Слайд 1Принципы конституционного государства
1. Понятие конституционного государства. Основы конституционного строя и
их система
2. Конституционные основы организации и осуществления государственной власти.
2.1. Признаки
государства и форма государства
2.2. Демократическое государство
2.3. Государственный суверенитет
2.3. Территориальная целостность
2.4. Республиканская форма правления
2.5. Разделение властей и единство системы государственной власти
3. Конституционные основы, отражающие взаимоотношения государства, общества и личности
3.1. Основы взаимоотношений личности и государства
3.2. Экономические и социальные основы
3.3. Политические и идеологические основы
4. Конституционные основы соотношения государства и права
Слайд 2Понятие конституционного строя и его основ
Принципы организации и функционирования публичной
власти, взаимодействия государства, общества и личности на началах экономической и
политической свободы личности, равноправия и подчинения власти праву, закрепляемые в конституции
Конституционно-правовой институт
Концентрированное содержание конституции («конституция в конституции»): ч.2 ст.16 Конституции РФ – иные положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя (ОКС) РФ
Слайд 3Виды основ конституционного строя РФ
Внешние основы: основы взаимодействия государства, общества
и личности
Внутренние основы: основы организации собственно государства и государственной
власти
Слайд 4Признаки и форма государства
Признаки государства как публично-правового образования:
Территория
Население
Суверенная публичная власть
Форма
государства:
Форма правления
Форма государственного устройства
Политический режим
Слайд 5Внутренние ОКС
Демократическое государство (ч.1 ст.1 Конституции РФ)
Федеративное устройство (ч.1 ст.1,
ст.5, ст.11 Конституции РФ)
Государственный суверенитет и территориальная целостность РФ (ч.1
и ч.3 ст.4 Конституции РФ)
Республиканская форма правления (ч.1 ст.1 Конституции РФ)
Разделение властей (ст.10 Конституции РФ)
Слайд 6Демократическое государство
Виды государств в зависимости от установленного политического режима
Конституционное государство
– демократическое государство
Источник власти в демократическом государстве – народ (Ср.:
ст.3 Конституции РФ);
Демократическая государственность и народовластие – фундаментальные принципы, отражающий и внутренние, и внешние стороны организации государственной власти
Слайд 7Источник власти в демократическом государстве
Понятие народного суверенитета
Публичная (государственная) власть осуществляется
от имени и в интересах народа
Народ наделяет полномочиями органы и
должностных лиц, передавая им право на осуществление власти, но не саму власть
(Ср.: Постановление КС РФ от 30.04.1997 N 7-П)
Недопустимость присвоения или захвата власти (ч.4 ст.3 К РФ)
Ср.: право народа на восстание в случае невозможности иным способом предотвратить неконституционное устранение конституционного порядка (Ст.20 абз.4 ОЗ ФРГ); Декларация независимости США 1776 года; Декларация прав человека и гражданина Франции в ред. 1793 г.
Слайд 8Формы прямой демократии
Формы непосредственного осуществления народом власти:
Свободные выборы;
Референдум;
Отзыв депутатов и
выборных лиц местного самоуправления;
Голосование по вопросам изменения границ и преобразованию
муниципального образования;
Сход;
Иные формы, не противоречащие Конституции и законам
Формы непосредственного участия народа в осуществлении власти:
Правотворческая инициатива граждан;
Территориальное общественное самоуправление;
Публичные слушания;
Собрания;
Конференции;
Опрос;
Обращения граждан;
Иные формы, не противоречащие Конституции и законам
Слайд 9Народное представительство
В узком смысле:
- Представительные органы власти и местного самоуправления
В
широком смысле:
+ избранные народом (населением) непосредственно выборные должностные лица –
единоличные органы власти и местного самоуправления (Определение КС РФ от 21.02.2002 №26-О о представительном характере института ГМО)
+ общественные формы народного представительства (Общественная палата РФ – ФЗ №32 от 4.04.2005 с изм. ФЗ №283 от 25.12.2008)
Слайд 10Формы народного представительства (НП)
Прямое НП:
Государственная Дума ФС РФ
Законодательные (представительные) ОГВ
субъектов РФ
Представительные органы муниципальных образований
Косвенное НП:
Совет Федерации ФС РФ
(ФЗ № 21-ФЗ от 14 февраля 2009 г.);
Представительные органы муниципальных районов, формируемые путем делегирования депутатов и глав поселений (ст.35 ч.4 п.1 ФЗ № 131)
Слайд 11Виды государств по форме государственного устройства
Слайд 12Государственный суверенитет
Понятие и признаки государственного суверенитета
Государственный суверенитет – это свойство
государственной власти, которое состоит в её верховенстве, единстве, неделимости и
самостоятельности в пределах территории государства и в международных отношениях
Теории государственного суверенитета в рамках федерации: американская модель, германская модель, советская модель (СССР)
Государственный суверенитет РФ – принцип федеративного устройства РФ и признак конституционно-правового статуса РФ (ст.4, 5, 67, 79 Конституции РФ)
Единство государственного суверенитета РФ
(Пост. КС РФ от 7.06.2000 по «алтайскому делу»)
Слайд 13Территориальная целостность
Ст.67 Конституции РФ: состав территории РФ
Ст.71 п. «б», «н»
Конституции РФ: предметы ведения РФ – территория РФ; определение статуса
и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ
Закон РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»
ФЗ от 31.07.1998 № 155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне РФ»
ФЗ от 17.12.1998 № 191 «Об исключительной экономической зоне РФ»
ФЗ от 30.11.1995 №187 «О континентальном шельфе РФ»
Слайд 14Виды государств по форме правления
В зависимости от порядка замещения должности
главы государства, формирования других органов государственной власти, источнику их власти
и порядку распределения полномочий между ними:
Монархии
Республики: res publica - «дело народа»:
в основе властных полномочий ОГВ – народный суверенитет
Периодическая сменяемость на основе всеобщих выборов
Слайд 15Республиканская форма правления: модели
Парламентская республика
- Правительство несет политическую ответственность перед
парламентом, назначается и отправляется им в отставку,
– Правительство определяет
внутреннюю и внешнюю политику, контролирует решения главы государства (институт контрассигнатуры),
– Глава государства не имеет права вето
– Глава государства может распустить парламент
Ср.: Пример ФРГ
Президентская республика
– Правительство несет политическую ответственность перед главой государства, формируется и отправляется им в отставку,
– Глава государства определяет внутреннюю и внешнюю политику, руководит деятельностью правительства,
– Глава государства имеет право вето в отношении законов,
– Роспуск парламента невозможен
Ср.: Пример США
Слайд 16Особенности российской республиканской формы правления
Президент назначает Правительство с участием
Государственной Думы,
Президент осуществляет общее руководство деятельностью Правительства, может председательствовать
на его заседаниях, утверждает структуру ФОИВ, непосредственно руководит отдельными ФОИВ
Президент может по собственному решению направить Правительство в отставку, а также отменять его акты
Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику
Президент имеет право вето в отношении законов
Правительство отчитывается перед ГД, ГД может выразить ему недоверие
Президент может распустить Государственную Думу в рамках разрешения политического конфликта
Слайд 17Принцип разделения властей и единства государственной власти
Государственная власть осуществляется на
основе разделения на законодательную исполнительную и судебную:
Функциональное разделение: недопустимость вмешательства
в компетенцию, недопустимость отмены или приостановления актов без законных оснований
Институциональное и организационное разделение, принцип несовместимости замещения должностей
?РФ: Проблема отнесения органов к ветвям власти: Президент, прокуратура, Уполномоченный по правам человека, избирательный органы
Ср.: Принцип разделения властей и единства государственной власти
Слайд 18Модели разделения властей
Модель США: Исполнительная власть принадлежит Президенту, законодательная –
Конгрессу, полномочия между ними разграничены в Конституции, которая ограничивает и
власть Президента, и Конгресса.
Модель Великобритании: Законодательная власть принадлежит Парламенту и монарху, исполнительная – Кабинету. Суверенитет (верховенство) принадлежит законодательной власти.
Модель Франции: законодательные полномочия принадлежат парламенту, исполнительные – президенту и премьер-министру. Полномочия парламента исчерпывающе урегулированы в Конституции.
