Слайд 1
Психолого-педагогическая
диагностика
Слайд 2
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ.
Слайд 3Диагностика (с греческого dia – через и gnosis - знание
т.е. способный распознавать) – анализ состояния объектов и процессов, выявления
проблем их функционирования и развития.
В общем смысле диагностика — особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознанием единичного явления.
Результат такого познания - диагноз (от греч. Diagnosis - распознавание) – это определение состояния объекта, т.е. заключение о принадлежности к сущности, выраженной в единичном, к определенному установленному наукой классу.
Слайд 5Медицинская диагностика – процесс установления медицинского диагноза, т.е. заключения о
характере и существе болезни учащегося на основе принятой классификации.
Педагога-психолога диагноз
будет интересовать с точки зрения психосоциальных и педагогических аспектов.
Слайд 6Например, педагог-психолог не ставит диагноз: наркомания, шизофрения, невроз, алкоголизм, но
может диагностировать те социально-педагогические и психологические последствия, которые сопровождают эти
заболевания, признаки их влияния на формирование личности ребенка.
Слайд 7На основании медицинского диагноза в педагогическом процессе становится возможным учитывать
личностные особенности детей, страдающими теми или иными заболеваниями.
Например, при
диагнозе сахарный диабет у ребенка выражены раздражительность, высокая эмоциональная реактивность,неуравновешенность, обидчивость и т.п., при заболевании пищеварительного тракта (язвенная болезнь, гастрит и др.) – характерны конфликтность, истерические реакции, обидчивость, обеспокоенность т.д., больные с нарушениями сердечно-сосудистой системы (миокордиты) - эмоциональные, ранимые, плаксивы.
Слайд 8Социальная диагностика – комплексный процесс исследования социального явления с целью
выявления, распознания и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе,
характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния и тенденции дальнейшего развития.
Её целью является постановка социального диагноза, т.е научно обоснованного заключения состояния социального здоровья объекта.
Слайд 9Оценка предполагает сбор данных о ребенке и условий их жизни,
а также анализ информации для разработки плана помощи.
Источники информации при
социальной диагностике:
эпидемиология;
беседы с учащимися и с семьей;
измерительные и наблюдательные методики.
Слайд 10Психодиагностика – это наука и практика постановки психологического диагноза.
Психологическая диагностика:
психологическая
дисциплина – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и изучения
индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей личности и групп;
область психологической практики по выявлению разнообразных качеств, психологических и психофизиологических особенностей, черт личности.
Слайд 11Психологическая диагностика (психодиагностика) (введено в 1921 г. Г. Роршахом)- измерение
индивидуально-психологических свойств личности или других объектов, поддающихся психологическому анализу (семья,
группа, коллектив).
Ее целью является установление психологического диагноза как заключения об актуальном состоянии психологических особенностей личности (или других объектов: семьи, группы, коллектива), прогнозе их дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.
Слайд 12Цель психодиагностики:
Распознавание, оценка и измерение индивидуальных особенностей личности.
В компетенцию
психодиагностики входит:
Конструирование и апробация методик, разработка требований к ним как
к измерительным инструментам,
Выработка правил проведения обследования.
Разработка способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.
Слайд 13Научная и практическая психодиагностика решает ряд типичных для неё задач.
К ним относятся следующие:
- установление наличия у человека того или
иного психологического свойства или особенности поведения;
- определение степени развитости данного свойства, её выражение в определённых количественных и качественных показателях;
- описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо;
- сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.
Слайд 14Этапы разработки и применения методов диагностики
Постановка проблемы.
Формулировка гипотезы.
Выбор методов для
проверки гипотезы.
Интеграция полученных данных и постановка психологического диагноза.
Слайд 15!!! Психологический диагноз - конечный результата деятельности психолога, направленный на
выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью:
оценки их актуального состояния;
прогноза
дальнейшего развития;
разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.
Психологический диагноз – структурированное описание комплекса взаимосвязанных психологических свойств – способностей; стилевых черт и мотивов личности.
а
Слайд 16Психологический диагноз представляет собой распознавание многоуровневых проблем обнаружившегося отклонения или
недостатка в поведении индивида с целью их устранения путём соответствующих
«терапевтических» воздействий психолого-педагогического характера.
Психологический диагноз должен быть строго объективным, надёжным, выступать научной предпосылкой для прогноза будущего изменения психических и психофизиологических параметров обследуемого (В. И. Войтко, Ю. З. Гильбух).
Слайд 18Психологический диагноз производится не просто по результатам психологического обследования, но
обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности
проявляются в жизненных ситуациях («жизненные показатели»).
Большое значение при постановке диагноза имеет возрастной анализ полученных данных, причём анализ с учётом «зоны ближайшего развития» ребёнка.
Слайд 19Психологический диагноз должен ставиться школьным психологом в строгом соответствии с
профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться
конкретная психолого-педагогическая коррекция.
Формулировка диагноза обязательно должна содержать прогноз, т. е. на основе всех пройденных этапов исследования нужно наметить путь и характер дальнейшего развития ребёнка в двух направлениях: при условии, если с ребёнком будет своевременно проведена необходимая работа и если такая работа с ним осуществлена не будет.
Слайд 20Следует тщательно продумывать, кому и в какой форме сообщать о
диагнозе и прогнозе психического и личностного развития школьника.
Сообщая диагноз
тому, кто его запрашивал (учителям, родителям, учащимся), необходимо «перевести» его на доступный язык, «очистить» от научной терминологии, иначе он не будет понят.
Слайд 21Использование диагноза в зависимости от целей диагностической работы
Диагноз может
быть передан другому специалисту (например, учителю, врачу и др.), который
сам принимает решение о его использовании в своей работе.
Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам (педагогам, дефектологам, практическим психологам и др.), но и самим обследуемым и их родителям.
Вместе с тем на основе проведённого обследования сам психодиагност может строить коррекционно-развивающую, консультационную или психолого-терапевтическую работу с испытуемым.
Слайд 22Основные сферы практического применения
1. Сфера образования и воспитания.
2. Психодиагностика
активно используется в области медицины, в частности в психиатрических и
неврологических клиниках.
3. Психологическое консультирование, целью которого является оказание помощи в решении тех или иных психологических проблем.
4. Психодиагностика широко используется для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности.
5. Практическое применение психодиагностики получило широкое распространение в проведении судебно-психологических экспертиз.
6. Применение в армии, полиции, спорте, в коммерческих структурах, для повышения эффективности управленческой и групповой деятельности людей и т. д.
а
Слайд 23Психодиагностика "обслуживает" предметные области психологической науки (общая психология, медицинская, возрастная
,социальная и др.) саму психодиагностику "обслуживает" так называемая дифференциальная психометрия.
Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных.
а
Слайд 24Педагогическая диагностика (предложен в 1968 г. К. Ингенкампом) – совокупность
приемов контроля и оценки, направленных на решение задач по оптимизации
учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствование учебных программ и методов педагогического воздействия.
Педагогическая диагностика — изучение личности ребенка, особенностей детского коллектива в целях обеспечения и эффективности индивидуального и дифференцированного подхода в целостном педагогическом процессе.
Педагогическая диагностика - это изучение личности учащегося (ребенка) и ученического (детского) коллектива в целях обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций.
Педагогическая диагностика— изучение личности ребенка, особенностей детского коллектива в целях обеспечения и эффективности индивидуального и дифференцированного подхода в целостном педагогическом процессе.
Слайд 25В педагогике диагностика имеет свое специфическое содержание.
Если психодиагностика стремится
оценить личность и отдельные ее стороны как относительно устойчивые образования,
то педагогическая диагностика направлена на результаты формирования личности учащегося, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.
Систему диагностической деятельности образуют цели и методы диагностики, результаты и интерпретация результатов, кадры и учреждения, занимающиеся диагностикой и, что обязательно, гуманным применением результатов диагностики в образовательном процессе.
Педагогическая диагностика - это изучение личности учащегося (ребенка) и ученического (детского) коллектива в целях обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций.
Педагогическая диагностика— изучение личности ребенка, особенностей детского коллектива в целях обеспечения и эффективности индивидуального и дифференцированного подхода в целостном педагогическом процессе.
Слайд 26Педагогическая диагностика - это изучение личности учащегося (ребенка) и ученического
(детского) коллектива в целях обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в
процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций.
Педагогическая диагностика— изучение личности ребенка, особенностей детского коллектива в целях обеспечения и эффективности индивидуального и дифференцированного подхода в целостном педагогическом процессе.
Педагогический диагноз – заключение о тех проявлениях и качествах личности, коллектива, на которые может быть направлено педагогическое воздействие, или которые могут быть исследованы в воспитательных целях, а также о педагогически значимых факторах, оказывающих влияние на воспитанников. Он должен содержать:
а) описание действий, состояний, отношений объекта воспитания в педагогических и психологических понятиях;
б) их объяснение на основе педагогической и психологической теории;
в) прогноз развития событий в данной ситуации и в будущем;
г) аргументированную педагогическую оценку имеющих место и прогнозируемых фактов;
д) заключение о педагогической целесообразности принимаемого решения.
Слайд 27Требования к педагогической диагностике:
изучение личности должно быть направлено не только
на вскрытие недостатков, сколько на поиск резервов личности, ее нераскрытых
возможностей и потенциалов;
диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;
изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;
личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;
нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода;
данные диагностики не должны быть направлены против самой личности; нельзя делать выводы о личности только на основе одного метода;
необходимо изучать личность ребенка в развитии и сравнивать ее достижения не только с успехами других детей, но прежде всего, с его собственными показателями.
