Слайд 2Развитие ребенка – это цепь качественных изменений. Ребенок обладает качественно
отличной психикой. Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный
период развития.
Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними, индивидуальными функциями самого ребенка.
У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Движущая сила психического развития ребенка – обучение.
По Л. С. Выготскому
Слайд 3Стадии и периоды развития ребенка.
Слайд 5Семидневный плод чело-века имеет длину около 2,5 см. Видны глаза
и конеч-ности, различим сфор-мировавшийся мозг. Боль-шинство нейронных систем начинают развиваться
в неонатальный период.
Слайд 6Через несколько дней после зачатия у ребенка формируются дыхательная, нервная
и пищеварительная системы, внутренние органы. Через 18 дней начинает биться
сердце, на 21 день приходит в действие его собственная система кровообращения, кровь ребенка не смешивается с кровью матери и может отличаться от неё по группе.
В 42 дня (6 недель) формируются руки, ноги, глаза, нос, уши, с помощью прибора можно снять энцефалограмму мозга. В 6 недель малыш совершает первые движения, хотя мать их не чувствует, поскольку он весит только 30 граммов.
В 6 недель ребенок умеет сосать палец. Он чувствует боль и отдергивает руку, если ее уколоть.
Слайд 7 В 10 - 11 недель ребенок так мал, что
мог бы стоять, на мизинце своего отца. У него уже
можно снять отпечатки пальцев, он двигает глазами, языком. Он чаще глотает околоплодные воды, если их подсластить, и перестает глотать, если они будут горькими.
В 11 - 12 недель малыш дышит, реагирует на свет, тепло, шум. Все системы его органов полностью сформированы.
В 14 недель сердце ребенка перекачивает 24 литра крови в день. Он засыпает и просыпается вместе с матерью. Если на него направить яркий свет, он закроет лицо руками.
Слайд 8Физическое развитие ребенка идет в двух направлениях: цефалокаудальном (верх-ние части
тела развиваются раньше нижних) и прок-симодистальном (участки тела, расположенные ближе
к его центру, развиваются раньше периферических участков).
Слайд 9Изменение некоторых показателей физического развития человека с рождения до зрелого
возраста. До начала седьмого десятка лет снижение сенсорных и психомоторных
способностей в среднем не превышает 10%.
Слайд 10Моторное развитие ребенка начиная с позы плода и до ходьбы
Слайд 11Удержание новорожденного ребенка в висячем положении
Слайд 12Зрительный обрыв. Младенец ползет к матери по толстому листу стекла.
На середине дистанции ребенок встречается со зрительным обрывом
Слайд 13Формирование реакции дотягивания и схватывания
Слайд 14Процент просьб на горшок от общего числа случаев для тренировавшегося
(1) и нетренированного (2) близнеца
Слайд 15Младенец племени Хопи, привязанный к доске
Слайд 16На восьмом месяце у ребенка формируется представление о постоянстве объектов,
и он огибает препятствие, чтобы достать спрятанный от его взора
предмет.
Слайд 17“Мама” – Сева Щ., 2 года 2 мес (А) и
“папа” – Саша Т., 2 года 2 мес (Б) (по
Кольцовой, 1980).
Слайд 18“Мама” – Миша Д., 2 года 3 мес (по Кольцовой,
1980).
Слайд 19А. “Это – я” - Катя Щ., 4 года 3
мес (правильно развивающийся ребенок). Б. “Девочка” – Рая Н., 6
лет 1 мес. (умственно отсталый ребенок (по Кольцовой, 1980).
Слайд 20Степени зрелости, определяемые по изображению человеческой фигуры (из Кольцовой, 1980;
по Иразеку). Цифры – баллы, которыми условно обозначается степень зрелости
ребенка (1 – означает наиболее высокую оценку, 5 – самую низкую).
Слайд 21“Андрюша хороший, а Саша плохо ведет себя за столом”.
“Мальчик
злого великана победил”.
Слайд 22“Космос” – Володя В., 6 лет 5 мес.
Слайд 23Детский рисунки с признаками синкретизма
Слайд 24“Рентгеновские” рисунки детей младшего возраста.
А. “Кильки в банке” –
Игорь Т., 6 лет 2 мес.; Б. “Мороженое” – Леня
Р., 6 лет 2 мес.
(Продолжение)
Слайд 25“Дорога в детский сад” – Саша Д., 6 лет
“Я иду
в детский сад” – Ира Г., 6 лет 2 мес.
Слайд 26Пиаже (Piaget) Жан
(1896 - 1980)
швейцарский психолог, основатель Женевской школы
генетической психологии.
Л.С. Выготский
(1896 - 1934)
отечественный психолог, создатель культурно-исторической
концепции развития высших психических функций.
Слайд 27Когнитивное развитие (по Ж. Пиаже)
Слайд 28 СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА.
Сенсомоторный интеллект (от рождения до
2 лет);
Дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет);
Стадия
конкретных операций (от 7 до 11 лет);
Стадия формальных операций (от 11 лет и старше).
(по Пиаже)
Слайд 29Сенсомоторная стадия:
1 этап – рефлекторный: действуют только врожденные рефлексы (первичные
схемы);
2 этап – переход к произвольному контролю. Например, младенец уже
может посмотреть на предмет, чтобы его схватить (вторичные схемы);
3 этап – появляются третичные схемы, когда ребенок может проделать с объектом несколько различных действий (схем) – взять в руку, сосать и т.д., надеясь при этом получить различные результаты;
4 этап – это окончательная интеркоординация, в результате которой происходит качественный сдвиг в интеллектуальных действиях: схемы активируются отсутствующими объектами (по памяти). На раннем этапе у ребенка была только опознающая память, но не было воспроизводящей. Другими словами, он был не способен воспроизводить схемы «из головы».
Слайд 30Стадии развития у ребенка представления о предмете:
Ребенок следит за предметом,
выходящим из его поля зрения (до 4 мес.);
Ребенок производит следящие
движения головы и глаз за предметами, которые выходят из поля зрения;
Ребенок протягивает руку, но если предмет накрыть платком, то реакция пропадает. Стадия заканчивается, когда младенец начинает доставать предметы из-под платка;
В возрасте 10-12 мес. Если несколько раз перепрятать предмет на глазах ребенка под одинм и тем же платком, а затем перепрятать под другой платок, то он продолжает его искать под первым платком. Эта задача успешно решается младенцами в возрасте около 18 мес.
Слайд 31Дооперациональная стадия (2-7 лет). На этой стадии в поведении ребенка
происходит сдвиг – появляются мысленные репрезентации своих действий, т.е. то
что называют мышлением. Способность к репрезентации своих действий позволяет ребенку обрести новые способности. Например, ребенок может посмотреть на ситуацию и не производя никаких внешних действий, «осознать» верное решение. Такой тип обучения называют еще инсайтом. Ребенок начинает воображать и притворяться «понарошку». Например, дети играют в больницу: палочки это шприцы, другие палочки – градусники для измерения температуры больных и т.д. Способность к репрезентации, по мнению психологов, лежит в основе языка. Согласно Пиаже, язык состоит из символов, обозначающих объекты и события. Репрезентация включает создание и вызов (в голове) символов объектов. Пока ребенок не может репрезентовать символы и свободно ими манипулировать, он не может эффективно использовать язык.
Слайд 32Стадия конкретных операций (7-11 лет):
Этой стадии способствует прогресс в
трех важных областях интел-лектуального роста:
консервации, классификации и сериации/транзитивности.
Консервация
– это способность игнорировать изменения. Так ребенок приходит к различению видимости и реальности, у него начинает формироваться более глубокое знание о законах существования объектов. Как исторический пример – система Птоломея.
Слайд 33Исходное положение в задаче на консервацию (1) и положение после
того как содержимое одного сосуда перелито в более узкий и
высокий сосуд (2).
Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет).
Консервация
тогда В D
Стадия конкретных операций
(от 7 до 11
лет).
Вверху – задача на сериацию (А) и ее решение на дооперациональной стадии (В) и стадии конкретных операций (С).
Внизу – пары палочек, пред-ъявляемые в задаче на транзитивность.
После того как ребенок оп-ределяет, что А и В одинаковой длины, и что В длиннее С, а С длиннее D, его спрашивают, длиннее ли В, чем D.
Слайд 35После 11 лет формируется гипотетическое и абстрактное мышление. Благодаря этому
типу мышления появляется способность выходить за пределы физической реальности. Например,
для подростка характерны вопросы: «Что будет, если Солнце перестанет существовать?»… Такая способность к гипотетическому мышлению тесно связана с его растущей тенденцией мыслить на абстрактном уровне. Подросток начинает рассуждать по общим вопросам – что такое мораль, любовь, существование и пр. Согласно Пиаже формально-операциональное мышление завершает интеллектуальный рост ребенка.
Слайд 36Стадия формальных операций
(от 11 лет и старше).
Типичное расположение грузов
в задаче с балансировкой весов, где ребенок должен решить, остануться
ли весы в равновесии, если их отпустить (первоначально весы зафиксированы).
Слайд 37Стадия формальных операций (от 11 лет и старше).
Сочетание химических раство-ров
как пример этапов когнитивного развития по Пиаже. В этой задаче
детям разного возраста показывают четыре флакона, содержащие жидкость белого цвета и пятый флакон (g). Затем им показывают сосуд с сочетанием двух растворов. Когда в него добавляют несколько капель из флакона g, содержимое этого флакона окрашивается в желтый цвет. Ребенка просят получить этот цвет.
Слайд 38Ассимиляция и аккомодация (по Пиаже):
Ассимиляция определяет круг вещей или событий,
к которым применяется определенное поведение ребенка. Например, видимый предмет может
побудить ребенка потянуться к нему. По Пиаже – предмет ассимилируется схемой действия протягиваемой руки. Если данному поведению нечего ассимилировать, то оно отмирает.
Аккомодация – процесс, благодаря которому поведение приспосабливается к требованиям ассимилированных с ним предметов и событий. По мнению Пиаже, развитие ребенка происходит благодаря взаимодействию процессов ассимиляции и аккомодации.
Слайд 39Развитие «Я»
(социальное развитие)
Слайд 40Стадии развития нравственного сознания (по Колбергу)
Слайд 41Соотношение уровней нравственности у американских детей в разном возрасте (по
Kohlberg, 1963).
Слайд 42Уровень 1:: самоозабоченность. На этом уровне женщину занимают только те,
кто в состоянии удовлетворить ее собственные потребности и обеспечить ее
существование.
Уровень 2: самопожертвование. Социальные нормы, которым приходит следовать женщине, заставляет ее переходить удовлетворению собственных желаний лишь после удовлетворения потребности других. Например, роль «хорошей матери.
Уровень 3: самоуважение. На этом уровне женщина понимает, что только она сама способна сделать выбор, касающийся ее собственной жизни, если она не причинит вреда людям, связанными с ней социальными или семейными узами. В этом смысле третий уровень нравственного сознания перерастает уже в мораль непротивления.
Женская концепция нравственности (по Гиллиган)
Слайд 43«Обращайся с другими так, как ты хочешь, чтобы они обращались
с тобой»
«Возлюби ближнего своего, как самого себя»
Слайд 44Взрослый пациент с андроген-нечувствительным синдромом; генетически XY мужчина.
(по Money, Ehrhfrtdt,
1972)
Слайд 45Родители играют огромную роль в социализации ребенка.
Слайд 46Джеймс Моррис в возрасте 46 лет после операции по изменению
пола становится Яной Моррис.
Слайд 48Профили личности, определенный в группах людей разных профессий (по результатам
теста Кэттелла). Обратите внимание насколько сильно могут отличаться профили представителей
близких профессий.
Слайд 49Распределение черт личности в координатах осей «интроверсия-экстраверсия» и «стабильность-нестабильность» (по
Eysenck)
Слайд 50Согласно концепции Роджерса, реальное «Я» человека чаще всего сталкивается с
противоречием между «идеальным Я», отражающим то, чем человек хотел бы
стать, и требованиями общества, проявляющиеся, как правило, в виде условного отношения к его поступкам.
Слайд 51Фаза I продолжается до 15-летнего возраста. У человека в этот
период отсутствуют какие-то точные цели. Ребенок живет настоящим, а о
будущем имеет очень смутные представления. В этот период преимущественно развиваются физические и умственные способности.
Фаза II, длящаяся от 15 до 20 лет, соответствует отрочеству и юности. В этот период человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает грандиозные планы, связанные с выбором профессии, партнера (супруга) и вообще смысла жизни. Это период первых дерзаний и человек может оценить какими навыками он сможет овладеть и оценить достижение поставленных целей.
Фаза III длится от 25 до 40-45 лет и соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период жизни. Этот период характеризуется постановкой точных целей, стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни. Это период укрепления семьи и рождение детей.
(По Бюлеру)
Слайд 52Фаза IV продолжается от 45 до 60 лет. Это период
подведения основных итогов жизни. Отныне, заглядывая в будущее он вынужден
пересматривать свои цели с учетом своего профессионального статуса, здоровья и положения в семье.
Фаза V занимает период от 65 до 70 лет. В этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили в юности. Оставшиеся силы они посвящают досугу, путешествуя или просто приятно проводя время. В этот период человек пытается осмыслить свою жизнь как нечто целое. Естественно, что одни после этого могут остаться довольны – они выполнили поставленные цели, другие этих целей не достигли.
(по Бюлер)
Слайд 53Восемь психосоциальных кризисов, которые должен преодолеть человек в течение жизни
(по Эриксону).
Слайд 54Подобного рода пятна используются в тесте Роршаха. Испытуемый волен сообщать
все, что он видит в этой фигуре.
Слайд 55Одна из картинок, используемых в ТТА. Испытуемого просят рассказать какую-нибудь
историю на основании тех впечат-лений, которые вы-зывает у него рисунок.
Слайд 58Крайняя степень бес-человечности.
Джозеф Гебельс, министр пропоганды Гитлеры говорил: «Я
слышу голоса, что евреи тоже люди. На это я могу
только сказать, что постельный клоп тоже животное, но крайне неприятное животное» (1938 г. из выступления по радио).