Ср.: единство власти в странах социалистической системы (Китай).
Слайд 19Внешние ОКС
А) Основы правового положения человека, гражданина в обществе и
государстве
Б) Основы взаимодействия государства с общественными институтами;
В) Основы,
отражающие соотношение государства, государственной власти и права
Слайд 20Основы правового положения человека, гражданина
принцип признания человека, его прав
и свобод высшей ценностью (ст.2 Конституции РФ);
- принцип гарантированности прав
и свобод человека и гражданина со стороны государства (ст.2 Конституции РФ);
- принцип единства и равенства гражданства Российской Федерации независимо от оснований приобретения (ч.1 ст.6 Конституции РФ);
- принцип равенства конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации на ее территории (ч.2 ст.6 Конституции РФ);
- принцип недопустимости лишения гражданина РФ его гражданства или права изменить гражданство Российской Федерации (ч.3 ст.6 Конституции РФ)
Слайд 21Основы взаимодействия государства с общественными институтами
1) Экономические основы
2) Социальные
основы
3) Политические основы
4) Идеологические основы
Слайд 22Экономические основы
Единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и
финансовых средств (ст.8 ч.1 Конституции РФ);
Поддержка конкуренции (ст.8 ч.1
Конституции РФ);
Свобода экономической деятельности (ст.8 ч.1 К РФ);
Гарантии: ограничения для экономической деятельности государства (ст.15 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»):
- недопустимость совмещения функций органов власти и функций хозяйствующих субъектов;
- недопустимость издания актов, совершения действий, ограничивающих конкуренцию
Множественность и равенство форм собственности (ст.8 ч.2 Конституции РФ);
Признание земли и других природных ресурсов в качестве объектов всех форм собственности (ч.2 ст.9 Конституции РФ)
Ср.: модели государства в зависимости от его роли в экономике
Слайд 23Социальные основы
Признание земли и других природных ресурсов основой жизни и
деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1 ст.9 Конституции РФ);
Принцип
социальной государственности (ст.7 Конституции РФ)
Слайд 24Социальное государство
Модели государства по его роли в социальной сфере:
Либеральное государство
Патерналистское
государство
Социальное государство: равномерное распределение благ и бремени при осуществлении государственной
поддержки социально слабых, концепция «позитивной дискриминации»
Ср.: ст.8 К РФ, определение КС РФ по делу Енборисовой от 16.02.2005 № 17-О
! Конфликт между принципами юридического равенства, личной свободы и социального государства
Слайд 25Политические основы
Народовластие (ст.3 Конституции РФ);
Признание и гарантированность самостоятельности местного самоуправления
как института гражданского общества и разновидности публичной власти (ст.12 Конституции
РФ);
Политическое многообразие и многопартийность (ч.3 ст.13 Конституции РФ)
Слайд 26Идеологические основы
Принцип идеологического многообразия или идеологического плюрализма
(ст.13 Конституции РФ);
Принцип
светского государства
(ст.14 Конституции РФ)
Слайд 27Модели государств в зависимости от отношения к религии
Теократическое государство: государственная
власть принадлежит церкви
Клерикальное государство: придание государственного статуса церкви
Атеистическое государство
Светское государство
Слайд 28Признаки светского государства
Нейтральное отношение государства к церквям и конфессиям
Отсутствие официальной
государственной религии
Отсутствие государственного финансирования церкви
Равенство граждан независимо от их отношения
к религии
Свобода совести и вероисповедания
Светский характер права: освобождение права от религиозных принципов и догматов
Светский характер государственного образования
Слайд 29Основы соотношения государства, государственной власти и права
Правовое государство (ч.1
ст.1 Конституции РФ)
Верховенство и прямое действие Конституции РФ (ч.2 ст.4,
ч.1 и ч.2 ст.15 Конституции РФ)
Принципы законности: верховенство федеральных законов; обязательность соблюдения всеми законов; обязательность официального опубликования законов и других актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина (ч.2 ст.4, ч.2, 3 ст.15 Конституции РФ)
Принципы соотношения внутреннего и международного права (ч.4 ст.15 Конституции РФ)