Слайд 21. Брестская церковная уния 1596 г. Реформация и Контрреформация, распространение
униатства на территории Беларуси.
Реформация.
Контрреформация
Предпосылки заключения Брестской унии.
Рспространение униатства на территории
Беларуси.
Слайд 4Предпосылки реформации
Развитие книгопечатания в Европе;
Развитие внешнеторговых связей;
Учёба выходцев из ВКЛ
в европейских университетах;
Бегство еретиков в ВКЛ.
Рост городов, развитие ремесла и
торговли, обострение противоречий;
Слайд 5Реформация
Общественно-политическое движение, направленное на реформирование католической церкви
Слайд 6ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМАЦИИ
В БЕЛАРУСИ
1. Не была обусловлена
формированием капиталистических
отношений;
Инициирована магнатами и шляхтой;
1553г.- первая кальвинистская община в Бресте;
Слайд 7Брестская типография
Николай Радзивилл Чёрный
Слайд 8 Арианство- течение в кальвинизме, или движение антитринитариев (литовские братья);
Основные
положения
1. отрицали догмат о триединстве бога;
2. не признавали крещение младенцев;
3.
Считали Иисуса Христа только
человеком;
Слайд 9Типография в Несвиже
С.Будный в пекле. Фрагмент гравюры из книги С.Решки
«Про атеизм и пустословье евангелистов». Неаполь. 1596.
Слайд 10РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМАЦИИ
1. Феодалы-протестанты занимали высшие государственные должности;
1563г.- издание виленского
привилея
Сигизмунда II Августа , уравнявшего в правах всю шляхту РП;
1573г.- принятие акта о свободе
Вероисповедания Варшавской конфедерацией, текст которой вошёл в III
Статут ВКЛ;
Слайд 11Значение Реформации
Содействует распространению в обществе идей
просвещения, гуманизма, веротерпимости,
миролюбия;
Способствует
развитию публицистической
литературы;
Сымон Будный, Василий Тяпинский, Андрей
Волан, Лаврентий Крышковский
выступали в
защиту родного языка, высмеивали религиозных
фанатиков, отстаивали свободу личности;
Население белорусских земель ознакомилось
с ценностями европейской культуры;
Слайд 131569г.- виленский епископ Валериан Протасевич пригласил в ВКЛ 13 представителей
ордена иезуитов;
Слайд 14Особенности контрреформации
Не приобрела такой жестокости, которая наблюдалась в Западной Европе;
Направлена
не только против
протестантизма но и против
православной церкви;
Слайд 15Результаты контрреформации
1. Религиозная веротерпимость была упразднена;
2. Сворачивается деятельность протестантских
сборов, закрываются
протестантские типографии
и школы;
3. Переход шляхты из кальвинизма в католичество
5. Начинается
процесс клерикализации культуры;
6. С к.XVIIв.-началась принудительная полонизация;
Слайд 17ПРЕДПОСЫЛКИ УНИИ
Неоднократные попытки объединения
католической и православной церквей после
великого раскола 1054г;
Заинтересованность в заключении унии:
католической церкви (стремление распространить католичество
на Восточную Европу, расширив своё влияние за счёт православных земель ВКЛ);
короля РП (объединение вокруг верховной власти всего населения);
православной церкви (Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий и др. стремились таким образом сохранить свои владения, достичь равенства с католической церковью, получить права католических епископов, обрести доступ к государственной власти).
Слайд 18Пётр Скарга
1577г.- выходит книга
П.Скарги «О единстве церкви Божьей».
Декабрь 1594г.- И.Потей
и К.Терлецкий тайно составляют декларацию унии.
Слайд 19Условия заключения унии
Октябрь 1596г.- в Свято-Никольской церкви Бреста на заседании
церковного
собора было принято решение об унии.
Слайд 20Каковы предпосылки
распространения униатства?
Владислав IVВаза
Киевский митрополит
Пётр Могила
В конце XVIIIв. униатская
церковь имела на территории Беларуси более 1000 приходов, объединявших около
70% населения.
Слайд 21Причины быстрого распространения униатства
Униатская церковь, Вольно, Барановичи
Слайд 22Архиепископ
Иосафат Кунцевич
Насильственное распространение униатства
Антиуниатские настроения православной шляхты,
мещан, крестьян
(1623 г. – в Витебске был убит И.Кунцевич)
Создание
православных
братств
(религиозные организации православного населения)
Слайд 23Значение униатства
Медаль в честь
заключения
Брестской унии
1596г.
Стало центром сохранения
культурных и языковых
традиций белорусов;
Стало барьером
католицизма и полонизации
белорусского населения;