Слайд 1РАЗБОР МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ЗАДАНИЙ: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И
СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Наталья Леонидовна Солянкина,
к.п.н., доцент
Слайд 2ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Что такое оценивание?
Зачем мы оцениваем?
Почему мы будем оценивать
именно таким образом?
Слайд 3ЧТО ТАКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ?
Оценивание - процесс установления соответствия между
фактическими характеристиками объекта и общественно принятыми нормами (эталоном).
(Б.Г. Гершунский)
Слайд 4ЗАЧЕМ МЫ ОЦЕНИВАЕМ?
Чтобы выяснить,
достигнуты ли планируемые результаты
Планируемые
результаты - это письменная формулировка того, что успешный обучающийся, КАК
ОЖИДАЕТСЯ, будет в состоянии ДЕЛАТЬ по завершении Программы. (С.Адам, 2005 г.)
Слайд 5ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ И КРИТЕРИАЛЬНОЙ БАЗОЙ ОЦЕНИВАНИЯ (ФГОС)
планируемые
результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования /
основного общего образования / среднего общего образования
Оценивание должно быть критериальным. Оно представляет собой сопоставление продемонстрированных каждым учеником умений и способов действий с планируемым к усвоению объемом умений и способов деятельности.
НОРМА
ФАКТ
Критерий 1
Критерий 2
Критерий 3
Критерий N
Проявление Критерия 1
Непроявление Критерия 2
Непроявление Критерия 3
Слайд 6МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
(ФГОС)
Слайд 7УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: понятие
это такие умения и навыки, которым соответствуют
действия, формируемые в процессе обучения многим учебным предметам, и которые
становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих учебных предметах и в повседневной жизни
(Л.М. Фридман)
Предметные
учебные
действия
Универсальные
учебные
умения
Слайд 8КАКОВЫ ЭТАПЫ ОЦЕНИВАНИЯ?
1 шаг. Определить планируемые результаты (предметный и метапредметный)
освоения содержания учебного предмета.
2 шаг. Перевести планируемые результаты в измеряемые
критерии оценивания их достижения.
3 шаг. Подобрать/сконструировать учебные задания, включающие формулировку задания, критерии оценивания, и вариант правильного ответа/ вариант решения задания.
4 шаг. Провести оценивание и установить, достигнуты ли планируемые результаты
Слайд 91 ШАГ. Определить планируемые результаты (предметный и метапредметный) освоения содержания
учебного предмета
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15))
Слайд 101 ШАГ. Определить планируемые результаты (предметный и метапредметный) освоения содержания
учебного предмета
Слайд 111 ШАГ. Определить планируемые результаты (предметный и метапредметный) освоения содержания
учебного предмета
Слайд 121 ШАГ: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
1. Отсутствует запись КОНКРЕТНОГО предметного и КОНКРЕТНОГО
метапредметного результата
Слайд 131 ШАГ: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
2. Указана(ы) группа(ы) метапредметных результатов или разделы
предметных результатов, но отсутствует запись КОНКРЕТНОГО предметного и КОНКРЕТНОГО метапредметного
результата
Слайд 141 ШАГ: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
3. Указаны цели изучения содержания учебного предмета
как направления деятельности педагога, а не КОНКРЕТНЫЙ метапредметный результат и
не КОНКРЕТНЫЙ предметный результат
Слайд 151 ШАГ: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
4. Указано несколько универсальный учебных действий
Слайд 162 ШАГ. ПРЕВРАЩЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В НАБЛЮДАЕМЫЕ КРИТЕРИИ
Оценивание может выявить
степень достижения конкретного предметного или метапредметного результата только тогда, когда
оно наблюдаемо.
Процесс «разложения» планируемого результата на его составляющие, т.е. представление учебного действия (предметного или универсального) в виде доступных наблюдению характеристик (критериев), называется операционализацией.
Успех ученика в достижении планируемых результатов определяется по измерению совокупности критериев.
Слайд 17ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛИРОВКЕ операционализированного состава планируемого результата
Помните, что операционализированный
состав планируемого результата (предметного и метапредметного) представлен в виде совокупности
конкретных действий, умений учащихся (критериев), отражающих «исполнение», а не «состояние» этого исполнения:
Слайд 18РЕКОМЕНДАЦИИ
при операционализации
планируемых результатов
КАЖДЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПЛАНИРУЕМ РЕЗУЛЬТАТА ДОЛЖЕН НАЧИНАТЬСЯ
С ГЛАГОЛА ДЕЙСТВИЯ (неопределенная форма), ЗА КОТОРЫМ СЛЕДУЕТ ФРАЗА, ОПИСЫВАЮЩАЯ
КОНТЕКСТ.
Например:
- Находить главные члены предложения.
- Излагать значение электрических явлений в жизни человека.
- Распознавать геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат).
- Составлять формулы бинарных соединений по валентности или степени окисления атомов химических элементов.
Слайд 19ИСПОЛЬЗОВУЙТЕ ТОЛЬКО ОДИН ГЛАГОЛ ДЛЯ КАЖДОГО ЭЛЕМЕНТА ПЛАНИРУЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА.
Например:
А)- Находить
и подчеркивать наречие в предложении.
Б)- Находить наречия в предложении
- Подчеркивать наречие как член предложения
РЕКОМЕНДАЦИИ
при операционализации
планируемых результатов
Слайд 20ИЗБЕГАЙТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЯСНЫХ ТЕРМИНОВ (таких как «знать», «понимать», «иметь представление»,
«учить», «быть знакомым», «быть информированным», «быть в курсе», «принимать во
внимание»). ЭТИ ТЕРМИНЫ ДОПУСКАЮТ РАЗНЫЕ ТОЛКОВАНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ
Например:
А) Знать признаки живого организма
Б) Называть признаки живого организма
РЕКОМЕНДАЦИИ
при операционализации
планируемых результатов
Слайд 21ОПИСЫВАЙТЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПЛАНИРУЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА ПРОСТО. ИЗБЕГАЙТЕ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ДЛЯ КАЖДОГО
СОСТАВЛЯЮЩЕГО ПЛАНИРУЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТОЛЬКО ОДНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНИМ ГЛАГОЛОМ.
ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗУЙТЕ БОЛЕЕ ОДНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Например:
А) Определять корень слова, а в нем находить безударные гласные (проверяемые и непроверяемые).
Б) - Определять корень слова
- Находить безударные гласные (проверяемые и непроверяемые) в корне слова.
РЕКОМЕНДАЦИИ
при операционализации
планируемых результатов
Слайд 22Помните, что каждый результат должен содержать действие, объект и условие/условия
(где это возможно).
ДЕЙСТВИЕ
ОБЪЕКТ УСЛОВИЕ
Например:
Выполнять (действие) краткую запись (объект) задачи, используя различные формы: таблицу, чертеж, схему и т.д.(условие).
Составлять (действие) текст (объект) из трех простых предложений (условие).
РЕКОМЕНДАЦИИ
при операционализации
планируемых результатов
Слайд 23Пример 1. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА
Предметный результат (Раздел «Фонетика и
графика». Русский язык; Примерная основная образовательная программа начального общего образования):
Знать последовательность букв в русском и родном алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации
ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ:
Называть буквы по алфавиту;
Упорядочивать слова в алфавитном порядке;
Находить заданную информацию (слова, понятия, определения и т.д.) в словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.
Слайд 24Метапредметный результат (Познавательные УУД; Примерная основная образовательная программа начального общего
образования):
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных
и несущественных признаков
ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ:
Выделять существенные признаки объекта;
Выделять несущественные признаки объекта;
Устанавливать соответствие между существенным признаком объекта и несущественным
Пример 2. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА
Слайд 252 ШАГ: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
1. Планируемые результаты и операционализированный состав отражают
разные действия. Операционализированный состав включает те же самые действия, что
и планируемый результат. Операционализированный состав по количеству действий меньше, чем планируемый результат, или равен
Слайд 262 ШАГ: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
1. Планируемые результаты и операционализированный состав отражают
разные действия. Операционализированный состав включает те же самые действия, что
и планируемый результат. Операционализированный состав по количеству действий меньше, чем планируемый результат
Слайд 272 ШАГ: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
2. Составляющие операционализированного состава не отражают измеряемые,
наблюдаемые действия ученика. Нечеткие, неконкретные, слишком общие формулировки
Слайд 282 ШАГ: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
3. Составляющие операционализированного состава по уровню «шире»,
чем планируемый результат
Слайд 292 ШАГ: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
4. Составляющие операционализированного состава не отражают совокупность
действий ученика, осуществляемых при демонстрации учебного действия как планируемого результата
освоения Программы
Слайд 303 ШАГ. Подобрать/сконструировать учебные задания
Основанием для отбора/конструирования учебных заданий является
установленное соответствие содержательной направленности задания сформулированным планируемым результатам.
Учебное задание должно
быть направлено на оценку именно ТОГО умения/учебного действия, для выявления сформированности которого Вы и используете его .
Выбор учебных заданий осуществляется на основании измеряемых критериев достижения планируемых результатов (т.е. на основании операционализированного состава).
Слайд 313 ШАГ: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
1. Неразличение «предмет» и «метапредмет»
Слайд 323 ШАГ: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
1. Неразличение «предмет» и «метапредмет»
Слайд 332. Содержание учебного задания и проверяемые учебные действия не согласуются
между собой
3 ШАГ: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
Слайд 343 ШАГ: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
3. Формулировки метапредметных заданий представояют собой «прямые»
«лобовые» задания, уничтожающие метапредметность (создание новой предметности):
В связи
с этим нежелательно давать задания на читательскую компетенцию на материале литературы, на информационную компетентность на материале ИКТ, на коммуникативную компетенцию на материале иностранного языка (коммуникативная функция языка).
Слайд 353 ШАГ: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
4. Метапредметный результат и критерии оценивания не
согласуются между собой
Слайд 363 ШАГ: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
5. Учебное (а не метапредметное (!)) задание
и критерии оценивания не согласуются между собой
Слайд 373 ШАГ: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
5. Учебное (а не метапредметное (!)) задание
и критерии оценивания не согласуются между собой
Слайд 386. Учебное задание (предметное, а не метапредметное) сформулировано, а критерии
оценивания отсутствуют.
7. Критерии оценивания сформулировны неверно: нельзя складывать разнокачественные баллы
3 ШАГ: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
Слайд 39ПОЧЕМУ МЫ БУДЕМ ОЦЕНИВАТЬ ИМЕННО ТАКИМ ОБРАЗОМ?
Выбор
/конструирование метапредметных заданий для оценивания достижения планируемого метапредметного результата определятся
:
взаимосвязью предметных и универсальных учебных действий;
согласованностью содержания метапредметного (а не предметного (!)) задания и характером проявления метапредметного действия, выраженного совокупностью измеряемых критериев.