Разделы презентаций


Раннехристианское искусство

Содержание

Образование духовного пространства, основанного на христианской вере, и установление религиозного ритуала обусловили необходимость в культовых зданиях. В архитектуре утвердилось два типа церквей восходящих к постройкам Древнего Рима, – ротонде

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Слайд 3 Образование духовного пространства, основанного на христианской вере, и

установление религиозного ритуала обусловили необходимость в культовых зданиях.

В архитектуре

утвердилось два типа церквей восходящих к постройкам Древнего Рима, – ротонде и базилике.
Образование духовного пространства, основанного на христианской вере, и установление религиозного ритуала обусловили необходимость в культовых

Слайд 5Ротонда
Мавзолей Констанции в Риме.
IV в.

Разрез, план

Ротонда  Мавзолей Констанции в Риме.  IV в. Разрез, план

Слайд 6 Мавзолей Теодориха. Около 526 г. Равенна

Мавзолей Теодориха. Около 526 г. Равенна

Слайд 7 Базилика —вытянутое по оси восток — запад прямоугольное здание с

входом с западной стороны и алтарным помещением с восточной и

разделенное рядом колонн на три или пять частей, именуемых нефами или кораблями (ведь церковь—корабль, спасающий души)
 Базилика —вытянутое по оси восток — запад прямоугольное здание с входом с западной стороны и алтарным помещением

Слайд 8(греч. βασιλική  – «дом базилевса, царский дом»)  – тип строения

прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или

5) различных по высоте проходов (нефов).
В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями.
Центральный неф – обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса.
В Древнем Риме базилики служили судебными залами, рынками, биржами и пр. В дальнейшем базилика стала одним из основных типов христианских храмов.

Базили́ка

(греч. βασιλική  – «дом базилевса, царский дом»)  – тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа

Слайд 9Старая базилика Св.Петра.
330 г. Рим.

Старая базилика Св.Петра. 330 г. Рим.

Слайд 10
Своеобразие христианских храмов заключалось в резком контрасте между

их внешним обликом и внутренним убранством.
Предельно простые по форме,

лишенные какого-либо декора снаружи, раннехристианские храмы внутри богато украшались мозаиками.
Своеобразие христианских храмов заключалось в резком контрасте между их внешним обликом и внутренним убранством. Предельно

Слайд 11Соборный баптистерий.
451-475 гг. Равенна

Соборный баптистерий. 451-475 гг. Равенна

Слайд 12 Мавзолей Галлы Плацидии. 5в. Равенна

Мавзолей Галлы Плацидии. 5в. Равенна

Слайд 13
Христианские священники сравнивали церковь с верующим человеком и

считали, что, подобно смиренному христианину с его богатой духовной жизнью,

храм внешне должен быть подчеркнуто строг, зато внутри богато декорирован.

Искусство «мерцающей живописи» (так называли мозаику) стало основным видом изобразительного искусства при оформлении интерьеров храмов.
Христианские священники сравнивали церковь с верующим человеком и считали, что, подобно смиренному христианину с его

Слайд 14Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна

Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна

Слайд 15Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна

Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна

Слайд 16Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна

Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна

Слайд 17Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна

Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна

Слайд 18Моисей и дочери фараона. Мозаика.
Церковь Санта-Мария Маджоре. V в.

Рим

Моисей и дочери фараона. Мозаика. Церковь Санта-Мария Маджоре. V в. Рим

Слайд 19 Главной особенностью раннехристианского искусства являлась его тесная связь

с античным миром и с античными образами.
О связи с

еще не забытым языческим миром свидетельствовали не только перспектива, переливы густых и глубоких тонов синего, аметистового, зеленого и винно-красного цветов древнеримской палитры, но и художественные образы. Используя языческие мотивы еще в катакомбах – подземных христианских кладбищах, христиане придавали им новое звучание.
Главной особенностью раннехристианского искусства являлась его тесная связь с античным миром и с античными образами.

Слайд 20– это сеть подземных сооружений, в Древнем Риме используемые для

погребений.
Само название «катакомбы» (лат. catacomba) римлянам было не известно,
они применяли

слово «цеметерий» (лат. Coemeterium) – «усыпальница», «кладбище».
Лишь одна из coemeteria, Святого Себастьяна, называлась ad catacumbas
(от греч. katakymbos — углубление).
Позже лишь они были известны и доступны населению, поэтому с тех пор все подземные захоронения стали называть катакомбами.

Катакомбы

– это сеть подземных сооружений, в Древнем Риме используемые для погребений.Само название «катакомбы» (лат. catacomba) римлянам было не

Слайд 21 В период гонений на христиан в Римской империи

именно в римских катакомбах появляются первые христианские символические изображения.

В

этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга.
В период гонений на христиан в Римской империи именно в римских катакомбах появляются первые христианские

Слайд 22КРЕСТ –
изображение Распятия Христова. Изображение креста, на

котором был распят Иисус Христос, является главным символом христианской религии.


В первые века христиане не делали изображений креста. Первые изображения относятся к V-VI векам.
КРЕСТ –  изображение Распятия Христова. Изображение креста, на котором был распят Иисус Христос, является главным символом

Слайд 23Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна

Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна

Слайд 24ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ –
(греч. ὁ ζῳοποιὸς σταυρός),
Истинный

Крест, Крест Господень, Животворящее Древо – крест, на котором, согласно

христианскому вероучению, был распят Иисус Христос.
Является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским реликвиям.
ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ –  (греч. ὁ ζῳοποιὸς σταυρός), Истинный Крест, Крест Господень, Животворящее Древо – крест, на

Слайд 25Апсида базилики Св. Клемента. XII в. Рим.

Апсида базилики Св. Клемента. XII в. Рим.

Слайд 26Крест – Древо Жизни.
Апсида базилики
Св. Клемента. XII в. Рим.

Крест – Древо Жизни.Апсида базилики Св. Клемента. XII в. Рим.

Слайд 27ИХТИС –
(др.-греч. Ίχθύς  – рыба) – древний акроним (монограмма) имени

Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ

῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) выражающий в краткой форме исповедание христианской веры.
Новый Завет связывает символику рыбы с проповедью учеников Христа, некоторые из которых были рыбаками.
Эти сюжеты нередко изображались в катакомбах, смыкаясь с Тайной Вечерей.
ИХТИС – (др.-греч. Ίχθύς  – рыба) – древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов:

Слайд 28Ίχθύς Мраморная стела. Начало III в.

Ίχθύς Мраморная стела. Начало III в.

Слайд 29Рыба. Мозаика.
III в. Вилла Романо дель Козале. Пьяцца Армерино
Рыба

– символ Иисуса Христа

Рыба. Мозаика. III в. Вилла Романо дель Козале. Пьяцца АрмериноРыба – символ Иисуса Христа

Слайд 30ХРИЗМА –
Хризма или хрисмон (Хи-Ро) – монограмма

имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени

(греч. ΧΡΙΣΤΌΣ)  – Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой.
ХРИЗМА –  Хризма или хрисмон (Хи-Ро) – монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих

Слайд 31Хризма в окружении виноградных лоз.
Саркофаг. VI в. Мрамор

Хризма в окружении виноградных лоз.Саркофаг. VI в. Мрамор

Слайд 32АЛЬФА и ОМЕГА –
(ΑΩ, Αω, αω)  сочетание

первой и последней букв классического (ионического) греческого алфавита, которое является

наименованием Иисуса Христа или Бога в Книге Откровения Иоанна Богослова, символами Бога как начала и конца всего сущего.
«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний». (Откр. 22:12-13)
АЛЬФА и ОМЕГА –  (ΑΩ, Αω, αω)  сочетание первой и последней букв классического (ионического) греческого алфавита,

Слайд 34ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ –
(греч. ὁ ποιμὴν ὁ καλὸς,

лат. pastor bonus) — символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из

Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом Завете.
Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком. Добрый Пастырь по сути не являлся иконой Иисуса, а выступает аллегорическим изображением. По этой причине он вместе с ихтисом, он стал первым изображением Христа в раннехристианском искусстве. Также по причине схожести с изображениями языческих божеств (Гермес, Орфей ), он был безопасен в годы гонений, поскольку не содержал очевидной христианской тематики и не мог выдать владельца – тайного христианина.
ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ –  (греч. ὁ ποιμὴν ὁ καλὸς, лат. pastor bonus) — символическое именование и изображение Иисуса Христа,

Слайд 35Пастырь Добрый. Мозаика.
Мавзолей Галлы Плацидии. Рукав креста. V в.

Равенна

Пастырь Добрый. Мозаика. Мавзолей Галлы Плацидии. Рукав креста. V в. Равенна

Слайд 36 Пастырь Добрый. Статуя нач. II в.

Пастырь Добрый. Статуя нач. II в.

Слайд 37ОРАНТА –
(от лат. orans  – молящийся)  – один из основных

типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в

стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.
Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображения Богородицы Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает в послеиконоборческий период.
ОРАНТА – (от лат. orans  – молящийся)  – один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми

Слайд 38Оранта. Римские катакомбы. IV в.

Оранта. Римские катакомбы. IV в.

Слайд 39Оранта. Катакомбы Присциллы. III в.

Оранта. Катакомбы Присциллы. III в.

Слайд 40АГНЕЦ –
Образ агнца также является символическим изображением Иисуса Христа

и представляет собой ветхозаветный прообраз его крестной жертвы . С

распространением христианства использование данного образа было запрещено Шестым Вселенским собором.
АГНЕЦ – Образ агнца также является символическим изображением Иисуса Христа и представляет собой ветхозаветный прообраз его крестной

Слайд 41Агнец Божий.
Мозаика базилики Сан-Витале. VI в. Равенна

Агнец Божий. Мозаика базилики Сан-Витале. VI в. Равенна

Слайд 42АНГЕЛ, ЛЕВ, ТЕЛЕЦ и ОРЕЛ –
символы четырех евангелистов связаны

с представлениями о миссии Христа.
Ангел Матфея говорит о роли

Мессии.
Символ Его воплощения.
Лев Марка говорит о могуществе и царском происхождении из рода Давида.
Символ Его воскрешения.
Телец Луки подчеркивает жертвенное служение Спасителя. Символ Его смерти.
Орел Иоанна символизирует высоту евангельского учения. Символ Его вознесения.
АНГЕЛ, ЛЕВ, ТЕЛЕЦ и ОРЕЛ – символы четырех евангелистов связаны с представлениями о миссии Христа. Ангел Матфея

Слайд 43Ангел – символ Матфея (намек на роль мессии)
Мавзолей Галлы

Плацидии. V в. Равенна

Ангел – символ Матфея (намек на роль мессии) Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна

Слайд 44Лев – символ Марка
(могущество и царское происхождение из рода

Давида)
Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна

Лев – символ Марка (могущество и царское происхождение из рода Давида) Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна

Слайд 45Телец – символ Луки (жертвенное служение Спасителя)
Мавзолей Галлы Плацидии.

V в. Равенна

Телец – символ Луки (жертвенное служение Спасителя) Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна

Слайд 46Орел – символ Иоанна (высота евангельского учения)
Мавзолей Галлы Плацидии.

V в. Равенна

Орел – символ Иоанна (высота евангельского учения) Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна

Слайд 47ДЕЛЬФИН – символ воскрешения и спасения. Считалось, что дельфин переносит

через море души покойных в мир иной. Дельфин, изображенный вместе

с якорем или с лодкой, символизирует душу христианина или Церковь, которую Христос ведет к спасению.
ЯКОРЬ – символ христианской надежды на будущее Воскресение. Якорь – скрытое изображении Креста. Он прочно держит корабль возле пристани. Он – символ надежды и спасения. Поэтому его часто можно встретить на гробах христиан.
ДЕЛЬФИН – символ воскрешения и спасения. Считалось, что дельфин переносит через море души покойных в мир иной.

Слайд 49КОРАБЛЬ – символ христианской Церкви.
Церковь как корабль, ведомый Христом

– распространенная метафора.

КОРАБЛЬ – символ христианской Церкви. Церковь как корабль, ведомый Христом – распространенная метафора.

Слайд 50Сбор винограда. Мозаика.
IV в. Мавзолей Констанции. Рим
ВИНОГРАД –
символ

евхаристического вина и крови Христа. Виноградная лоза – это евангельский

образ Христа, единый источник жизни для человека, которую Он подает через причастие.
Сбор винограда. Мозаика. IV в. Мавзолей Констанции. РимВИНОГРАД – символ евхаристического вина и крови Христа. Виноградная лоза

Слайд 51ГОЛУБЬ –
христианский символ Святого Духа.
Является также символом мира

и правды, невинности и покорности. Символ христианской души, которая отрешаясь

от тела, улетает в райские кущи.
ПАВЛИН – христианский символ бессмертия и воскресения Иисуса Христа, благодаря античному поверью о том, что его мясо никогда не гниет.
ФЕНИКС, поднимающийся из огня – символ Христова Воскресения. Христиане заимствовали языческий миф о фениксе, живущем несколько столетий, сгорающем и воскресающем из собственного пепла.
ПЕТУХ – символ бдительности и предостережения.
ЧЕРЕПАХА – в раннехристианской культуре
символ зла (изображалась вместе с петухом).
ОЛЕНЬ – символ души, которая жаждет Бога. Обычно изображается возле родников.



ГОЛУБЬ – христианский символ Святого Духа. Является также символом мира и правды, невинности и покорности. Символ христианской

Слайд 52Голуби, пьющие из чаши. Мозаика.
V в. Мавзолей Галлы Плацидии.

Равенна

Голуби, пьющие из чаши. Мозаика. V в. Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна

Слайд 53Павлин. Мозаика. VI в.
Мавзолей Констанции. Рим
Павлин – символ бессмертия и

воскресения Иисуса Христа

Павлин. Мозаика. VI в.Мавзолей Констанции. РимПавлин – символ бессмертия и воскресения Иисуса Христа

Слайд 54Феникс – символ воскрешения Иисуса Христа

Феникс – символ воскрешения Иисуса Христа

Слайд 55Петух и черепаха

Петух и черепаха

Слайд 56Олени у родника. Мозаика.
V в. Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна

Олени у родника. Мозаика. V в. Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна

Слайд 57
С течением веков вся ранняя христианская символика сложилась

в строго установленную систему изображения – иконографию, получившую законченное выражение

в византийском искусстве.
С течением веков вся ранняя христианская символика сложилась в строго установленную систему изображения – иконографию,

Слайд 58 Триумфальная арка.
Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе.

Равенна. 549г.

Триумфальная арка.  Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе. Равенна. 549г.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика