Слайд 1Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями
Нормативно-правовые основы
Слайд 2Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.12г. Ст. 2
Ст. 2. Основные понятия, используемые в
настоящем Федеральном
законе
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
Слайд 3Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.12г. СТ.2
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию
для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Слайд 4Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.12г. СТ.2
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Слайд 5Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.12г. СТ.3
Ст. 3. Основные принципы государственной политики и правового
регулирования отношений в сфере образования:
- обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
- обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
Слайд 6Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.12г. СТ.11
Статья 11. Федеральные государственные
образовательные стандарты и
федеральные государственные
требования. Образовательные
стандарты
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
Слайд 7Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.12г. СТ.42
Статья 42. Психолого-педагогическая,
медицинская и социальная помощь
обучающимся, испытывающим трудности
в
освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной
адаптации
Слайд 8Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.12г. СТ.42
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1)
психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Слайд 9Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.12г. СТ.44
Статья 44. Права, обязанности и
ответственность в сфере образования
родителей
(законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Слайд 10Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.12г. СТ.44
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать
до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;..
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;..
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Слайд 11Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.12г. СТ.55
Статья 55. Общие требования к приему на
обучение в
организацию,
осуществляющую образовательную
деятельность
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Слайд 12Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.12г. СТ.79
Статья 79. Организация получения
образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Слайд 13Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.12г. СТ.79
Под специальными условиями для получения образования
обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья в
настоящем Федеральном законе понимаются условия
обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя:
- специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания;
- специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 14Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.12г. СТ.79
Отдельные организации, осуществляющие
образовательную деятельность по
адаптированным основным
общеобразовательным программам:
для глухих,
слабослышащих, позднооглохших;
слепых, слабовидящих;
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР);
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);
с задержкой психического развития (ЗПР);
с умственной отсталостью (УО);
с расстройствами аутистического спектра (РАС);
со сложными дефектами;
и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 15ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования
и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ - совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Слайд 16НОЗОЛОГИИ
Нозология – наука о болезнях (в переводе с древнегреческого νόσος
«болезнь» + λόγος «учение, слово»).
Нозология полностью описывает заболевание – его
отличие от здоровья, причины и механизмы возникновения, особенности типичных проявлений и поражения органов.
Слайд 17КАТЕГОРИИ И ВАРИАНТЫ ПРОГРАММ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Глухие дети:
1.1, 1.2, 1.3, 1.4
Слабослышащие дети: 2.1, 2.2, 2.3
Слепые дети: 3.1,
3.2, 3.3, 3.4
Слабовидящие дети: 4.1, 4.2, 4.3
Дети с речевыми нарушениями: 5.1,5.2
Дети с двигательными нарушениями: 6.1, 6.2, 6.3, 6.4
Дети с задержкой психического развития: 7.1, 7.2
Дети с расстройствами аутистического спектра: 8.1, 8.2, 8.3, 8.4
Дети с умственной отсталостью: ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - варианты 1, 2