Слайд 1Путешествие в мир психологической диагностики
Слайд 2Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа
бывает различна, да и способности к тому или иному делу
также.
Поэтому можно сделать все в большем количестве лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам.
Платон
Жизнь — это серии тестов.
Автор неизвестен
Слайд 3Психологическая диагностика
наука о конструировании методов
оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также
об использовании этих методов в практических целях.
Слайд 4Функции психологической диагностики
Научная -
деятельность по конструированию
психодиагностических методик
Практическая -
реализуется практическими психологами, использующими
диагностические методики
Слайд 5Эмпирические
методы исследования
Метод –
способ познания
и научного исследования
Наблюдение
Тестирование
Анкетирование
Эксперимент
Слайд 6Методика
Соответствует конкретным целям и задачам исследования,
содержит
в себе описание объекта, приемов, операций изучения,
способов
фиксации,
обработки и
анализа полученных данных.
Слайд 7Психодиагностические методики
— это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и
оценки индивидуально-психологических особенностей людей
Слайд 8сферы использования
Сфера образования и воспитания
♦ контроль за интеллектуальным и личностным
развитием учащихся;
♦ оценка школьной зрелости;
♦ выявление причин неуспеваемости;
♦ отбор в
школы и классы с углубленным изучением определенных предметов;
♦ решение проблем трудных детей (с отклоняющимся поведением, конфликтных, агрессивных и пр.);
♦ профессиональная ориентация
Слайд 9Сфера медицины
Психодиагностическое обследование психиатрических и неврологических клиниках пациентов
клиник:
для уточнения или постановки диагноза заболевания;
для оценки эффективности терапии;
для целей трудовой, воинской и судебной экспертиз.
Слайд 10Сфера трудовой деятельности
Помочь каждому найти свое место в
сфере труда
и стать в выбранной работе профессионалом
высокого уровня.
Слайд 11в психологическом консультировании
Контроль за ходом психического развития ребенка:
исследование
социальной ситуации развития,
уровня развития ведущей для данного возраста деятельности
(игры, учения и др.).
Слайд 12в армии, милиции, спорте,
в коммерческих структурах
Для повышения эффективности управленческой и групповой деятельности людей
Слайд 13Ошибки
некритическое использование зарубежных методик, не учет влияния фактора культуры на
их результаты;
статический подход к исследуемым индивидам, неоправданно категоричные выводы и
заключения;
использование методик без отчетливого понимания того, что они измеряют;
использование методик неспециалистами (любительщина, шарлатанство);
неконтролируемый поток пиратских изданий
«Лучшие психологические тесты» (1994), «Энциклопедия психологических тестов» (1997), «Практическая психодиагностика» (2000).
Слайд 15труды
1869 книга «Наследственный гений» —проанализирован обширный материал по «выдающимся людям».
В рассуждениях он подошёл к пониманию феномена нормального распределения признаков
в человеческой популяции.
Разработка методологии психометрических
исследований.
1884 Международная выставка здравоохранения, Англия - первая в мире антропометрическая
лаборатория.
Монография об отпечатках пальцев«Finger prints».
Разработка основных положений науки евгеники о создании идеального во всех отношениях человека.
Слайд 16Изобрёл ряд приборов и экспериментальных процедур:
«метод близнецов»
метод анализа образной памяти
ассоциативный
метод
Слайд 19Приборы для психологических экспериментов конца XIX - 1-й трети XX века
Слайд 20Приборы для психологических экспериментов конца XIX - 1-й трети XX века
(Санкт-Петербург)
Слайд 23Оборудование для психологических исследований 60-80-х гг. XX века
Слайд 25Экспериментальная психология XXI века. Центр экспериментальной психологии МГППУ (Москва): современное оборудование для
исследований
Слайд 34Шаблон оформления психологического исследования
Цель исследования: изучение толерантности студентов.
Выборка испытуемых: (кол-во
студентов) ФППО.
Этапы исследования:
1. подготовительный – подбор методов, методик
исследования; планирование процедуры исследования, подготовка материалов;
2. диагностический – проведение исследования на базе ФППО;
3. итоговый – анализ и обсуждение полученных данных.
Условия проведения: исследование проводилось в индивидуальной (фронтальной) форме.
Для исследования были применен метод тестирования (наблюдения, анкетирования).
Психологическое обследование проводилась с помощью диагностической методики (название методики и в скобках автора).
Используемые в исследовании психологический метод и диагностическая методика адекватны цели исследования и соответствуют возрасту испытуемых.
Слайд 35Методика «... (название)»
(ФИО автора)
Цель методики: выявление степени
толерантности
(диагностический показатель)
Возрастной диапазон: от 15 лет и старше.
Оборудование: бланк-ответов, ручка.
Стимульный материал: карточки с изображением предметов
Содержание методики: (столько-то утверждений).
Инструкция испытуемому:
«Прочитай внимательно утверждения и выбери…».
Обработка и интерпретация результатов.
Обработка ответов испытуемых осуществляется путем подсчета баллов по каждой шкале и подсчета общей суммы баллов.
Шкалы и их интерпретация:
- - -
Высокая степень (указать диагностический показатель) – 50 балл.
Средняя степень (указать диагностический показатель) – 30 балл.
Низкая степень (указать диагностический показатель) – 10 балл
Слайд 36Результаты исследования толерантности по методике «Шкала …»
Диаграмма 1
Распределение студентов
по
степени ….(диагностический показатель),
в %
(представить в форме круговой
диаграммы, гистограммы, графика)
Под диаграммой представить пояснение конкретных результатов.
Выводы:
Рекомендации: