Слайд 2Провинция Нуристан
Высокогорный исторический регион
на востоке Афганистана. Населённый племенами, совершенно уникальными
по
языку и культуре, до конца XIX века был известен как
Кафиристан. Современное название «страна света» появилось в результате карательного похода кабульского Абдуррахман-хана. Население: нуристанцы, таджики, гурджары, пуштуны, всего 130 тысяч (не считая
боевиков Талибана и других организаций).
Основные занятия населения: земледелие, скотоводство, добыча полезных ископаемых, контрабанда (драгоценные камни, древесина, наркотики, оружие). Плохой контроль и точечная заселённость привели к тому,
что граница легко проницаема, а отряды боевиков могут жить и
перемещаться в любом районе. Уязвимы и правоохранители, и жители.
Слайд 4Нуристан на карте
Территория региона делилась между провинциями Кунар, Лагман и Бадахшан.
Военные операции и известные фото 80-х помечены как «Кунар». В
2001 году была образована новая провинция – примерно в границах расселения коренных племён. Также граничит с округом Читрал пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва.
Сейчас в Нуристане 8 округов, столица – селение Парун, которое планируется развить до города. Количество и границы округов периодически изменяются. До XX века регион был крайне труднодоступен, особенно зимой, благодаря чему сохранял свой природный и культурный статус. Но и сегодня дороги (ранее отсутствовавшие вовсе) не в лучшем состоянии, а трасса Нуристан-Кунар регулярно перекрывается боевиками.
Слайд 6Природа Нуристана
В ущельях растут барбарис, облепиха, смородина, тополь, шелковица. Есть
хвойные леса из гималайского кедра и сосен. Встречаются лиственные породы:
грецкий орех, боярышник, дуб.
Животные: макака, леопард, рысь, медведь, волк, лисица, куница, горностай, ласка, горный козёл, горный баран, дикобраз, олень, кабан, заяц, летучая мышь, белка, сурок, тушканчики, мыши, крысы, хомяки.
Слайд 10История языка и народа
Индоиранские племена Юго-Восточной Европы начали проникать на
Средний Восток 4 тысячи лет назад. Первыми обособились предки нуристанцев,
ушедшие высоко в горы Гиндукуша, в то время как народы, говорившие на языках “Авесты” (иранцы) и “Вед” (индоарии), ещё долго понимали речь друг друга, перемещались и смешивались. Позже горцы стали известны под словом Kapir (родственно Kapisa), которое было переосмыслено как Kafir, и регион получил соответствующее название.
Нуристанцы явно занимали большую территорию в прошлом, но под давлением соседей им пришлось уходить всё дальше. Много бед наделал Тамерлан: жителей соседнего Панджшера он вырезал, а кафиров “победил”, но не уничтожил. Во времена Бабура панджшерцы массово принимают ислам, а кафиры сохраняют свой образ жизни и даже торгуют вином. В целом их образом жизни были набеги на соседей, порой далёкие. Торговля шла с Читралом, Бадахшаном, Джелалабадом. Сохранившиеся языки и племена называются прасун, кати, ашкун, вайгали, трегами. Пуштуны-сафи родственны им по крови, но исторически враждебны.
Слайд 12Культура
Приняв ислам, нуристанцы, как и многие новообращённые, стали ревностными последователями
новой веры и сторонниками кабульской власти. Однако в 80-е они
активно участвовали в джихаде, против «демократического» правительства. Сегодня простые жители не любят ни боевиков, ни американцев, предпочитая спокойную жизнь, в которой есть место и для искусства. В горах от Кабула до Свата распространена характерная манера резьбы по дереву, древняя традиция – общая для язычников и мусульман. Нуристанцы в этом деле особо искусны, и красота их работ поражает. В прошлом ставили идолы богов и фигуры предков, теперь есть только мебель. Также музыка племён совершенно не пересекается с арабо-персидской традицией равнин (maqam и т.п.),
по сути ближе к североиндийской и европейской. Песни, пляски и вино осуждались приезжими муллами, но полностью истребить местную культуру не удалось. Портянки и традиционные костюмы из шерстяной ткани или шкур нуристанцы уже почти не носят, перейдя на просторный пейран-тамбан. В городах от окружающих не отличаются.