Слайд 1Психология стресса
Техники самопомощи, твои жизненные ресурсы
Слайд 2Как внешне определить что стресс:
Остекление глаз
Вегето-сосудистые изменения
Проявляются в эмоциях и
в поведении (беги, замри, борись)
Слайд 3Жизнестойкость
- система убеждений о себе, о мире, об отношениях с
миром
Слайд 4Вовлечённость
убеждение в том, что вовлечённость в происходящее даёт максимальный шанс
найти нечто стоящее и интересное для личности
Слайд 5Контроль
убеждённость в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего
Слайд 6Принятие риска
убеждённость человека в том, что то, что ним
случается, способствует его развитию за счёт знаний, извлекаемых из опыта
Слайд 7Тест жизнестойкости
https://psytests.org/personal/hardinessA.html
Сальваторе Мадди
Salvatore R. Maddi
(род. 1933)
Слайд 8Согласно модели, предложенной Мадди, стрессоры (как острые, так и хронические
стрессорные воздействия) вызывают физическое и психическое напряжение, которые могут привести
к нарушению благополучия в сферах здоровья, отношений, эффективности в работе.
Возникновению напряжения способствуют врожденные уязвимости (например, наследственные особенности нервной системы, заболевания), однако жизнестойкие убеждения вместе с социальной поддержкой помогают нам с этим справится (совладать), что в свою очередь, помогает ослабить стрессогенность воздействий.
Аналогично на этапе перехода напряжения в нарушения работают жизнестойкие практики, усиливая противостояние организма стрессу.
Слайд 9Механизмы формирования жизнестойкости
оценка жизненных изменений как менее стрессовых
создание мотивации
к трансформационному совладанию
усиление иммунной реакции
усиление ответственности по отношению к практикам
здоровья
поиск активной социальной поддержки, способствующей трансформационному совладанию
С. Мадди
Слайд 10это чувство собственной ценности, значимости
Низкая СО - это убеждение в
собственной невысокой значимости или ценности и связано с негативным убеждением
о самом себе
Самооценка как внутренний ресурс личности
Слайд 11Как формируется низкая самооценка
1. Негативный опыт
Насилие
(прежде всего эмоциональное, чаще
всего в детском возрасте)
2. Отсутствие позитивного опыта
недостаток похвалы -
чтобы я не делал, все равно недостаточно хорошо
недостаток интереса - чтобы я не делал, все равно я недостаточно интересен
чрезмерная опека (трудно выявить, т.к. социально одобряемой) - нарушение чувства самоэффективности, уверенности, самостоятельности
отличие от других - слон среди фруктов
Слайд 12Насколько сильно нарушен баланс в сторону низкой самооценки?
Мало триггеров
Неуверенность в себе
(как черта характера)
3. Не мешает в
жизни
Триггер — это «спусковой крючок»
Много триггеров
Ненависть к себе
Доставляет значительные трудности
Слайд 13Коррекция самооценки
Переосмысление негативного опыта (повторное проживание, нахождение смыслов и
др.)
Нахождение позитивного опыта (во всех сферах жизнедеятельности человека)
Смещение фокуса внимания
в настоящем (по принципу здесь и сейчас)
Слайд 14Работа в мини-группах.
Упражнение «А еще ты…»
Каждому необходимо рассказать
о том, чем вы гордитесь, что считаете результатом своей деятельности
или положительной чертой характера.
После представления каждой член группы должен добавить к сказанному то положительное, что считает нужным.
Слайд 16Идеальное одобрение
Перефразирование. Мысленно можно начать с "я правильно тебя
услышал..."
Сочувствие. мысленно или явно "ты наверное... злишься, расстроен, переживаешь..."
Нахождение правды.
подчеркнуть, что собеседник имеет право на эти чувства, что они легальны
Исследование мыслей и чувств. Проявление интереса, уточнение, углубление
Слайд 18 Упражнения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения
Кинезиологические упражнения (руки, мячи)
Приемы
снятия мышечного напряжения с отдельных групп мышц (по Джекобсону)
Упражнения на
дыхание (вдох на 7, выдох на 11)
Элементы музыкотерапии, аквотерапии, арттерапии и т. д.
Слайд 191. Вешалка
2. Обними себя
3. Круговые движения вперед и назад
4. Энергетический
зевок
Практические упражнения
Слайд 22https://www.menti.com/avwjeoaccy
Менти-опрос
Слайд 23Домашнее задание
Сделать свое колесо баланса
Поддержать кого-нибудь по технике идеального
одобрения
Выполнять предложенные упражнения
Написать Личную программу оздоровления
Метроном онлайн: https://metronom.us/ru/
Слайд 24Личная программа оздоровления
Упражнения, приемы, которые я использовала
1.
2.
3.
Упражнения, приемы, которые я
буду использовать
1.
2.
3.
Слайд 25Список литературы по теме
«Психология стресса»:
Грабе М. Синдром выгорания -
болезнь нашего времени /под ред. Л.Г.Лысюк-_СПб.:Речь, 2008.-96с.
Дыхательные комплексы по методике
А.Т.Сая /Авт.-сост. Л.Орлова.-Мн.:Харвест, 2006.-64 с.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой /Авт-сост.Т.Ю.Амосова. -М.:РИПОЛ классик, 2007.-64 с.
Курпатов А.В.Счастье вашего ребенка. Первое руководство для родителей.-2-е издание.-М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2009.-288 с.
Левис Шелдон, Шелдон Левис Ребенок и стресс.-СПб: Питер пресс, 1996. – 208 с.
Лейк Д. Как преодолеть стресс.-СПб.: «Норинт», 2002 г.- 80 с.
Майсак Н.В. Превенция деформаций, деструкций и девиаций специалистов социометрических профессий. Методические рекомендации.- Астрахань: Из-воГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2012.-24 с.
Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости».-СПб.:Речь, 2009.-250 с.
Разумов С.А. Эмоциональный стресс, работоспособность и здоровье.Л., «Знание», 1975. – 40 с.
Рутман Э.М. Надо ли убегать от стресса?- М.:Физкультура и спорт, 1990.-128 с.
Спиридонов Н.И. Психическая саморегуляция, движение, здоровье –Свердловск: сред-урал. кн.. изд -во, 1983.- 112 с.
Тематическая папка «Профессиональное выгорание педагогов»