Слайд 1Распорядок дня для детей разных возрастных групп
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Нижнетагильский государственный социально–педагогический институт (филиал)
федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего
профессионального образования
«Российский государственный профессионально–педагогический университет»
Факультет психолого-педагогического образования
Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования
Студентка Нт-105 ПСДО
группы
Заочного отделения
Растрепенина Елена Владимировна
Руководитель:
Кожевникова
Ольга Анатольевна
Слайд 2Определение понятия
«режим дня»
Большое значение для здоровья и физического развития
детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр
и занятий-то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.
Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
Слайд 3Физиолого-гигиенические основы режима дня:
Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности,
является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно
не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:
сон;
пребывание на открытом воздухе (прогулки);
воспитательная и учебно-познавательная деятельность;
игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);
самообслуживание, приемы пищи;
личная гигиена.
Слайд 4Физиолого-гигиенические основы режима дня
важную роль играют сезонные ритмы, в соответствии
с которыми рекомендуется разработать 4 типа сезонных режимов дня (осень
– зима, весна – лето);
Среди ритмических процессов жизнедеятельности особое место занимает состояние бодрствования и сна
Слайд 5Характеристика отдельных компонентов режима дня
Период бодрствования – это активная фаза
жизнедеятельности организма человека, когда большинство физиологических систем функционируют достаточно интенсивно,
обеспечивая благоприятный уровень сенсорики, эмоциональных, двигательных процессов, продуктивной деятельности.
Слайд 6Сон
Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем
организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от
особенности их нервной системы и состояния здоровья (табл. 1). В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), группу кратковременного пребывания или нет.
Полноценный ночной сон важен и для дошкольников, и для школьников, так как известно, что именно в этот период происходит перевод информации из кратковременной (оперативной) памяти в долговременную, что является необходимым условием для осуществления учебной деятельности и психического развития. Время отхода ко сну в зависимости от возраста и класса обучения рекомендуется в пределах от 20:30 до 22:30 часов.
Слайд 7Требования к организации сна
Перед сном не следует играть с
ребенком в шумные игры, рассказывать страшные сказки. Наоборот, успокаивающе действуют
приготовления ко сну — все то, что ребенок должен выполнять ежедневно: уборка игрушек, умывание, раздевание и т. д.
Сон детей должен протекать в гигиенических условиях (отдельная кровать, не слишком мягкая постель, чистый, прохладный воздух в помещении); перед сном комнату надо обязательно проветривать. Не следует бояться держать форточку открытой, когда ребенок спит, даже зимой, если он тепло укрыт.
Слайд 8Таблица 1. Продолжительность сна у детей
Слайд 9Режим питания
Режим питания –кратность приема пищи, интервалы между приемами пищи,
распределение калорийности суточного рациона. Питание детей дошкольного возраста должно быть
четырехразовым, со следующим распределением количества пищи: завтрак -30%, обед – 40-45%, полдник – 10%, ужин – 15-20%. Последний прием пищи за 1,5-2 часа до сна.
Слайд 10Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка,
так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию,
но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма.
Для обеспечения правильного питания необходимы три условия:
наличие в пище всех необходимых ингредиентов;
здоровый пищеварительный тракт, а также наличие в нем всех ферментов для правильной переработки этих пищевых веществ;
рациональный режим питания и правильная технология приготовления пищи.
Слайд 11Пребывание на открытом воздухе (прогулки)
Как бы точно ни соблюдалось время
сна и еды, режим нельзя признать правильным, если в нем
не предусмотрено время для прогулки.
Чем больше времени дети проводят на открытом воздухе, тем они здоровее. На опыте работы детских садов установлено, что дети дошкольного возраста, приученные к ежедневным прогулкам.
Наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности.
Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4-4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже -20 °С скорости ветра более 15 м/с.
Слайд 12Организованные формы двигательной деятельности должны включать:
- утреннюю гимнастику, физкультурные занятия
в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные
упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и т.п.
Следует предусмотреть объем двигательной активности воспитанников 5-7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ.
Двигательный режим
Слайд 13Требования к составлению режима дня
Возрастные особенности высшей нервной деятельности: изменение
предела работоспособности клеток коры головного мозга определяет общее количество часов
и продолжительности отрезков сна и бодрствования.
Возрастные особенности в работе пищеварительной системы, которые регламентируют количество кормлений в течение суток.
Индивидуальные особенности: детям с возбудимой и слабой нервной системой нужно спать больше, отдыхать чаще.
Возрастные потребности в движениях: суточное количество движений (при ходьбе, беге, прыжках и др.) составляет у 3-летних детей 10-19 тыс. шагов, у 7-летних - 14-25 тыс. шагов.
Время года, климатические условия. В весенне-летний период время ночного сна сокращается, поэтому необходимо увеличивать дневной сон, в осенне-зимний период длительность ночного, а иногда и дневного сна увеличивается.
Слайд 14Рационально построенный и организованный режим является важным фактором, обеспечивающим своевременное
и гармоничное физическое и психическое развитие детей, оптимальный уровень работоспособности,
а также предупреждает развитие утомления и повышает общую сопротивляемость организма.
Слайд 15Примерный режим дня школьника:
7.00. Подъем
7.00-7.30 Утренняя зарядка,
водные процедуры, уборка постели, туалет
7.30-7.50 Утренний завтрак.
7.50-8.20 Дорога
в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе.
8.30-12.30 Занятия в школе.
около 11 ч Горячий завтрак в школе.
12.30-13.00 Дорога из школы или прогулка после занятий в школе. 13.00-13.30Обед.
13.30-14.30 Послеобеденный отдых или сон
14.30-16.00 Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе.
16.00-16.15 Полдник.
16.15-17.30 Приготовление домашних заданий
17.30-19.00 Прогулки на свежем воздухе.
19.00-20.00 Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.).
20.00-20.30Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание)
20.30-7.00 Сон
Слайд 16Примерный режим дня дошкольника:
Слайд 17Педагогическое значение режима дня для полноценного развития ребенка-дошкольника
Слайд 18К концу недели работоспособность ребенка падает, нарастает утомление. Особенно это
касается тех детей, кто посещает дошкольное учреждение. Ничего удивительного в
этом нет — ведь в детском коллективе малышу приходится «обуздывать» свои желания
и эмоции, контролировать двигательную активность.
Всё это требует огромной затраты нервной энергии. Не секрет, что дети могут уставать от интенсивного общения со сверстниками. Поэтому отнеситесь с пониманием и уважением к тому обстоятельству, что дома в субботу и воскресенье вашему ребенку требуется разрядка.
Слайд 19Режим дня дошкольника — не искусственная выдумка врачей и педагогов.
Он основан на точных наблюдениях над физиологией дошкольника и изменением
его активности в течение дня и недели. Известно, что максимальная работоспособность проявляется у ребенка от 8.00 до 12.00 и от 16.00 до 18.00, а минимальная — в 14.00–16.00.Поэтому занятия, требующие умственного напряжения, лучше всего планировать в первой половине дня.