Разделы презентаций


Психология учения и преподавание в системе ВПО презентация, доклад

Содержание

Вопросы:Психология учебной деятельности студента а) Психологическая теория учебной деятельности б)Формирование учебной деятельности студентов 2. Понятие теории обучения в психологии 3. Преподавание в вузе — развивающее обучение

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психология учения и преподавание в системе ВПО
к.психол.н., доцент
Латышева Марианна

Александровна

Психология учения  и преподавание в системе ВПОк.психол.н., доцентЛатышева Марианна Александровна

Слайд 2Вопросы:
Психология учебной деятельности студента
а) Психологическая теория учебной деятельности
б)Формирование

учебной деятельности студентов
2. Понятие теории обучения в психологии
3. Преподавание

в вузе — развивающее обучение
Вопросы:Психология учебной деятельности студента а) Психологическая теория учебной деятельности	 б)Формирование учебной деятельности студентов 2. Понятие теории обучения

Слайд 31.Психология учебной деятельности студента
Учение — широкое понятие, включающее в себя

организованные формы (школа, вуз курсы, ) и стихийные процессы приобретения

человеком знаний и опыта в повседневной жизни.

С точки зрения деятельностного подхода организованные формы учения рассматриваются как учебная деятельность.
Основные положения психологической теории учебной деятельности имеют непосредственное отношение к разработке методики преподавания психологии
1.Психология учебной деятельности студентаУчение — широкое понятие, включающее в себя организованные формы (школа, вуз курсы, ) и

Слайд 4В отечественной психологии основные положения теории учебной деятельности разработаны на

базе
культурно-исторической теории (Л. С. Выготский),
принципа единства психики и

деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев),
психологической теории деятельности (А. Н. Леонтьев),
теории поэтапного формирования умственных действий и типов учения (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.).
Экспериментальные и теоретические исследования проведены в школах Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, И. И. Ильясовым, А. И. Подольским, В. Я. Ляудис, сотрудниками П. Я. Гальперина, их последователями.
В отечественной психологии основные положения теории учебной деятельности разработаны на базе культурно-исторической теории (Л. С. Выготский), принципа

Слайд 5Учебная деятельность — это один из видов деятельности обучающихся (школьников,

студентов), направленный на усвоение теоретических знаний и способствующий интенсивному развитию

мышления (Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов).
Учебная деятельность является частью, специфической разновидностью учения, которая специально организуется, чтобы обучающийся, осуществляя ее, изменял самого себя
Учебная деятельность — это один из видов деятельности обучающихся (школьников, студентов), направленный на усвоение теоретических знаний и

Слайд 8учебная задача важный компонент учебной деятельности

учебная задача  важный компонент учебной деятельности

Слайд 9Виды задач
Конкретно-практические
Ориентация на получение частного и конкретного результата
Усвоение знаний

и умений происходит в той форме, которая применима для частных

случаев; через решение практических задач

Учебные
Ориентация на раскрытие общего принципа связи элементов учебной ситуации
Усвоение знаний и умений отделено от их применения в конкретных условиях. Продуктом решения задачи являются обобщенные знания, умения, которые используются при решении конкретных задач

Виды задачКонкретно-практическиеОриентация на получение частного и конкретного результата Усвоение знаний и умений происходит в той форме, которая

Слайд 10 А. Н. Леонтьев : для овладения «продуктом человеческой деятельности нужно

осуществить деятельность, адекватную той, которая воплощена в данном продукте»
Т.е.

в процессе учебной деятельности обучающиеся перенимают опыт старшего поколения.
Специфическое содержание учебной деятельности и есть решение учебных задач, которые направлены на овладение способом действий по внесению изменений в предмет/объект
А. Н. Леонтьев : для овладения «продуктом человеческой деятельности нужно осуществить деятельность, адекватную той, которая воплощена в

Слайд 11В психологии решение психологических задач не всегда могут трактоваться как

учебные, т.к. часто имеют конкретный, единичный характер и служат частной

иллюстрацией к какому-то общему теоретическому положению.
Чтобы их можно было подвести под понятие «учебные задачи» при обучении психологии в своей совокупности должны составлять определенную систему, в которой их решение должно сформировать у будущего специалиста соответствующие способности, т.е. привести к изменению самого студента.
В психологии решение психологических задач не всегда могут трактоваться как учебные, т.к. часто имеют конкретный, единичный характер

Слайд 12Формирование учебной деятельности студентов
В высшей школе перед преподавателем психологии

стоит первоочередная задача — формировать учебную деятельность студента, т. е.

