Слайд 1Работа с мотивационной составляющей процесса социальной адаптации:
Мазунина Полина Сергеевна,
психолог КГАУ «Центр социальной адаптации»
г. Перми
как активизировать и
заинтересовать клиента социальной службы?
Слайд 2Категории клиентов ЦСА
Трудоспособные клиенты, оказавшиеся в ТЖС: только что освободились
из МЛС, потеряли документы, произошел конфликт с родственниками, оказались жертвами
жилищной аферы, жилье пришло в негодность и пр.;
Инвалидизированные клиенты и люди пожилого возраста;
Женщины с детьми, оказавшиеся в ситуации домашнего насилия или иной ТЖС.
Слайд 3Что им мешает взять себя в руки?
Слайд 4Проблема
Жизнь на улице больше месяца приводит к глубоким изменениям в
структуре личности человека;
Происходит искажение мотивационной сферы: формируется установка на выживание;
Это
ведет
к снижению
уровня притязаний,
жизни «одним днем»;
Слайд 5Проблема
Формирование психологической защиты в форме идентификации себя с бездомным ведет
к снижению тревоги, но вместе с тем блокирует инициативу и
желание покинуть социальное дно;
Значительно
преобладает ориентация
на сиюминутную выгоду.
Слайд 6Психологические особенности бездомных, затрудняющие социальную реабилитацию
Высокая экстернальность, перекладывание ответственности за
свою жизнь на плечи государства, родственников.
Низкая мотивация и личная инициатива
в создании сценария своей жизни. Выбор пути наименьшего сопротивления.
Слайд 7Психологические особенности бездомных, затрудняющие социальную реабилитацию
Отсутствие надежды и веры в
собственные силы, обесценивание помощи специалистов,
в т. ч. психолога.
Недостаток информации
и коммуникативных навыков, чтобы быть эффективным в социуме;
Уход от реальности посредством алкоголизации.
Слайд 8Психологические особенности бездомных, затрудняющие социальную реабилитацию
Депрессивные состояния и астения, «замороженность».
Наличие
когнитивных нарушений и физическая инвалидизация, а также уход в психоз.
Слайд 9Проблема со стороны социальной службы
Расхождение в интересах клиента и социального
работника: клиент ожидает, что все его проблемы будут решены социальными
работниками – специалист ожидает активности со стороны клиента;
Большой поток клиентов и значительная бумажная волокита приводят к направленности специалиста скорее на то, чтобы клиент поскорее ушел и разбирался сам со своими проблемами самостоятельно;
Слайд 10Проблема со стороны социальной службы
Чувство беспомощности и безысходности, которым «заражаются»
специалисты социальной службы;
Защитная реакция специалистов, подсознательное нежелание вникать в ситуацию
клиента.
Слайд 11Путь выхода
Необходимо обнаружить ресурсы клиента;
Поставить цели и разделить их
по важности и срочности
Выяснить его истинные желания и стремления;
Слайд 12Путь выхода
Обозначить этапы в достижении целей;
Продумать риски и возможности их
минимизации.
Слайд 13Позитивные эффекты методики
Прояснение жизненной ситуации клиента, ее особенностей;
Активизация внутренней
мотивации клиента, концентрация его сил и возможностей;
Слайд 14Позитивные эффекты методики
Эффективное предоставление информации и выяснение «белых пятен» в
информированности клиента;
Обозначение временных границ, сроков, что также стимулирует к действию;
Слайд 15Позитивные эффекты методики
Обучение клиента навыкам тайм-менеджемента и селф-менеджмента;
Апелляция к чувству
ответственности за свою жизнь, возвращение ощущения авторства;
Слайд 16Позитивные эффекты методики
Эмоциональная поддержка и укрепление его самооценки;
С планом может
работать как сам клиент, так и специалист в случае спорных
ситуаций, претензий со стороны клиента.
Слайд 17Ограничения методики
В структуре работы мало возможностей для повторных консультаций по
составленному плану;
Отсутствие
внешнего контроля,
редко, когда
клиенты
возвращаются к
составленному плану;
Слайд 18Ограничения методики
Возможная неискренность клиента или формальное отношение к процессу составления
плана;
Дефицит времени у клиента или специалиста на эту работу, внутреннее
сопротивление;
План всегда отличается от реальности.