Слайд 1Публицистический стиль
Связан с общественно-политической сферой коммуникации.
Этот стиль реализуется в
газетных и журнальных статьях на политические и другие общественно-значимые темы,
в ораторских выступлениях на митингах и собраниях, по телевидению и радио, в Интернете.
Общие черты стиля с разной степенью активности проявляются в отдельных подстилях: газетно-публицистическом, радио-тележурналистском и ораторском. Но границы этих подстилей часто размыты.
Основные функции – информировать и воздействовать. Это сближает публицистический стиль с научным стилем. Но информация в публицистическом стиле предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоев общества и должна доводиться быстро, оперативно. Воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата. Это роднит публицистический стиль с художественным стилем.
Слайд 3В газетных жанрах для большей выразительности и в целях предупреждения
тавтологии часто используются ПЕРИФРАЗЫ (или парафразы)– описательные обороты, передающие смысл
другими словами. (Врачи – люди в белых халатах, Париж – город влюблённых). К употреблению перифраз в речи нужно относиться осторожно, следить за тем, чтобы они не стали штампами.
В текстах публицистического стиля гармонично сочетаются экспрессия и стандарт. Экспрессия – для воздействия на массового читателя; стандарт – для быстроты распространения информации.
Экспрессия создается словами и фразеологизмами с оценочным значением (краски лета, петь с чужого голоса, искусство уничтожения).
Под стандартом понимается устойчивый и воспроизводимый оборот, обладающий четким значением и экономно выражающий содержание (переход к рынку, антикризисная программа, меры по социальной поддержке населения и т.п.). От стандарта следует отличать штампы – стертые, избитые выражения (белое золото Узбекистана, черное золото Кузбасса). Штампы – слова и выражения, когда-то яркие, но ставшие трафаретными из-за частого употребления (достичь высоких рубежей, охота на ведьм, свет в конце туннеля, сбиться с пути истинного).
Слайд 4
Общие черты публицистического стиля:
Сочетание экспрессивности и стандартности.
Речевая ситуация – официальная
обстановка речи.
Основные темы – общественно-политические и морально-этические.
Основные качества
речи – полемичность изложения, доходчивость, яркость средств языка.
Слайд 5
Лексические особенности публицистического стиля:
Использование слов, имеющих специфическую стилистическую окраску и
социально-оценочный характер: (труженик, посланец, созидание, авангард, наёмники).
Наличие общественно-политической лексики и
фразеологии, переосмысление лексики других стилей для целей публицистики: (демократия, митинг, избирательная кампания, практические шаги, пакет мирных предложений, атмосфера доверия, позитивные результаты, политический спектакль, закулисные переговоры, последний раунд встречи).
Использование характерных для данного стиля речевых стереотипов: (по сообщениям нашего корреспондента, неуклонный рост, официальный визит, широкий размах, дружественная обстановка, труженики полей, чёрное золото, стальные артерии).
Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и даже жаргонные элементы: (жёлтая пресса, пособник, оболванивание).
Использование иноязычной лексики: (приватизация, ваучер, электорат, девальвация, истеблишмент, спичрайтер).
Слайд 6
Морфологические особенности публицистического стиля:
Характерно употребление единственного числа в значении множественного:
(Врач всегда должен отличаться человечностью).
Употребление существительных с суффиксами лица (подвижник,
пособник, застрельщик).
Использование имён существительных с приставками - сверх, меж, анти (сверхзадача, межзональный, антифашист).
Частотность повелительных форм глагола в призывах и лозунгах.
Использование публицистически окрашенных причастных образований на – омый: (весомый, влекомый, несомый…).
Частотность использования родительного падежа: (плюрализм мнений, время перемен, реформа цен, проведение конференции, министр здравоохранения).
Частотность употребления глаголов настоящего и прошедшего времени.
Использование отрицательных частиц не и ни, частицы же – в усилительной функции, разговорных частиц: ведь, вот, даже, лишь и др.
Слайд 7
Синтаксические особенности публицистического стиля:
Присутствие риторических вопросов.
Использование вопросно-ответной формы изложения как
формы оживления речи (своеобразный диалог с адресатом).
Использование различных форм
повторов: (побеждают те, кто идёт вперёд, побеждают те, кто ясно видит будущее…).
Использование восклицательных предложений (особенно в лозунгах и рекламе).
Частотность использования обобщённо-личных, неопределённо-личных и безличных предложений, с помощью которых можно «отстраниться» от конкретного деятеля (нам сообщают, передают, в заметке сообщается).
Слайд 8
СЛОВАРИК ОСНОВНЫХ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ
ЗАМЕТКА – информация о каком-то новом и
важном событии (факте).
ИНТЕРВЬЮ – беседа с каким-либо лицом, предназначенная
для печати, передачи по радио, телевидению.
ОЧЕРК – небольшое повествовательное описание чего-либо (бытовой очерк); изложение фактов, дающее представление о ком-либо (биографический очерк).
ПАМФЛЕТ – злободневное, острое, обычно небольшое сочинение обличительного, политического характера.
ПРОБЛЕМНАЯ СТАТЬЯ – статья, в которой ставятся социально значимые вопросы, анализируются причины их появления, пути решения. Преобладающая функция – воздействующая. Воздействие осуществляется за счет обобщения конкретных фактов, убедительных аргументов, в роли которых часто выступают пословицы, афоризмы, цитаты. Предметом изложения в проблемной статье является не сам факт, а размышления, с ним связанные. Текст данного жанра строится по типу рассуждения.
Слайд 9
СЛОВАРИК ОСНОВНЫХ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ
РЕПОРТАЖ – рассказ о событиях, участником или
очевидцем которых был автор.
ФЕЛЬЕТОН – статья на злободневную тему,
использующая юмористические и сатирические приемы изложения.
ХРОНИКА – информация, посвященная текущим событиям общественной жизни.