Слайд 28Принципы применения педагогической диагностики:
гуманизма
комплексного характера
целенаправленности
единства образования и диагностики
качественного и количественного
подхода
динамического подхода
индивидуального подхода
непрерывности
соответствия диагностики уровню развития науки
Слайд 29Показатели образовательных достижений
Интегральные показатели обученности по отдельным предметам (достижение обязательного
и повышенного уровней подготовки по предмету)
Динамика образовательных достижений
Сформированность общеучебных умений
Сформированность
коммуникативных умений
сформированность познавательных интересов
Установки и ценностные ориентации
Профессиональное самоопределение
Слайд 30
На современном этапе своего развития педагогическая диагностика представлена разветвлённым рядом
направлений, отражающих её предметную многоаспектность:
дидактическая диагностика;
психолого-педагогическая диагностика;
социально-педагогическая диагностика;
управленческая
диагностика.
Педагогическая диагностика - это изучение личности учащегося (ребенка) и ученического (детского) коллектива в целях обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций.
Педагогическая диагностика— изучение личности ребенка, особенностей детского коллектива в целях обеспечения и эффективности индивидуального и дифференцированного подхода в целостном педагогическом процессе.
Слайд 31
Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических
особенностей обучающегося и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации
учебно-воспитательного процесса.
Слайд 32Психолого-педагогическая диагностика, ориентированная на изучение субъектов образовательного процесса; в рамках
данного направления изучаются: образовательные возможности учащихся; индивидуально-личностные особенности учащихся, значимо
определяющие характер их школьной адаптации, социализации, духовно-нравственного становления; особенности поведения учащегося.
Наиболее часто в педагогической деятельности психодиагностика находит применение при решении вопросов диагностики способностей, коррекции поведения, диагностики профпригодности, оценки личности.
Слайд 33Педагогическая диагностика - это изучение личности учащегося (ребенка) и ученического
(детского) коллектива в целях обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в
процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций.
Педагогическая диагностика— изучение личности ребенка, особенностей детского коллектива в целях обеспечения и эффективности индивидуального и дифференцированного подхода в целостном педагогическом процессе.
Предмет психолого-педагогической диагностики - измерение (оценка) интересующих свойств личности, включенной в образовательный процесс.
Объектом психолого-педагогической диагностики являются все компоненты педагогического процесса: педагог, учащиеся, используемые педагогические средства, действенность форм организационного педагогического процесса и т. п.
Слайд 34Основные задачи психолого-педагогической диагностики
выяснение состояния развитости соответствующего свойства;
определение динамики
его развития и преобразования в течение определенного периода времени;
установление тех
реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий;
определение перспектив развития свойства (качества);
разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития;
- выработка рекомендаций (для ребенка или группы детей).
Слайд 35Педагогическая психодиагностика в области дефектологии решает несколько основных задач.
Первая
задача - при обследовании детей с отклонениями в развитии на
медико-педагогических комиссиях её применение позволяет получить сведения об уровне умственного и об особенностях психического развития ребёнка, что имеет существенное значение в определении того, для какой категории аномалий характерны отклонения, наблюдаемые у данного ребёнка, и, следовательно, какой тип учреждения наиболее адекватен для его обучения.
Вторая задача психологической диагностики – выявление индивидуально-психологических особенностей ребёнка для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания.
Третья задача психологической диагностики – это оценка хода (динамики) психического развития. Такая оценка необходима, в частности, для определения эффективности методов, содержания и средств обучения, поскольку определить их только на основе оценки знаний нельзя.
Слайд 36Психолого-педагогическая диагностика основывается на ряде принципов:
• объективность заключается в непредвзятом рассмотрении
педагогического объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах;
• причинность обусловлена
универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;
Слайд 37• комплексный подход в изучении психолого-педагогических явлений, проявляемый в увязании конкретно
накопленных каких-либо конкретных данных со всем комплексом проблем;
• научная обоснованность
и подтверждаемость особенно важны в связи с тем, что за каждым решением, принятым на основе педагогического диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.
Слайд 38 В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции:
1.Информационную
2. Прогнозирующую
3. Оценочную
4. Развивающую
Слайд 39 Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы: выявить относительный
уровень развития ребенка, выявить уровень состояния педагогического взаимодействия, определить основные
параметры будущей характеристики ученика.
Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы: способствовать выявлению потенциальных возможностей развития обучаемого.
Слайд 40Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы: иметь представление о
результативности педагогического взаимодействия, определить эффективность использования в педагогическом процессе различных
воспитательных и обучающих средств.
Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы: использовать диагностические методики для демонстрации обучаемому его возможностей и перспектив развития, создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.
Слайд 41Диагностическое обследование отличается от научного исследования.
Психолог-исследователь ориентирован (в том числе
и в области психодиагностики) на поиск неизвестных закономерностей, связывающих абстрактные
переменные, и использует «известных» (то есть определенных по какому-либо признаку) испытуемых и пренебрегает их индивидуальными отличиями и эмпирической целостностью.
Для психолога-психодиагноста на практике именно эти индивидуальные отличия и эмпирическая целостность являются объектом изучения; он ориентирован на поиск известных закономерностей в «неизвестных» обследуемых.
Слайд 42Алгоритм проведения
диагностик
Определение цели и задач исследования.
Подбор критериев и
показателей для определения результативности изучаемого явления.
Выбор методик изучения.
Подготовка диагностического
инструментария.
Обработка и интерпретация результатов исследования.
Слайд 43 Правила работы с диагностическими методиками
Содержание диагностической методики должно
предполагать ожидаемый результат.
Диагностика должна быть достаточно информативной и
создавать широкое поле исследовательской деятельности.
Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.
Любые результаты исследования должны служить не во вред, а во благо.
По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.
Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.
Слайд 44 Задачи школьной психодиагностики
Все задачи, возникающие во взаимодействии педагога
и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические.
В
первом случае этот тип задач в большинстве случаев связан с обслуживанием общеобразовательной функции школы.
Задачи второго типа - собственно психологические, которые преимущественно и приходится решать школьному психологу. Они в большей степени связаны с реализацией воспитательной функции школы.
Слайд 45К предмету образовательной деятельности школы можно отнести формирование следующих психических
свойств и функций:
- познавательные способности;
- знания, умения и навыки по
конкретным предметным дисциплинам;
- систему представлений и понятий, образующих общую научную картину природного и социального мира.
Условно можно сказать, что образовательная функция обращена на ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ СФЕРУ психической жизни ребенка.
Слайд 46К предмету воспитательной деятельности можно отнести формирование следующих психических свойств:
-
характера, воли и целеустремленности;
- социально-созидательной структуры мотивации и ценностной ориентации
личности;
- подготовку юношей и девушек к осознанному выбору сферы профессиональной деятельности на основе гармоничного сочетания интересов и способностей.
Условно можно сказать, что воспитательная функция направлена ЛИЧНОСТНО-МОТИВАЦИОННУЮ СФЕРУ психической жизни ребенка.
Слайд 47Типы данных, используемых в психолого-педагогической диагностике
В психолого-педагогической диагностике используются следующие
типы данных:
1) L-данные (Life record data), полученные путём регистрации жизни
человека в основном в результате наблюдения; сюда же включаются экспертные оценки. Основные требования:
- оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения;
- эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого лица в течение достаточно длительного промежутка времени;
- необходимо не менее 10 экспертов на одного оцениваемого;
- ранжирование испытуемых должно производиться экспертами только по одной черте (характеристике) каждый раз, а не по всем сразу.
Слайд 482) Q-данные (Questionnaire data), полученные на основании опросников и других
методов самооценок. К этому источнику относятся MMPI (Миннесотский многопрофильный личностный
перечень), 16-факторный личностный опросник Кэттела и др.
Возможны следующие искажения результатов исследования:
- познавательные (вызваны низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемых, отсутствием навыков интроспекции и использованием неверных эталонов);
- мотивационные (вызваны нежеланием отвечать и уклонением ответов в сторону "социальной желательности").
Слайд 493) T-данные (Objective test data) - данные объективных тестов.
По Р.Б. Кэттелу
и В.Ф. Варбуртону, различают 12 групп тестов:
- тесты способностей (интеллектуальная
функция, знания, способности и т.д.);
- тесты умений и навыков (зрительно-моторная координация, прохождение лабиринта и т.п.);
- тесты на восприятие;
- опросники (анкетный опрос о поведении, состоянии здоровья и т.д.);
- мнения (выявление отношения к другим людям, нормам и т.д.);
- эстетические тесты (выявление предпочтения картин, рисунков и т.п.);
Слайд 50- проективные тесты (формализованные личностные тесты). Тесты ТАТ, Роршаха, не
удовлетворяющие требованию формализации, не являясь объективными, сюда не входят;
- ситуационные
тесты (изучение выполнения заданий в разных ситуациях - индивидуально, в группе, в соревновании и т.д.);
- игры, в которых наиболее полно проявляются люди;
- физиологические тесты (ЭКГ, КГР и др.);
- физические тесты (антропометрические);
- случайные наблюдения, т.е. изучение того, как проводится тест (запись поведения, выводы и т.д.).