Слайд 3 Образование духовного пространства, основанного на христианской вере, и
установление религиозного ритуала обусловили необходимость в культовых зданиях.
В архитектуре
утвердилось два типа церквей восходящих к постройкам Древнего Рима, – ротонде и базилике.
Слайд 5Ротонда
Мавзолей Констанции в Риме.
IV в.
Разрез, план
Слайд 6 Мавзолей Теодориха. Около 526 г. Равенна
Слайд 7 Базилика —вытянутое по оси восток — запад прямоугольное здание с
входом с западной стороны и алтарным помещением с восточной и
разделенное рядом колонн на три или пять частей, именуемых нефами или кораблями (ведь церковь—корабль, спасающий души)
Слайд 8(греч. βασιλική – «дом базилевса, царский дом») – тип строения
прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или
5) различных по высоте проходов (нефов).
В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями.
Центральный неф – обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса.
В Древнем Риме базилики служили судебными залами, рынками, биржами и пр. В дальнейшем базилика стала одним из основных типов христианских храмов.
Базили́ка
Слайд 9Старая базилика Св.Петра.
330 г. Рим.
Слайд 10
Своеобразие христианских храмов заключалось в резком контрасте между
их внешним обликом и внутренним убранством.
Предельно простые по форме,
лишенные какого-либо декора снаружи, раннехристианские храмы внутри богато украшались мозаиками.
Слайд 11Соборный баптистерий.
451-475 гг. Равенна
Слайд 12 Мавзолей Галлы Плацидии. 5в. Равенна
Слайд 13
Христианские священники сравнивали церковь с верующим человеком и
считали, что, подобно смиренному христианину с его богатой духовной жизнью,
храм внешне должен быть подчеркнуто строг, зато внутри богато декорирован.
Искусство «мерцающей живописи» (так называли мозаику) стало основным видом изобразительного искусства при оформлении интерьеров храмов.
Слайд 14Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна
Слайд 15Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна
Слайд 16Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна
Слайд 17Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна
Слайд 18Моисей и дочери фараона. Мозаика.
Церковь Санта-Мария Маджоре. V в.
Рим
Слайд 19 Главной особенностью раннехристианского искусства являлась его тесная связь
с античным миром и с античными образами.
О связи с
еще не забытым языческим миром свидетельствовали не только перспектива, переливы густых и глубоких тонов синего, аметистового, зеленого и винно-красного цветов древнеримской палитры, но и художественные образы. Используя языческие мотивы еще в катакомбах – подземных христианских кладбищах, христиане придавали им новое звучание.
Слайд 20– это сеть подземных сооружений, в Древнем Риме используемые для
погребений.
Само название «катакомбы» (лат. catacomba) римлянам было не известно,
они применяли
слово «цеметерий» (лат. Coemeterium) – «усыпальница», «кладбище».
Лишь одна из coemeteria, Святого Себастьяна, называлась ad catacumbas
(от греч. katakymbos — углубление).
Позже лишь они были известны и доступны населению, поэтому с тех пор все подземные захоронения стали называть катакомбами.
Катакомбы
Слайд 21 В период гонений на христиан в Римской империи
именно в римских катакомбах появляются первые христианские символические изображения.
В
этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга.
Слайд 22КРЕСТ –
изображение Распятия Христова. Изображение креста, на
котором был распят Иисус Христос, является главным символом христианской религии.
В первые века христиане не делали изображений креста. Первые изображения относятся к V-VI векам.
Слайд 23Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна
Слайд 24ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ –
(греч. ὁ ζῳοποιὸς σταυρός),
Истинный
Крест, Крест Господень, Животворящее Древо – крест, на котором, согласно
христианскому вероучению, был распят Иисус Христос.
Является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским реликвиям.
Слайд 25Апсида базилики Св. Клемента. XII в. Рим.
Слайд 26Крест – Древо Жизни.
Апсида базилики
Св. Клемента. XII в. Рим.
Слайд 27ИХТИС –
(др.-греч. Ίχθύς – рыба) – древний акроним (монограмма) имени
Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ
῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) выражающий в краткой форме исповедание христианской веры.
Новый Завет связывает символику рыбы с проповедью учеников Христа, некоторые из которых были рыбаками.
Эти сюжеты нередко изображались в катакомбах, смыкаясь с Тайной Вечерей.
Слайд 28Ίχθύς Мраморная стела. Начало III в.
Слайд 29Рыба. Мозаика.
III в. Вилла Романо дель Козале. Пьяцца Армерино
Рыба
– символ Иисуса Христа
Слайд 30ХРИЗМА –
Хризма или хрисмон (Хи-Ро) – монограмма
имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени
(греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) – Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой.
Слайд 31Хризма в окружении виноградных лоз.
Саркофаг. VI в. Мрамор
Слайд 32АЛЬФА и ОМЕГА –
(ΑΩ, Αω, αω) сочетание
первой и последней букв классического (ионического) греческого алфавита, которое является
наименованием Иисуса Христа или Бога в Книге Откровения Иоанна Богослова, символами Бога как начала и конца всего сущего.