научить его учиться психологии => научится психологически мыслить и грамотно строить взаимоотношения с людьми .
Формирование учебной деятельности студентов В высшей школе перед преподавателем психологии стоит первоочередная задача — формировать учебную деятельность

Слайд 14Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин)

Учение – это

деятельность, формирующая осмысленные действия.
«Осмысленные действия составляют основную единицу всякой

познавательной и практической деятельности человека, формируясь в индивидуальном опыте, претерпевая ряд изменений и приобретая желательные (или нежелательные) свойства».


Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин)Учение – это деятельность, формирующая осмысленные действия. «Осмысленные действия составляют

Слайд 16 «В каждом человеческом действии есть ориентировочная, исполнительная и контрольная часть»(П.

Я. Гальперин).
В учебном процессе обучающийся учится исполнительной части действия, опираясь

при этом на его ориентировочную часть, которую обеспечивает ему преподаватель.
Психологическая концепция поэтапного формирования умственных действий, реализованная в конкретных методиках обучения, позволяет :
ускорить процесс обучения
сформировать умения будущего специалиста действовать безошибочно в профессиональной деятельности
- обеспечить прочность и качество формируемых знаний, умений и навыков выше обычного без дополнительных материальных, финансовых и людских (кадровых) ресурсов.


«В каждом человеческом действии есть ориентировочная, исполнительная и контрольная часть»(П. Я. Гальперин). В учебном процессе обучающийся

Слайд 17Теория развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В. В. Давыдов)
Учебная деятельность — это

усвоение собственно теоретических знаний, а формирование учебной деятельности есть формирование

умения учиться самостоятельно и творчески.

Единица учебной деятельности - «учебная задача», решение которой преобразует не предмет, на который воздействует субъект деятельности (обучающийся), а самого субъекта, формируя его знания, умения, взгляды, мировоззрение
Теория развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В. В. Давыдов) Учебная деятельность — это усвоение собственно теоретических знаний, а формирование

Слайд 18Показатели результатов обучения в системе Эльконина-Давыдова
а) уровень сформированности

учебной деятельности (тип мотивации учебной деятельности, уровень развития познанательного интереса,

особенности целеполагания или «принятия учебной задачи», сформированность контроля и оценки своих возможностей учащимся и т. д.);
б) уровень интеллектуального развития учащихся (умение и способность к эмпирическому и теоретическому обобщению, произвольная память, непроизвольная память, интеллектуальная рефлексия, невербальное воображение и т. д.);
в) особенности развития ученических коллективов и личности (сплоченность класса, опосредствующая роль совместной учебной деятельности в межличностных отношениях, личностная рефлексия по тому, как склонны оценивать причины успехов и неудач — возлагать ответственность на себя или на других, а также индивидуально-психологические особенности личности по эмоциональной устойчивости, отсутствию агрессивности, демонстративности, трудностей в общении и т. д.)
г) уровень умений и навыков к концу обучения (например, орфографический навык, грамматические умения, уровень математических умений, вычислительный навык и др.).

Знания - не самоцель в обучении, они должны служить развитию личности
Показатели результатов обучения в системе Эльконина-Давыдова а) уровень сформированности учебной деятельности (тип мотивации учебной деятельности, уровень развития

Слайд 19Суть системы развивающего обучения -научить самостоятельно ориентироваться в научной и

любой другой информации.
«…школа должна учить мыслить, т. е. активно

развивать у учащихся основы современного мышления. Иными словами, необходимо организовать такое образование, которое имеет развивающий характер».(В. В. Давыдов)

Суть системы развивающего обучения -научить самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации. «…школа должна учить мыслить,

Слайд 20 «Деятельность учения может быть определена как деятельность по самоизменению, саморазвитию,

и в качестве ее предмета может рассматриваться опыт самих учащихся,

который преобразуется в учении путем присвоения элементов социального опыта. Усвоенный фрагмент социального опыта и изменение за счет этого прежнего опыта учащегося составляют продукт деятельности учения»(Ильясов И.И., Климов Е.А. и др.).
«Деятельность учения может быть определена как деятельность по самоизменению, саморазвитию, и в качестве ее предмета может рассматриваться

Слайд 21Психология проблемного обучения (Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин).
В проблемном обучении

знания «не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими

в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации» (М. И. Пахмутов).
Главным достоинством проблемного обучения ученые-педагоги считают его функцию, активизирующую познавательную деятельность(М. И. Пахмутов, И. Я. Лернер).
Учиться мыслить — это разрешать противоречия между знаниями, которыми обладает обучающийся, и знаниями, которых у него нет, но которые требуются для решения возникающих перед ним познавательных задач.
Психология проблемного обучения (Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин).		В проблемном обучении знания «не передаются учащимся в готовом

Слайд 22Т. В. Кудрявцев и А. М. Матюшкин : «Проблемное обучение

не сводится лишь к активизации усвоения знаний путем постановки перед

учащимися проблем... Современные знания психологии мышления позволяют не только ставить перед учащимися проблемы, но и создавать условия, служащие для управления их решением».
Т. В. Кудрявцев и А. М. Матюшкин : «Проблемное обучение не сводится лишь к активизации усвоения знаний

Слайд 23Основные понятия проблемного обучения
Учебная проблема —некоторая модель практической жизненной

проблемы, сконструированная преподавателем в соответствии с законами моделирования: воспроизведены существенные

связи и отношения объекта изучения (какой-то проблемы) при абстрагировании от несущественных или, наоборот, с наличием ряда несущественных моментов, от которых обучающийся должен отвлечься и выделить существенные
Проблемная ситуация - психологическое состояние субъекта при его встрече с проблемой, явно или смутно осознаваемое им как интеллектуальное затруднение, мешающее ему в немедленном решении познавательной или практической задачи и требующее поиска новых знаний или новых способов действий, которые позволяют снять возникшее затруднение
Проблемная задача-задача, создающая проблемную ситуацию
Проблемный вопрос-ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает к поиску неизвестного, нового знания
Проблемное задание
Проблемность как принцип обучения

Основные понятия проблемного обучения Учебная проблема —некоторая модель практической жизненной проблемы, сконструированная преподавателем в соответствии с законами

Слайд 24При овладении психологией проблемные задачи направлены на познание человека, на

освоение способов изучения психологии реальных людей и в конечном счете

на ее изменение, на активное вторжение в практику — в практику обучения, воспитания, управления и прочих форм взаимодействия с людьми.
При овладении психологией проблемные задачи направлены на познание человека, на освоение способов изучения психологии реальных людей и

Слайд 252. Понятие теории обучения в психологии
Теория обучения — это раздел

педагогической психологии, теоретически и экспериментально изучающий психологические условия эффективности взаимодействия

преподавателя и студента.
Теория обучения есть система научных принципов, обобщающих и объясняющих практический опыт и закономерности успешного взаимодействия преподавателя и студента, учителя и ученика в процессе обучения.
Психологическая теория обучения в отечественной психологии была впервые сформулирована Л. С. Выготским как проблема соотношения обучения и развития, где ведущая роль была признана за обучением Начала разрабатываться в начале 30-х годов.
2. Понятие теории обучения в психологииТеория обучения — это раздел педагогической психологии, теоретически и экспериментально изучающий психологические

Слайд 26В России теория обучения развивалась в тесной связи с учением

о законах и закономерностях развития психики и выступает как единая

теория обучения и развития.
«Развитие возможно лишь в том случае, если происходит учение и научение…учение (а следовательно, и обучение) есть форма развития» ( П. Я. Гальперин и Д. Б. Эльконин).
Можно считать, что в отечественной психологии к понятие «теория обучения» оформилось как понятие теории развивающего обучения.
В России теория обучения развивалась в тесной связи с учением о законах и закономерностях развития психики и

Слайд 27Основные положения теории обучения
Содержание обучения — теоретические знания,
Метод

— организация совместной деятельности обучающихся,
Продукт — главные психологические новообразования

специалиста высшей квалификации (среди профессиональных и личностных качеств исключительное место занимают интеллект и нравственность )
Основные положения теории обучения Содержание обучения — теоретические знания, Метод — организация совместной деятельности обучающихся, Продукт —

Слайд 283. Преподавание в вузе — развивающее обучение
В своей учебной

деятельности студент переходит на новую, более высокую ступень — от

обучения под руководством и повседневным контролем учителя к самостоятельному освоению научной картины мира, овладевает методом обучения и самообучения.
В этой связи преподаватель, ставя перед студентом учебные задачи, требующие для своего решения исследовательского подхода помогает ему развернуть свой творческий потенциал.
3. Преподавание в вузе — развивающее обучение  В своей учебной деятельности студент переходит на новую, более

Слайд 29Преподаватель не в буквальном смысле учит студента науке, а объясняет,

как ему учиться самостоятельно, причем не только читать научную литературу,

но и самостоятельно мыслить, даже слушая лекции. Лектор не пересказывает «всю науку», а дает тот материал, ориентируясь по которому, студент безошибочно найдет в литературе нужные для усвоения научные положения, научится мысленно проецировать научные положения на реальную жизнь, анализировать последнюю и оценивать ее с этих позиций.
Преподаватель не в буквальном смысле учит студента науке, а объясняет, как ему учиться самостоятельно, причем не только

Слайд 30Взаимоотношения преподавателя вуза со студентом предполагают не столько накопление в

его голове всевозможных сведений, знаний, а, прежде всего, развитие его

личности как человека высокой морали и общей культуры, компетентного в своей области и наряду с этим широко образованного, творчески мыслящего, умело действующего в нестандартных ситуациях.
Взаимоотношения преподавателя вуза со студентом предполагают не столько накопление в его голове всевозможных сведений, знаний, а, прежде

Слайд 31основные характеристики деятельности преподавателя
Первоочередная методическая задача — это отбор

теоретического материала, на котором акцентируется внимание студентов, при изучении темы

или нового раздела, очередной проблемы. Содержание этого материала излагается в лекции, выносится на семинарское занятие, отрабатыватся на практических и лабораторных занятиях.
основные характеристики деятельности преподавателя Первоочередная методическая задача — это отбор теоретического материала, на котором акцентируется внимание студентов,

Слайд 32При отборе содержания учебного материала для преподавания нужно ориентироваться на

теоретические положения, а не факты, явления, процессы, события, которые в

преподавании науки имеют подчиненное значение.
Факты, явления, процессы, события используются для того, чтобы на основе их анализа подводить студентов к теоретическому обобщению, научить их делать выводы из исследования фактов реальной действительности. Именно на этой основе происходит общее интеллектуальное развитие будущего специалиста, вырабатывается способность к познанию и решению возникающих в жизни проблем, которая и определяет успешность любой деятельности.
При отборе содержания учебного материала для преподавания нужно ориентироваться на теоретические положения, а не факты, явления, процессы,

Слайд 33задача преподавателя: вносить в преподавание теоретическое обоснование, т. е. то,

чего в учебнике нередко не бывает.
Теоретические материалы надо подобрать так,

чтобы они подходили и для лекции, и для других форм занятий, например, могли объяснить смену научных взглядов на психологическую природу какого-либо психического процесса в истории психологии.
Поняв и усвоив теорию вопроса, студент становится способен мыслить профессиональными научными категориями, применяя свои знания в динамично складывающихся жизненных ситуациях для рационального использования возможностей психической деятельности на практике. Это относится к любой теме, любому учебному вопросу.
задача преподавателя: вносить в преподавание теоретическое обоснование, т. е. то, чего в учебнике нередко не бывает.Теоретические материалы

Слайд 34Особенности теоретических знаний
Теоретическое знание
Возникает на основе анализа реально

существующих внутренних связей и отношений предметов и явлений и открывает

генетически исходное отношение целостной системы как ее всеобщее основание и сущность.
Отражают внутренние отношения и связи предметов, недоступные непосредственному восприятию и представлению субъекта, т. е. выходят за пределы чувственного познания.
Связь с общественной практикой

Например, при изучении теории деятельности, нужно доказать, что деятельность является источником развития свойств личности, в том числе способностей
Задача обучения, чтобы понятие было сформировано в сознании студента ( раскрыты генетические истоки понятия, причины его происхождения и включения в научный оборот).

Эмпирическое знание
вырабатывается на основе сравнения внешних признаков предметов, выявления видимого различия и сходства их общих свойств.

Особенности теоретических знаний Теоретическое знание Возникает на основе анализа реально существующих внутренних связей и отношений предметов и

Слайд 35Одна из важнейших особенностей развивающего обучения — это ориентированность на

конечный результат — на формир­вание главных психологических новообразований (умственное развитие,

способности творчески подходить к научным и практическим проблемам).
Обучение, ориентирующееся на конечный продукт в виде главных психологических новообразований является развивающим обучением, а методы его осуществления следует назвать инновационными.
Одна из важнейших особенностей развивающего обучения — это ориентированность на конечный результат — на формир­вание главных психологических

Слайд 36Т.о., развивающее обучение — это главным образом теоретические знания, которые

благодаря методу коллективной дискуссии (совместной деятельности преподавателя и студентов) обеспечивают

развитие интеллекта, умственных способностей будущих специалистов.
Конечным продуктом развивающего обучения наряду с умственным развитием может стать и нравственное развитие как образование у будущих специалистов новых «личных смыслов жизни», новых мотивов и потребностей.
Т.о., развивающее обучение — это главным образом теоретические знания, которые благодаря методу коллективной дискуссии (совместной деятельности преподавателя

Слайд 38Задачи
Сравните подходы двух молодых мам к воспитанию своих детей.


Первая мама:«Я считаю, что раз моя дочь растет очень активной,

самостоятельной, то с нее и спрашивать надо». Вторая мама: «А я думаю, — говорит вторая, — что моя девочка все равно еще дитя. Подрастет, тогда будет делать все сама».

Исследователи отмечают, что если глухих детей начинать обучать речи после 3 лет, то наблюдается отставание во многих видах деятельности и в развитии психических процессов; не возникает потребность в сюжетно-ролевой игре, задерживается развитие мышления.
Почему именно в этом возрасте у ребенка происходит отставание в развитии многих видов деятельности?

Задачи Сравните подходы двух молодых мам к воспитанию своих детей. Первая мама:«Я считаю, что раз моя дочь

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика