Блж. Феофилакт: «Не тот апостол Филипп, что считается в числе двенадцати, но один из семи, избранных для попечения о вдовицах, а также крестивший евнуха и огласивший Симона».
Гонение на Церковь, проповедь диакона Филиппа в Самарии
Свт. Иоанн Златоуст: «Не случайно, мне кажется, произошло это гонение, но по устроению (Божию). Так как смерть Стефана не укротила ярости (иудеев), но еще более усилила ее, то учители и рассеиваются, чтобы учение более распространилось».
Аверкий: «Церковное предание сохранило воспоминание, что в тот же день был убит другой диакон Никанор и с ним 2000 христиан. Все, кроме Апостолов, рассеялись, то есть, следуя разрешению Господа (Мф. 10:23), бежали в другие города Иудеи и Самарии. Апостолы же смотрели на святой город, как на место, которое должно было стать средоточием нового Царства Божьего на земле, а потому не считали себя вправе оставить Иерусалим».
Лопухин: «может быть, и не христиане, а просто почитатели Стефана из более благо-разумных евреев, тайно расположенных к христианству, подобно тому, как Иосиф и Никодим имели некогда такую же смелость совершить погребение распятого Господа».
Диакон Филипп, подобно Стефану, проповедует слово Божие, творит чудеса, крестит верующих, но рук для низведения Св. Духа не возлагает на верующих. Это показывает, что в первенствующей церкви различали строго степени священства и обязанности и права, присвоенные каждой степени. Степень диакона, как самая низшая, не давала власти возложения рук.
Свт. Иоанн Златоуст: «Недуг был в Симоне с давнего времени. Оттого он и при крещении не освобождается от него. Как же крестили его? Так же, как и Христос избрал Иуду. Он, видя совершающиеся знамения, изумлялся, но еще не смел испрашивать благодати знамений, так как видел, что и прочие еще не получили ее. Почему же не лишили его жизни, подобно Анании и Сапфире? Потому, что и в древности собиравший дрова (в субботу) был лишен жизни в научение других, но никто другой уже не подвергался тому же самому».
Аверкий: «Грех этот столь велик и тяжек, что святой Петр даже не обещает за него прощения, а только предположительно говорит: «может быть, опустится тебе помысел сердца твоего». Почему же это? Потому, что такой грех требует особенной глубины и искренности покаяния, на что Петр не видел Симона способным, так как говорит ему: «ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды». Симон, устрашенный словами Петра, просит Апостолов помолиться за него, но тоже едва ли искренно».
Свт. Иоанн Златоуст: «как бы так сказал: пусть оно погибнет вместе с твоим намерением, потому что ты так низко думаешь о даре Божием, считая его делом совершенно челове-ческим. Не таков этот дар... «может быть, опустится тебе», – говорит зная, что он неисправим... Впрочем, он не наказывает его для того, чтобы вера не происходила от необходимости, чтобы она не казалась делом жестоким, чтобы осталось место покаянию».
Аверкий: «Очевидно принятие Духа Святого сопровождалось какими-либо видимыми знамениями, которые и приметил Симон. Очевидно, до него не дошла еще очередь, а он, видя, каково действие Духа Святого на других, не выждав своей очереди, поспешил просить Апостолов не только о даровании ему дара Святого Духа, но и власти самому низводить Его на других. В этой просьбе выразился подлинный характер волхва: на Апостолов он смотрел только как на носителей высшей магической силы и хотел сам приобрести эту неизвестную ему силу, чтобы возвысить свое магическое ремесло».
Аверкий: «Принятие крещения самарянами было тем многозначительно, что это был первый народ, ставший христианским без посредства полного и чистого иудейства и обращенный притом ко Христу проповедником-эллинистом. Апостолы сочли это столь важным, что сейчас же послали к ним Петра и Иоанна для возложения на них рук и низведения благодати Святого Духа. Апостолы Петр и Иоанн посылаются другими Апостолами, то есть они не считают себя выше целого сонма Апостолов, а считают себя обязанными исполнять поручение, возложенное на них всем Апостольским ликом. Возложение рук в данном случае это — второе таинство, которое впоследствии стало совершаться через миропомазание и которого не мог совершить Филипп, будучи только диаконом».
Проповедь апостолов Петра и Иоанна в Самарии
Блж. Феофилакт: «Филипп потому не низвел на крещенных Духа, что он был только диакон, а не имел ни пресвитерского, ни епископского сана, как (избранные) ученики Господни. А будучи диаконом, он крестил во-первых по недостатку пресвитеров в Самарии; потому что в случае необходимости, когда нет пресвитера, позволено крестить и диаконам, как этому научил сам Дух, внушивший тому же (Филиппу мысль) приблизиться к евнуху».
Свт. Иоанн Златоуст: «Как, скажут, неужели они не получили Духа? Они получили Духа отпущения (грехов); но Духа знамений еще не получили».
Свт. Иоанн: «почему они по крещении не получили Духа Святого? Или потому, что Филипп не сообщил (Его), может быть, воздавая тем честь апостолам, или он сам не имел этого дарования, – потому что был из числа семи (диаконов)».
