Слайд 1Слайд 1 Лекция 1 . Методология научных исследований. 2018-19
1.Введение
в предмет. Образовательная траектория обучения в Вузе
2.Цель, задачи, структура
учебной дисциплины: знать, уметь , владеть.
3. Система знаний о методологии научного исследования. Системный подход в научном исследовании
4. .. Наука: определение , знать, уметь, владеть
5. Критерии научности. Характерные черты и отличительные признаки науки.
6. Функции науки. Предмет и объект науки.
7.Этапы становления науки: исторический и современный (самостоятельно)
Ключевые слова: метод, методология, глоссарий, наука, магистратура, магистрант, магистр, аспирантура, диссертация, знания, познания, инновационная деятельность, информация, концепция, теория, технологии, генезис, парадигма, теория
Литература
1. Горлов Н.А., Круглов Д.В. Методология научных исследований. Уч. для Вузов ( магистратура): Юрайт, 2015
2. Рузавин Г.И.Методология научного познания. М: Юнити,2015.
3. Казачинский В.П., Минаева С.В. Методы научных исследований уч. пособие, Краснодар, 2009
4. Плешкань А.В., Тарасенко А.А., Фомиченко С.В. Краткий учебный словарь терминов и понятий по теории физической культуры и спорта и методологии науки. Краснодар, 2014 г.
Слайд 2Слайд2
Цель и задачи учебной дисциплины «Методологии научных исследований»
Цель учебной дисциплины
– сформировать навыки методологически грамотного осмысления конкретно-научных проблем с видением
их в мировоззренческом контексте истории науки.
Задачи:
− получить и усвоить знания генезиса культур, цивилизаций и науки
- научиться анализировать информацию о природе и социуме, дифференцировать научное, лженаучное и околонаучное знание;
− сформировать научное мировоззрение;
− способствовать усвоению знаний истории науки как неотъемлемой части истории человечества;
− сформировать умение ориентироваться в методологических подходах и видеть их в контексте существующей научной парадигмы.
− изучить основы знаний методологии и её уровней;
− сформировать умение ориентироваться в методологических подходах и видеть их в контексте существующей научной парадигмы.
- Усвоить методологические основы научного познания:
Слайд 3Слайд 3. ВВЕДЕНИЕ
Образовательная траектория обучения в ВУЗе
( по В.А.Таймазову,2010)
включает : бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, докторантуру.
Слайд 4Слайд 4. Базис учебной дисциплины ( знать, уметь, владеть)
Данный
курс базируется на основополагающих принципах системного анализа, современных достижениях, науки,
методологии познания , креативного мышления, синергетики- методологии самоорганизации, развития творческой активности личности; коучинга - системе изучения эффективности решения задач и проблем; принципах гуманистической педагогики: - фасцинации-;- синкритичности –воспитания;- ДКСО –-ОДТ -
Магистранты должны знать:
- понятийный аппарат теорию строения и развития методологии НИ
- дифференцированное решение эмпирических, логических и теоретических задач.
УМЕТЬ:- выявлять перспективные направления научных исследований;
- обрабатывать экспериментальные и теоретические данные;
Владеть: -методологией системного подхода к Н.И
- методикой проведения Н.И.навыками самостоятельной НИР
- методикой подготовки магистерской диссертации
- методикой оформления итоговой работы и подготовки презентации
Слайд 5Слайд 5. Система знаний о методологии научного исследования.
Исторические корни
как путь познания и исследования, уходят в Древний Египет, работы
таких философов, как Сократа, Платона и Аристотеля.
Сократ рассматривал природу мышления в контексте добывания истины в процессе сопоставления различных представлений, понятий , их сравнения , расчленения, определения. По Сократу предметом истинного знания должно быть то, что доступно целесообразной деятельности.
АРИСТОТЕЛЬ – разработал важное для методологии учение о категориях, как познания, их диалектике, соотношения потенциального и актуального.
Платон – для понимания смысла диалектики и категорий исходил из того, что мысль должна двигаться соответственно объективной логики познаваемого предмета.
Гегель развивал элементы диалектики.
Большое влияние на развитие методологии оказывают процессы дифференциации и интеграции научных знаний.
В.И.Вернадский разработал синергетику теоретическую кибернетику. Основу концепции ионосферы.
Системный подход в научном исследовании
- целое, составленной из частей, соединений, совокупность элементов, находящихся в отношениях связанных друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.
.
Слайд 6
СЛАЙД 6
Основные принципы специальной методологии физической культуры и спорта –
это научность, наглядность, доступность, единство теории и практики обучения, воспитывающий
характер обучения, гуманизация и гуманитаризация учебного процесса.
- Принцип научности обозначает, что все теория физической культуры и спорта, как учебного предмета, основываются на общенаучном знании и строятся с учетом достижения смежных наук, таких как психологии, социология, физиология, биомеханика и др.
Принцип наглядности реализуется в основных методах обучения, опирается на необходимость создания зрительного образа содержания учебной информации.
Принцип доступности – учет возрастных особенностей , их возможности усвоения того или иного уровня сложности содержания обучения.
Принцип единства теории и практики основывается на диалектическом законе и реализуется в процессе обучения, на основе научных достижений, уровня практического применения полученных знаний.
Принцип воспитывающего обучения обусловлен применением инновационных техник обучения и воспитания.
Слайд 7Слайд 7. Методология . Основные уровни методологии
Методология (от греч.
methodos – путь исследования и logos – понятие, учение) –
это система принципов, форм и способов организации и построения теоретической и практической деятельности научного познания.
Уровни методологии– общая, специальная. и частная .
1.Общая методология – это путь исследования, обеспечивающий наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука.
Основа общей методологии – философские положения, являющиеся базой научного знания рассматриваемой науки; в их качестве выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира.
Общая методология российской науки исходит из того, что:
1. Окружающий нас реальный мир материален (состоит из материи).
2. Материя первична, а сознание вторично.
3. Материя находится в непрерывном движении, развитии:
а) движущие силы развития окружающего мира, материи подчиняются законам:
- единства и борьбы противоположностей;
- перехода количественных изменений в качественные;
- отрицания - отрицания;
Слайд 8Слайд 8. Наука: знать, уметь владеть
Знать:1. Основные концепции
науки
2.общеметодологические понятия науки
3. современные особенности развития науки
4.исторические этапы развития науки.
Уметь:
1. владеть особенностями научных школ
2.различать эмпирический и теоретический подходы к решению исследовательских задач
3. осознать социальную значимость своей будущей профессии.
Владеть:1.Способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
2.Иметь исходную теоретическую позицию.
3. уметь различать абсолютную и относительную истину о предмете исследования
Слайд 9Слайд 9 Наука, определение, критерии научности, виды
Сегодня, на рубеже
веков и тысячелетий, любому образованному человеку понятен, если не вполне
ясно, то хотя бы интуитивно смысл слова «наука».
Наука- одна из форм общественного сознания ( философское значение)
Наука- особый вид познавательной деятельности, системно- организованных и обоснованных знаний о природе и обществе
Наука – особый род занятий людей по получению новых знаний, их систематизации к применению.
Наука – основная форма человеческого познания
Наука- процесс получения новых знаний. Наука способствует выработке определенного мировоззрения, освобождает человека от предрассудков и суеверий, расширяет кругозор, совершенствует умственные способности и нравственные убеждения.
Виды науки: 1. Фундаментальная
2. Прикладния
Слайд 10
Слайд 10. Критерии научности. Понятие науки и научной методологии
В чем
же состоят принципиальные отличия науки от других областей человеческой деятельности?
1.
Критерий научности - это правила, по которым оценивается соответствие (несоответствие) некоторых знаний обобщенным гносеологическим представлениям об установленных стандартах научного знания.
. К числу типичных гносеологических признаков научности знания, согласно критериям научности, относят: истинность, рациональность, методичность, интерсубъективность, системность.
Слайд 11Слайд 11. Характерные черты и отличительные признаки науки.
Истинность - соответствие
его познаваемому предмету. Понятие истины выражает содержательную сторону некоей формы
знания с точки зрения ее объективности и безотносительно к субъективной оценке и признанию.
Интерсубъективность. Данный признак выражает свойство общезначимости, общеобязательности, всеобщности знания.
Системность. В основе научных знаний лежат определенные исходные положения, закономерности, позволяющие объединять соответствующие знания в единую систему. Системная организованность знания обусловлена определенной его обоснованностью..
Дискурсивность научного знания базируется на принудительной последовательности понятий и суждений, заданной логическим строем знания (дедуктивной структурой), формирует чувство субъективной убежденности в обладании истиной.
Таким образом, специфика научного знания выражается тремя характерными чертами (признаками) - истинностью, интерсубъективностью и системностью. Каждый признак в отдельности не конституирует определенность науки.
Слайд 12Слайд 12 . Исторические этапы развития науки и научны знаний.
1.1.
1 этап становления науки VII –VI вв. до н.э. (античная
Греция, познание).
1.2. Характеристика 2 этапа XVI-XIV вв. до н.э. (наука Нового времени).
1.3. Характеристика 3 этапа развития науки – Современный XIX-XXI вв.
Слайд 13Слайд 13. История науки ( можно условно разделить):
1 этап развития
науки
В У11 – У1 вв. до н.э. в
античной Греции познание стало превращаться в самостоятельную разновидность человеческой деятельности, а научное знание отделятся от религиозно- мифических представлений
Такие античные мыслители, как Фалес, Фукидид, Аристотель, Архимед, Евклид, были уже учеными в современном смысле этого слова. Выделились самостоятельные науки и дисциплины: математика, физика, астрономия, медицина, и др. Наука со времен Аристотеля стремилась к установлению состава и структуры каждого объекта исследования. Ключевым словом теоретической деятельности стало слово «анализ», т.е. расчленение, разделение на части, представление объекта познания в виде конструкции из элементов.
2 этап развития науки
ХУ1- Х1Увв до н.э. в знаменуется открытиями Коперника, Галилея, Декарта, Ньютона, Кеплера - фундамент бурного научного мировоззрения и познания. Открываются университеты; образуются академии наук и научные общества, издаются первые научные журналы. Труд И.Ньютона «Математические начала натуральной философии»(1687 г). Все это содействует распространению научных знаний и формированию особого международного научного сообщества.
3 этап развития науки -СОВРЕМЕННЫЙ Х1Х-ХХ вв.
Новый способ организации научных исследований - крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой. Современная наука включает в себя сотни научных дисциплин или конкретных наук. Они могут быть представлены в виде 3 больших групп в зависимости от предмета изучения;
Наука о природе - изучает предметы и явления неорганического, растительного и животного мира. К их числу относятся: физика, химия. Биология, география, геология.
Наука об обществе исследует различные стороны и институты человеческого общества, их возникновение, взаимоотношения. К их числу относятся социология, языкознание, экономика, теория государства. Права и т.п.
Класс технических наук, изучающих искусственные устройства, созданные человеком, и способы их совершенствования. Нана-технологии.. Инновационные технологии. Информационные технологии
Слайд 14
Слайд 14. Структурная
схема процесса познания