«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний».
(Откр. 22:12-13)
Слайд 34ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ –
(греч. ὁ ποιμὴν ὁ καλὸς,
лат. pastor bonus) — символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из
Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом Завете.
Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком. Добрый Пастырь по сути не являлся иконой Иисуса, а выступает аллегорическим изображением. По этой причине он вместе с ихтисом, он стал первым изображением Христа в раннехристианском искусстве. Также по причине схожести с изображениями языческих божеств (Гермес, Орфей ), он был безопасен в годы гонений, поскольку не содержал очевидной христианской тематики и не мог выдать владельца – тайного христианина.
Слайд 35Пастырь Добрый. Мозаика.
Мавзолей Галлы Плацидии. Рукав креста. V в.
Равенна
Слайд 36 Пастырь Добрый. Статуя нач. II в.
Слайд 37ОРАНТА –
(от лат. orans – молящийся) – один из основных
типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в
стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.
Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображения Богородицы Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает в послеиконоборческий период.
Слайд 38Оранта. Римские катакомбы. IV в.
Слайд 39Оранта. Катакомбы Присциллы. III в.
Слайд 40АГНЕЦ –
Образ агнца также является символическим изображением Иисуса Христа
и представляет собой ветхозаветный прообраз его крестной жертвы . С
распространением христианства использование данного образа было запрещено Шестым Вселенским собором.
Слайд 41Агнец Божий.
Мозаика базилики Сан-Витале. VI в. Равенна
Слайд 42АНГЕЛ, ЛЕВ, ТЕЛЕЦ и ОРЕЛ –
символы четырех евангелистов связаны
с представлениями о миссии Христа.
Ангел Матфея говорит о роли
Мессии.
Символ Его воплощения.
Лев Марка говорит о могуществе и царском происхождении из рода Давида.
Символ Его воскрешения.
Телец Луки подчеркивает жертвенное служение Спасителя. Символ Его смерти.
Орел Иоанна символизирует высоту евангельского учения. Символ Его вознесения.
Слайд 43Ангел – символ Матфея (намек на роль мессии)
Мавзолей Галлы
Плацидии. V в. Равенна
Слайд 44Лев – символ Марка
(могущество и царское происхождение из рода
Давида)
Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна
Слайд 45Телец – символ Луки (жертвенное служение Спасителя)
Мавзолей Галлы Плацидии.
V в. Равенна
Слайд 46Орел – символ Иоанна (высота евангельского учения)
Мавзолей Галлы Плацидии.
V в. Равенна
Слайд 47ДЕЛЬФИН – символ воскрешения и спасения. Считалось, что дельфин переносит
через море души покойных в мир иной. Дельфин, изображенный вместе
с якорем или с лодкой, символизирует душу христианина или Церковь, которую Христос ведет к спасению.
ЯКОРЬ – символ христианской надежды на будущее Воскресение. Якорь – скрытое изображении Креста. Он прочно держит корабль возле пристани. Он – символ надежды и спасения. Поэтому его часто можно встретить на гробах христиан.
Слайд 49КОРАБЛЬ – символ христианской Церкви.
Церковь как корабль, ведомый Христом
– распространенная метафора.
Слайд 50Сбор винограда. Мозаика.
IV в. Мавзолей Констанции. Рим
ВИНОГРАД –
символ
евхаристического вина и крови Христа. Виноградная лоза – это евангельский
образ Христа, единый источник жизни для человека, которую Он подает через причастие.
Слайд 51ГОЛУБЬ –
христианский символ Святого Духа.
Является также символом мира
и правды, невинности и покорности. Символ христианской души, которая отрешаясь
от тела, улетает в райские кущи.
ПАВЛИН – христианский символ бессмертия и воскресения Иисуса Христа, благодаря античному поверью о том, что его мясо никогда не гниет.
ФЕНИКС, поднимающийся из огня – символ Христова Воскресения. Христиане заимствовали языческий миф о фениксе, живущем несколько столетий, сгорающем и воскресающем из собственного пепла.
ПЕТУХ – символ бдительности и предостережения.
ЧЕРЕПАХА – в раннехристианской культуре
символ зла (изображалась вместе с петухом).
ОЛЕНЬ – символ души, которая жаждет Бога. Обычно изображается возле родников.
Слайд 52Голуби, пьющие из чаши. Мозаика.
V в. Мавзолей Галлы Плацидии.
Равенна
Слайд 53Павлин. Мозаика. VI в.
Мавзолей Констанции. Рим
Павлин – символ бессмертия и
воскресения Иисуса Христа
Слайд 54Феникс – символ воскрешения Иисуса Христа
Слайд 56Олени у родника. Мозаика.
V в. Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна
Слайд 57
С течением веков вся ранняя христианская символика сложилась
в строго установленную систему изображения – иконографию, получившую законченное выражение
в византийском искусстве.
Слайд 58 Триумфальная арка.
Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе.
Равенна. 549г.