Блж. Феофилакт: «этот Филипп был из числа семи; потому что (иначе) из Иерусалима он не шел бы на полдень, но на север, а из Самарии, где находился и учил Филипп, принадлежавший к числу семи, путь идет на полдень. Сходящий от Иерусалима в Газу: и той есть пуст. Это (ангел) сказал для того, чтобы (Филипп) не боялся нападения от иудеев».
Крещение евнуха диаконом Филиппом
Ис. 53, 32-33
«Господу угодно было засвидетельствовать как крещенному, что он действительно воспринял спасение Божие, так и крестившему, что совершенное им согласно с волей Божией, двумя чудесными событиями: Дух Святой без всякого посредства сошел на евнуха, как впоследствии на язычника Корнилия, и Ангел Господень восхитил Филиппа».
Дееписатель не говорит прямо, что в сиянии этого света Савл увидел небесный образ Самого Иисуса Христа, но Сам Апостол Павел свидетельствует в 1 Кор. 9,1 и 1 Кор. 15,8, что в свете, осиявшем его, он видел Господа.
«Для чего он сделал это? Потому, что он очень раскаивался в том, что преследовал Церковь, и печалился и молился и просил Бога, чтобы было прощено ему это».
Блж. Феофилакт: «Всех и бывших с ним осиявает свет, чтобы они свидетельствовали об этом явлении, но ослепляет он не всех, а одного только Павла, чтобы не подумали, что это было общее и как бы случайное несчастие, но чтобы открылось, что это было вполне действие Божественного промысла. Почему же не уверовали бывшие с ним? Чтобы они могли быть достоверными свидетелями того, что случилось с Павлом. А чей голос слышали бывшие с Павлом? Голос самого Павла, когда он отвечал, а голос небесный слышал один он».
Аверкий: «Это — народное присловье, выражающее мысль о тщетности усилий противо-действовать неодолимому: бессилен ты со всей своей злобой против дела, совершаемого Божественной силой».
Блж. Феофилакт: «Христос не говорит ему: веруй, но упрекает (его), говоря: что Мя гониши? Почти что говорит: что малое, или великое ты потерпел от Меня, что ты Мне делаешь это? ... не думай, что ты враждуешь против людей, но - против Меня, Господа твоего».
Аверкий: «Не довольствуясь Иерусалимом, он решил перенести свои злобные преследования христиан и за пределы столицы иудейского мира. Он выпросил у первосвященника письма в Дамаск к синагогам, чтобы там получить полномочия на преследования христиан. Душевное состояние Савла было таково, что, по человеческим соображениям, исключало всякую возможность какой-либо перемены в нем. Дееписатель представляет его, как бы диким плотоядным зверем, задыхающимся от фанатичной ненависти к христианам. Иерусалимский Синедрион считал всех евреев во всех странах мира подлежащими его судебной власти в делах веры, а потому Савл, имея письма от первосвященника, мог приводить христиан в Иерусалим для предания их суду синедриона, как богохульников и вероотступников».
Свт. Иоанн Златоуст: «Зачем, скажешь, это случилось не в начале, но после? Чтобы показать, что Христос воистину воскрес. Кто гнал Его, не веровал Его смерти и воскресению и преследовал учени-ков Его, тот каким образом, скажи мне, уверовал бы, если бы не была велика сила Распятого? Поло-жим, что те (ученики) действовали из преданности к Нему; но что скажешь об этом? Неистовствовавший до того, что проливал и кровь и ввергал в темницы, вдруг верует».
«Как только возложил на него руки, так тотчас чешуя и отпала от глаз его. Эта (чешуя), говорят некоторые, и была причиною слепоты его. И почему (Господь) не ослепил глаз его? То и было более удивительно, что он не видел с открытыми (глазами); в таком же состоянии он находился под законом, пока не было возложено на него имя Иисусово».
Аверкий: «У апостолов был обычай посещать верующих для того, чтобы утверждать их в вере, разрешать возникающие у них вопросы. «Святыми» называются христиане, как освященные благодатью Божьею. Лидда— это небольшой городок, вблизи Средиземного моря, недалеко от Иоппии, к северо-западу от Иерусалима».
Блж. Феофилакт: «Почему Петр не ожидал (обнаружения) веры этого мужа и не спросил, желает ли он быть исцелен? Это чудо было совершено конечно в особенности в назидание многих. Потому что (Лука) говорит: и видеша его вси живущии в Лидде и во Ассароне, иже обратишася ко Господу. А с другой стороны, чудеса здесь не обнаруживали еще своей силы. А потому здесь и неуместно было бы требовать веры в них».
Воскрешение Тавифы в Иоппии
Свт. Иоанн Златоуст: «Почему они ждали, пока она умрет? Почему не утруждали Петра и прежде этого? По любомудрию они считали недостойным утруждать учеников ради таких дел и отвлекать от проповеди».
Барсов: «Апостолы, подобно небесному Учителю своему, пользовались полученным от Него даром чудотворения только в важных случаях и для важных целей... чудеса, производимые рукою апостолов, будучи частными благотворениями, были вместе такими явлениями Духа и силы (1 Кор. 2:4), посредством коих дивные строители Церкви Христовой в своих слушателях или укрепляли, или возбуждали веру в Сына Божия, истинного Творца чудес и Спасителя рода человеческого».
