Джемс (1842–1910) в книге
«Многообразие религиозного опыта» , а также многие другие психологи опирались
в своих выводах на дневники и автобиографические записки религиозных мистиков, аскетов, отшельников, «ясновидящих». Подобные документы, несомненно, представляют значительный интерес для психолога-религиоведа, они могут и должны использоваться в процессе его работы.
Слайд 10Опрос, анкетирование, интервьюирование
Опрос верующих проводится в двух основных формах: в
форме письменной анкеты или устного интервью. Анкета, особенно с «закрытыми»
вопросами имеет то преимущество, что ее данные легко поддаются статистической обработке и поэтому могут быть основой выявления общих социальных процессов и тенденций. Что же касается интервью, то оно может строиться, не обязательно исходя из четко фиксированного перечня вопросов и вариантов ответов на них. Для психолога, изучающего верующих, нередко большую ценность представляет свободное, жестко не фиксированное интервью, в процессе которого верующий может рассказать о своем внутреннем мире более полно, искренне, подробно.
Слайд 11Возникновение психологии религии
Психология религии в качестве научной дисциплины формируется в
конце XIX - начале XX в.
Особенно значительный вклад в
ее становление и развитие внесли немецкий психолог, физиолог, философ Вильгельм Вундт (1832-1920) и американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842-1910)
Слайд 12Направления психологии религии:
Психоаналитическое
Бихевиористское
Психиатрическое
Слайд 13В. Вундт как основатель европейской психологии религии
Особое место заняли на
рубеже веков исследования Вильгельма Вундта (1832-1920), философа, одного из основателей
экспериментальной психологии и этнопсихологии, автора десятитомной "Психологии народов". Изучение общественного сознания, сложного явления, включающего религию, этику, искусство и язык, должно ориентироваться, согласно Вундту, не на личность, а на общество, на психологию социальных общностей.
Слайд 14Вильгельм Вундт – создатель первой психологической лаборатории
Слайд 15Взгляды Вундта
Вундт полагал, что в основе человеческой психики находится не
умственная, не рассудочная, а эмоционально-волевая деятельность. На ней строится и
религия. Главным источником мифологического мышления (термин Вундта) является не интеллектуальная деятельность, не представления, но аффекты, эмоции, прежде всего чувства страха и надежды, и вытекающие из них волевые акты.
Слайд 16Уильям Джеймс как основатель американской ветви психологии религии
Слайд 17Главный труд У. Джеймса по психологии религии
Слайд 18Подход Джеймса
В центре внимания философа – религиозное переживание, причём в
его крайнем проявлении. К явлениям религиозного опыта Уильям Джеймс подходит
исключительно с биологической и психологической точек зрения, словно бы они есть лишь интересные факты индивидуальной истории личности. Мыслитель обращается к литературе, к биографиям тех представителей человеческого рода, для которых религиозный опыт является не привычкой, не слепым следованием традиции, но остролихорадочным душевным состоянием.
Слайд 20Психоаналитическое направление психологии религии
Очень влиятельным оказалось психоаналитическое направление в психологии
религии, представленное 3. Фрейдом, К. Юнгом и Э. Фроммом.
Слайд 22Труды Фрейда
Наиболее полно взгляды на религию отражены в его работах
«Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907), «Тотем и табу» (1913),
«Будущность одной иллюзии» (1927), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938).
Слайд 23Подход Фрейда
Представления верующих о сверхъестественном объяснялись им спецификой вытеснения бессознательных
влечений человека. Религиозные верования, по З. Фрейду, – это попытка преодолеть
чувственный мир посредством мира желаний. Истоки религиозных чувств древних он видел в обычае отцеубийства на заре становления человечества, веры в Бога – в тоске по отцу, в инфантильных (детских) переживаниях страха, беспомощности, поиске защиты.
Слайд 25Подход Юнга
Согласно Юнгу, наряду с индивидуальным бессознательным, которое изучал Фрейд,
имеется и коллективное бессознательное, содержащее "архетипы" (то есть базисные образы,
универсальные для всех существовавших и существующих культур). Прорыв этих образов из сферы бессознательного в сознание Юнг рассматривает как основу религиозного опыта и художественного творчества. Религия может помочь людям, испытывающим потребность в таинственном и символическом, в процессе индивидуации - становления личности.
Слайд 27Взгляды Фромма
Э. Фромм делил религии на авторитарные и гуманистические. Обязательная
черта всякой авторитарной религии (к ней он относил все мировые
религии за исключением буддизма) — признание некоей высшей силы, управляющей судьбой людей. "В авторитарной религии бог — символ власти и силы. Он высший, потому что он высшая сила, и человек по сравнению с ним совершенно беспомощен".
Напротив, в гуманистической религии, по мнению Фромма, в центре находится человек: "...основная проблема религии не проблема бога, а проблема человека".
Слайд 28Бихевиористское направление психологии религии (представители)
Иван Петрович Павлов (1849-1936)
Джон Бродес Уотсон
(1878 — 1958) — американский психолог, основатель бихевиоризма
Уэллс Стэнли Уильям
(Stanley William Wells) [род. 21.05.1930]
Давид Траут (1891 – 1954)
Слайд 29Подход бихевиористов
Религия выступает здесь как врожденная инстинктивная предрасположенность, сформировавшаяся в
результате естественного отбора, что, по сути, восходит к взглядам, И.
П. Павлова.
В работе Уэллса "Биологические основания веры” религиозная вера представала как реакция, в основе которой лежит система рефлекторных дуг, сгруппированных таким образом, что некоторые конкретные высказывания и утверждения могут получать позитивное подкрепление.
Слайд 30Психиатрическое направление (представители)
Ж.Шарко (1825-1893)
Теодюль Рибо (1839-1916)
Пьер Жане (1859-1947).
Слайд 31Жан Шарко
Наиболее серьезное внимание Шарко уделял проблеме истерии, различные проявления
которой им были впервые описаны и исследованы. Разрабатывая травматическую теорию
истерии, Шарко отметил сходство между поведением истериков и людей, находящихся в состоянии гипноза. В противовес работам нансийской школы он утверждал, что гипнозу подвержены главным образом лица, склонные к истерии. Исходя из этого, Шарко впервые начал широко использовать гипноз при лечении истерии.
Слайд 32Подход психиатров
Проводились экспериментальные исследования состояния человека в процессе медитации, а
также особых состояний сознания под воздействием наркотических средств. Другой областью
изучения психологов стало влияние типа личности на религиозное поведение человека. Психология развития, главным образом под влиянием французского психолога Жан Пиаже, занималась исследованиями закономерностей религиозного обучения и воспитания.