Аверкий: «Кесария Палестинская, или Стратонова, — город, бывший резиденцией римского прокуратора, в котором находился поэтому гарнизон из коренных римлян и носивший название Италийского. Из дальнейшего повествования видно, что Корнилий был он даже не прозелитом, а обыкновенным язычником, отличавшимся только доброй религиозно-нравственной настроенностью».
Аверкий: ««исступление» — такое состояние, когда человек бывает как бы вне себя. В этом состоянии внешний мир со всеми его впечатлениями как бы совсем закрывается для внешних чувств человека, и внутреннему чувству его открываются явления другого невидимого мира. Святой Апостол Павел в 2 Кор. 12,2-3 весьма характерно выражается о таком состоянии, испытанном им самим: «в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю, Бог знает»».
Аверкий: «Смысл и цель всего видения таковы: все эти животные символически обозначали собой все человечество; чистые животные обозначали избранный народ Божий — евреев, а нечистые — язычников, которых Бог очистил крестной смертью Христа-Искупителя, а потому в новом Царстве Божием на земле — Царстве Мессии или Церкви Христовой, нет и не должно быть различия между иудеями и язычниками — все одинаково очищены честной Кровью Агнца Божия Христа, и все одинаково достойны вступить в Его Царство»
Прп. Максим Исповедник: «покрывало являет Церковь, которая зиждется на четырех началах, иначе [говоря], четырех родовых добродетелях. Звери и пресмыкающиеся являют различные
нравы людей из язычников, которые намереваются обратиться в Христову веру, а заколи и ешь означает [следующее]: Сперва словом учения убей в них порок, а потом съешь, восприняв их спасение, как Господь сделал
его своей пищей».
Речь ап. Петра, схождения Святого Духа на Корнилия
Апостолы еще не решались прямо крестить язычников. Видение Петром нечистых животных привело его к мысли не сквернить того, что у Бога чисто; а сошествие Св. Духа на язычников прежде крещения окончательно должно было убедить Петра, что Бог не считает язычников скверными, т.е. недостойными принятия царствия Божия.
Аверкий: «Это единственный пример во всей апостольской истории, что Дух Святой сошел на присоединяющихся к христианскому обществу еще до крещения их и без всякого видимого посредства — обычного возложения апостольских рук. Это было особенным знамением от Бога для вразумления тех иудеев, которые считали язычников нечистыми и недостойными быть членами Царства Мессии, по крайней мере, без предварительного принятия иудейства. Больше подобного чрезвычайного дарования Духа Святого в истории христианства мы не встречаем».
Ответ апостола Петра перед Церковью о крещении язычников
Аверкий: «До сих пор они назывались «учениками», «братьями», «верующими», «святыми». Вероятнее всего наименование «христиане» появилось не в среде самого христианского общества, а дано было последователям Господа Иисуса Христа антиохийскими язычниками. Не зная догматического и религиозно-исторического значения имени Мессии, они приняли его греческий перевод — Христос — за имя собственное и по нему образовали имя партии, по их мнению, или секты Его последователей; подобно тому, как говорили: «иродиане», «кесариане», «помпеяне» и т. п.… Это показывает, что последователей Господа уже перестали считать за иудейскую секту, как было вначале, и что христианство явилось в сознании языческого мира, как нечто самостоятельное».
Свт. Иоанн: «Гонение не мало принесло пользы проповеди евангельской. если бы враги старались нарочито распространить Церковь, то сделали бы не что иное, как это: разумею рассеяние учителей».
Распространение христианства вне Палестины. Посольство Варнавы и Савла в Антиохию
Антиохия — большой и цветущий тогда город в северо-западной Сирии, на реке Оронте, в 6-ти часах пути пешком от Средиземного моря. Она основана была Антиохом, отцом Селевка Никатора — основателя царства Селевкидов, как одна из многочисленных греческих колоний. Население там было греческое, но много жило и евреев. Антиохия стала одним из крупнейших центров христианства в древности. В апостольский век Антиохия была как бы метрополией всех церквей, основанных Апостолами среди языческих народностей.
Гонение Ирода Агриппы на Церковь Христову
Предания об этом Марке неодинаковы. Одно предание, разделяемое блаженным Феофилактом, считает его за одно лицо с Евангелистом Марком и Марком, племянником Варнавы. Другое предание, записанное в Четьях-Минеях , отличает его и от Евангелиста Марка и от племянника Варнавы. Третье считает его племянником Варнавы, отличая, однако, от Евангелиста Марка.
Аверкий: «Что это за «другое место», Дееписатель не говорит, но есть предание, что Петр в первых годах царствования Клавдия был в Риме. Это как раз совпадает с рассматриваемым временем, когда был, по всей вероятности, 44-ый год по Р. Хр., после Иудейской Пасхи и 4-ый год царствования Клавдия. О Петре в книге Деяний больше не упоминается до самого Апостольского Собора в Иерусалиме, бывшем в 51 г.».
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть