Разделы презентаций


Раздел ii. МикроЭКОНОМИка

Содержание

План лекции1. Рынок как экономический механизм координации. Понятие и функции.2. Спрос и величина спроса. Кривая и функции спроса. Ценовые и неценовые факторы.3. Предложение и величина предложения. Кривая и функции предложения. Ценовые

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Раздел ii. МикроЭКОНОМИка
Тема 5. Рыночный механизм.
Основы анализа спроса и

предложения.

Раздел ii. МикроЭКОНОМИка Тема 5. Рыночный механизм. Основы анализа спроса и предложения.

Слайд 2План лекции
1. Рынок как экономический механизм координации. Понятие и функции.
2.

Спрос и величина спроса. Кривая и функции спроса. Ценовые и

неценовые факторы.
3. Предложение и величина предложения. Кривая и функции предложения. Ценовые и неценовые факторы.
4. Условия равновесия на рынке потребительских товаров и услуг. Равновесная цена. Устойчивость рынка. Административное установление цен и его последствия.
5. Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности.

План лекции1. Рынок как экономический механизм координации. Понятие и функции.2. Спрос и величина спроса. Кривая и функции

Слайд 31. Рынок как экономический механизм координации. Понятие и функции.

1. Рынок как экономический механизм координации. Понятие и функции.

Слайд 4Рыночная экономика – это исторически возникшая форма организации хозяйства, при

которой потребители и производители для решения основных проблем экономики взаимодействуют

между собой посредством рыночного механизма (рынка).
Основные элементы рынка: спрос (demand), предложение (supply), цена (price), конкуренция (competition).

Некоторые определения рынка как экономической категории:
Рынок – сфера товарного обмена, в рамках которой происходит перемещение продукта из рук производителя в руки потребителя.
Рынок – это институт, механизм, который соединяет вместе продавцов и покупателей.
Рынок – место, где осуществляются сделки по купле-продаже благ.

Рыночная экономика – это исторически возникшая форма организации хозяйства, при которой потребители и производители для решения основных

Слайд 5Рынок и рыночная экономика – это система экономических отношений между

людьми, охватывающая процесс производства товаров и услуг по рыночным законам,

а также процессы распределения, обмена и потребления по законам рынка, включая закон стоимости, закон спроса и закон предложения.
Рынок возникает и развивается параллельно с возникновением и развитием общественного разделения труда и товарного производства.

Рынок и рыночная экономика – это система экономических отношений между людьми, охватывающая процесс производства товаров и услуг

Слайд 6Социальные условия возникновения и развития рынка
Общественное разделение труда и специализация

производства
Хозяйственная обособленность и специализация товаропроизводителей как собственников капитала
Свобода предпринимательства
Величина

трансакционных издержек производства и реализации продукции
Социальные условия возникновения и развития рынкаОбщественное разделение труда и специализация производстваХозяйственная обособленность и специализация товаропроизводителей как собственников

Слайд 7Характеристики рынка

Экономическая самостоятельность субъектов рыночных отношений: свобода выбора экономической деятельности

как предпринимателями, так и наемными работниками; их равноправное партнерство по

поводу купли-продажи своих товаров; преобладание развитой системы хозяйственных связей друг с другом.
Свободные цены: никто не вправе законом устанавливать рыночные цены.
Определяющее влияние потребителя на производителя, отсутствие дефицита.
Конкуренция как экономический рычаг развития рыночной экономики.
Обязательное использование по экономическому назначению рыночной инфраструктуры: банков, бирж, страховых компаний.
Превращение национальной экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и участием в международных экономических организациях.

Характеристики рынкаЭкономическая самостоятельность субъектов рыночных отношений: свобода выбора экономической деятельности как предпринимателями, так и наемными работниками; их

Слайд 8Функции рынка

Рынок опосредствует разделение труда между производителями различных товаров и

услуг.
Информационная функция на основе ценовых сигналов.
Стимулирующая функция на основе свободы

действий и ответственности.
Санирующая функция на основе института финансового банкротства.
Функция аллокации ресурсов (рынок распределяет и распространяет ресурсы, и тем самым формирует структуру производства, отвечающую потребностям потребителей).
Функция формирование спроса и предложения, а основе их соотношения и цены товара.
Контрольная функция (рынок выполняет функцию контрольного механизма, методом обратной связи с производителем через цену товара).

Функции рынкаРынок опосредствует разделение труда между производителями различных товаров и услуг.Информационная функция на основе ценовых сигналов.Стимулирующая функция

Слайд 92. Спрос и величина спроса. Кривая и функции спроса. Ценовые

и неценовые факторы.

2. Спрос и величина спроса. Кривая и функции спроса. Ценовые и неценовые факторы.

Слайд 10
Как экономическая категория

Спрос находится под воздействием потребностей людей, их

нужды в чем-либо, но не любые потребности формируют спрос, а

только те, которые обеспечены деньгами, т.е. платежеспособные потребности.
Итак, под спросом понимается количество благ (товаров и услуг), которое покупатель в состоянии купить по любой возможной цене за определенный промежуток времени.
Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество блага (товара или услуги).

Как экономическая категория Спрос находится под воздействием потребностей людей, их нужды в чем-либо, но не любые потребности

Слайд 11Величиной спроса называют количество блага (товаров или услуг), которое согласны

купить отдельный покупатель, группа покупателей или население в целом в

единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий помимо цены самого блага относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены на другие товары и услуги, величина денежных доходов и накоплений покупателей, количество покупателей данного блага. Главным фактором определяющим величину спроса является цена спроса.
Обратную зависимость между ценой и величиной спроса (при снижении цены величина спроса растет, и наоборот) называют законом спроса.

Величиной спроса называют количество блага (товаров или услуг), которое согласны купить отдельный покупатель, группа покупателей или население

Слайд 12Закон спроса выявляет причинно обусловленную зависимость платежеспособности покупателя от изменения

цен на рынке. Его сущность: при прочих равных условиях величина

спроса изменяется в обратной зависимости от изменения цены.
С законом спроса и конфигурацией кривой спроса связаны ряд эффектов поведения потребителя, анализируемых в экономической теории: эффект дохода, эффект замещения, эффект Гиффена, эффект сноба, эффект Веблена (эффект престижного потребления)
Термин «при прочих равных условиях» в экономике означает, что кроме цены, например, все другие факторы, показатели или переменные в уравнении спроса, рассматриваются как неизменные величины, или константы, не оказывающие значимого влияния на величину спроса
Закон спроса выявляет причинно обусловленную зависимость платежеспособности покупателя от изменения цен на рынке. Его сущность: при прочих

Слайд 13
Кривая спроса (D) показывает то количество благ, которое способен

приобрести покупатель по некоторым ценам за определенные промежутки времени

Кривая спроса (D) показывает то количество благ, которое способен приобрести покупатель по некоторым ценам за определенные

Слайд 14График кривой спроса









Рис. 1. График кривой спроса
P – цена за ед. блага, Q – количество блага, D – спрос

P

D

0

Q

Q2

P1

P2


d1

d2

Q1

Изменение величины спроса (Qd) – движение вдоль кривой спроса D при изменении цены P, где a > 0, b < 0 | a,b = const, P > 0, Q > 0

a | (P = 0,Q > 0)

– b = – tg φ;
tg φ = |P1 – P2|:| Q1 – Q2|.

φ

График кривой спроса

Слайд 15Вопросы к размышлению
По правилам кривая спроса D не касается координатных

осей. Линия имеет начало и конец. Начало линии D образует,

точка, которой соответствуют координаты максимальной цены спроса (Pmax) и наименьшая величина спроса на благо (Qmin), а ее конец – точка, у которой минимальная цена (Pmin) и максимальный объем спроса (Qmax). Допустим, линия спроса D пересекает ординату и абсциссу. Что произойдет?
Теоретически могут ли иметь содержательную экономическую интерпретацию эффекты «нулевой цены» и «отрицательной цены» блага, «нулевого объема» и «отрицательного объема» спроса?
Ответам и размышлениям дать графическую и качественную интерпретацию в тетрадях.
Вопросы к размышлениюПо правилам кривая спроса D не касается координатных осей. Линия имеет начало и конец. Начало

Слайд 16Спрос изменяется под влиянием неценовых факторов, среди которых:
- вкусы

и предпочтения потребителей;
- число потребителей на рынке;
- доходы потребителей;
-

цены на сопряженные товары;
- ожидание потребителей изменения цен и доходов в будущем
Неценовые факторы спроса называются экзогенными. Экзогенные факторы формируются автономно и независимо от спроса, их значения заранее известны.
Цена и величина спроса – эндогенные факторы спроса, они формируются в процессе взаимодействия покупателей и продавцов. При этом цена – частично эндогенный, или лаг-эндогенный, фактор, т.е. P | Pt = Pt-1
Спрос изменяется под влиянием неценовых факторов, среди которых:- вкусы  и предпочтения потребителей; - число потребителей на

Слайд 17Вкусы и предпочтения определяются рекламой, модой.
Чем больше потребителей данного товара

на рынке, то выше спрос на этот товар и наоборот.
Увеличение

дохода потребителя приводит к повышению спроса на большинство товаров, однако есть такие группы товара, спрос на которые с повышением дохода сокращается. Это товары из низшей категории.
К сопряженным товарам относятся: взаимозаменяемые и взаимодополняемые.
Взаимозаменяемые – это товары, которые могут заменить друг друга по причине относительного совпадения их качественных характеристик. Если цена на один из взаимозаменяемых товаров растет, то спрос на другой увеличивается.
Взаимодополняемые – это товары, спрос на которые предъявляется одновременно. Если цена на один из товаров растет, то спрос на другие сокращается.
Ожидание потребителя относительно изменения цен. Если потребитель ожидает повышения цен на товары (дохода), то текущий спрос увеличивается , и наоборот.
Вкусы и предпочтения определяются рекламой, модой.Чем больше потребителей данного товара на рынке, то выше спрос на этот

Слайд 18Функция спроса
Зависимость величины спроса от определяющих его факторов называется

функцией спроса. В общем виде уравнение функции спроса записывается следующим

образом:

QDx = QDx(Pх; J; T; Pa; Х; JE), (1)

где
QDx – величина спроса
Рх – уровень цен
J – уровень денежного дохода
Т – вкусы потребителей
Ра – цены на сопряженные товары
Х – число покупателей данного товара на рынке
JE – ожидание потребителей

Функция спроса Зависимость величины спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса. В общем виде уравнение функции

Слайд 19Функция спроса от цены
Если все факторы, определяющие количество продукции на

которое предъявляется спрос, кроме цены (Рх), считать неизменными, то от

уравнения функции спроса (1) можно перейти к уравнению функции спроса (2), характеризующего зависимость величины спроса от цены блага (товара, услуги), обладающей линейным характером:

QDx = QDx(Pх). (2)
 
Функция спроса от ценыЕсли все факторы, определяющие количество продукции на которое предъявляется спрос, кроме цены (Рх), считать

Слайд 20Табличный способ представления функции спроса
Функция спроса от цены может быть

представлена одним из трех способов:
1) табличным, например:

Pх (руб.) QDx (штук)
…. .… 100 1000
…. …. 150 700
…. …. 500 300
…. ….

Табличный способ представления функции спросаФункция спроса от цены может быть представлена одним из трех способов:1) табличным, например:

Слайд 21Аналитический способ
2) аналитическим, например:



QDx = a – b·Pх , (3)

где
a, –b – параметры (a – коэффициент, свободный член; –b – коэффициент регрессии), отражающие изменение или постоянство экзогенных (неценовых) факторов спроса. При изменении значения величины параметра а происходит сдвиг кривой вправо или влево, при изменении значения величины b по модулю линия движется вверх или вниз или меняется угол наклона кривой. Случайные ошибки и влияние др.факторов = 0


Аналитический способ2) аналитическим, например:

Слайд 22Графический способ
3) графическим. На рис. 1 линия D представляет графическое

отображение функции спроса от цены. Она называется линией спроса. Абсциссы

точек линии спроса характеризуют величину спроса (количество благ, на которые предъявляется спрос), а ординаты – цены спроса.
При графическом отображении функции спроса (2) по оси абсцисс следовало бы показывать значения цен, а по оси ординат – объемов спроса. Однако по традиции, восходящей к Маршаллу, среди экономистов принято «обратное» расположение осей координат. Фактически, таким образом, на графике спроса отображают функцию (4), обратную функции (2),
Pх = Pх(QDx). (4)
Графический способ3) графическим. На рис. 1 линия D представляет графическое отображение функции спроса от цены. Она называется

Слайд 23Необходимо различать изменение объема спроса и изменение спроса. Изменение объема

спроса имеет место при изменении цены товара и неизменном характере

зависимости объема спроса.
Если же в силу роста доходов покупателей установится новая зависимость между ценой и объемом спроса, т.е. изменятся параметры функции спроса от цены, то произойдет сдвиг линии спроса вправо вверх, так что при цене Pх объем спроса возрастет.
В этом случае говорят, что увеличился сам спрос. Очевидно, что при снижении спроса в результате сокращения доходов новая линия спроса пройдет левее и ниже.
Необходимо различать изменение объема спроса и изменение спроса. Изменение объема спроса имеет место при изменении цены товара

Слайд 24Изменение спроса
Параметры уравнения функции спроса (a, – b) отражают изменение

неценовых факторов.
Кривая спроса может перемещаться по графическому полю либо

влево вниз, либо вправо вверх. Если спрос выше или растет, то кривая перемещается вправо вверх. Если спрос сокращается, то кривая перемещается влево вниз.
Если же изменяется величина спроса, то происходит перемещение от одной точки к другой на фиксированной кривой спроса. Причиной тому служит только изменение цены
Изменение спросаПараметры уравнения функции спроса (a, – b) отражают изменение неценовых факторов. Кривая спроса может перемещаться по

Слайд 25Графическая интерпретация изменений спроса







Рис. 1.1. График изменений спроса
P – цена

за ед. блага, Q – количество блага, D – спрос


D2

D

D1

0

Q

P

Изменение спроса
(смещение кривой спроса D при изменении неценовых факторов; P=const; D2 > D, D1 < D)

P0

Графическая интерпретация изменений спросаРис. 1.1. График изменений спросаP – цена за ед. блага, Q – количество блага,

Слайд 263. Предложение и величина предложения. Кривая и функции предложения. Ценовые

и неценовые факторы предложения.

3. Предложение и величина предложения. Кривая и функции предложения. Ценовые и неценовые факторы предложения.

Слайд 27Предложение – это желание и способность продавцов предоставлять товары и

услуги для продажи на рынке. Предложение показывает то количество благ,

которое производитель готов и в состоянии произвести и предложить к продаже на рынке по некоторой цене при этом чем выше цена, тем предложение данного блага больше, и наоборот.
Между ценой и величиной предложения существует прямая связь. Данная связь и составляет сущность закона предложения.
Графически эта связь выглядит в виде восходящей линии, которая называется кривой предложения (рис. 2).

Предложение – это желание и способность продавцов предоставлять товары и услуги для продажи на рынке. Предложение показывает

Слайд 28График кривой предложения








Рис. 2. Кривая предложения
0
P
Q
S
Q2
Q1
s2
s1
P2
P1

График кривой предложения  Рис. 2. Кривая предложения0P QSQ2Q1s2s1P2 P1

Слайд 29Сущность закона предложения: при прочих равных условиях предложение изменяется в

прямой зависимости от изменения цены на товары и услуги, т.е.

по мере роста цены на продукцию производители предлагают к продаже большее количество товаров и услуг, а по мере их падения – меньшее.
Сущность закона предложения: при прочих равных условиях предложение изменяется в прямой зависимости от изменения цены на товары

Слайд 30Кривая предложения (S) – линия (график), которая показывает, какое количество

благ (товаров и услуг) готовы продать производители по разным ценам

в данный момент времени.
График имеет положительный наклон, свидетельствующий о реакции производителей на рыночные стимулы и возрастающем характере функции предложения
Кривая предложения (S) – линия (график), которая показывает, какое количество благ (товаров и услуг) готовы продать производители

Слайд 31Кривая предложения (S) перемещается по графическому полю либо влево вниз,

либо вправо вверх под действием неценовых факторов.
Если предложение повышается,

то кривая перемещается вправо вверх.
Если предложение сокращается, то кривая перемещается влево вниз.
Если же изменилась величина предложения, то имеет место движение от точки к точке на фиксированной кривой предложения, причиной тому служит изменение цены на товары.
Кривая предложения (S) перемещается по графическому полю либо влево вниз, либо вправо вверх под действием неценовых факторов.

Слайд 32График изменений предложения








Рис. 2.1. График изменений предложения
P – цена

за ед. блага, Q – количество блага, S – предложение


P

Q

S1

S

S2

0

Изменение величины предложения QS (смещение вдоль кривой S при изменении P)

Изменение предложения S (смещение кривой предложения S при изменении неценовых факторов)

График изменений предложения Рис. 2.1. График изменений предложенияP – цена за ед. блага, Q – количество блага,

Слайд 33Предложение изменяется под влиянием неценовых факторов, среди них:
цены на ресурсы
применяемые

технологии
налоги и дотации
ожидания производителей относительно повышения цен в будущем
число производителей

данного товара на рынке
Предложение изменяется под влиянием неценовых факторов, среди них:цены на ресурсыприменяемые технологииналоги и дотацииожидания производителей относительно повышения цен

Слайд 34Цены на ресурсы оказывают влияние на предложение через издержки производства.

С повышением цен на ресурсы издержки увеличиваются, что приводит к

сокращению предложения.
Применение более эффективных технологий позволяет производить продукты с меньшими затратами, что ведет к увеличению предложения
Налоги предприятия относит к издержкам производства, поэтому повышение налогов приводит к росту издержек производства и ведет к сокращению предложения, и наоборот. Дотации – налоги наоборот (временная помощь). Если государство дотирует предложение, то сокращается его затраты, и наоборот.
Ожидание. производителей Если производитель ожидает повышение цены на свой товар в будущем, то в настоящем он сократит предложения данного товара, и наоборот.
Чем больше производителей данного товара на рынке, тем выше предложений данного товара.

Цены на ресурсы оказывают влияние на предложение через издержки производства. С повышением цен на ресурсы издержки увеличиваются,

Слайд 35 Для понимания функции предложения имеет значение фактор времени.

Различают рыночные периоды:
Кратчайший (все факторы производства постоянные)
Краткосрочный (некоторые факторы производстива

становятся переменными)
Долгосрочный (все факторы производства переменные)
Для понимания функции предложения имеет значение фактор времени.  Различают рыночные периоды:Кратчайший (все факторы производства постоянные)Краткосрочный

Слайд 36Функция предложения
Зависимость величины предложения от определяющих его факторов называется Функцией

предложения
QSx = QSx(Px, Pa,k, TS, JE,

X), (5)
где
QSx – величина предложения
Px – цена товара
Pa – цена на ресурсы
k – применяемые технологии
TS – налоги и дотации
JE – ожидания производителей
Х - число производителей
Функция предложенияЗависимость величины предложения от определяющих его факторов называется Функцией предложения    QSx = QSx(Px,

Слайд 37Функция предложения от цены

QSx = QSx(Px). (6)

Может

задаваться тремя способами:
а) табличным (слайд 38)
б) графическим (слайд 28)
в) аналитическим (слайд 39)


Функция предложения от цены       QSx = QSx(Px).

Слайд 38Табличный способ представления функции предложения

Pх (руб.) QSx (штук)

…. .… 100 300
…. …. 150 500
…. …. 500 1000
…. ….
Табличный способ представления функции предложения      Pх (руб.)

Слайд 39Аналитическое представление функции предложения

QSx = ±а + bPx .

(7)
где
a, b – параметры (a – коэффициент, свободный член; b – коэффициент регрессии), отражающие изменение или постоянство экзогенных (неценовых) факторов предложения. При изменении значения величины параметра а происходит сдвиг кривой вправо или влево, при изменении значения величины b линия движется вверх или вниз или меняется угол наклона кривой S. Случайные ошибки и влияние др.факторов = 0
Например: QSx = 2 + 3Px ; QSx = 2 + 1Px
или
QSx = – 2 + 3Px ; QSx = – 2 + 1Px

Аналитическое представление функции предложения          QSx = ±а +

Слайд 40
4. Условия равновесия на рынке потребительских товаров и услуг. Равновесная

цена. Устойчивость рынка. Административное установление цен и его последствия.

4. Условия равновесия на рынке потребительских товаров и услуг. Равновесная цена. Устойчивость рынка. Административное установление цен и

Слайд 41 Равновесие – ситуация, когда планы покупателей и продавцов на

рынке полностью совпадают, т.е. при заданной цене величина предложения равна

величине спроса.
Равновесие – ситуация, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, т.е. при заданной цене

Слайд 42Равновесное количество и равновесная цена
Рыночное равновесие определяется

координатами точки пересечения линий D и S (рис. 3),

которым соответствуют количество благ QE и цена РЕ. Их называют, соответственно, равновесным количеством (QE = QD = QS) и равновесной ценой (РЕ = РD = РS).
Равновесное количество и равновесная цена  Рыночное равновесие определяется   координатами точки пересечения линий D и

Слайд 43 Равновесная цена (РЕ) –
цена, уравновешивающая спрос и

предложение в результате действия конкурентных сил
(РЕ = РD

= РS).
.
Равновесная цена (РЕ) –  цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил

Слайд 44 Функции равновесной цены:
Информационная (цена помогает планировать

покупки)
Нормирующая (согласовывает действия производителей и потребителей)
Стимулирующая

(заставляет двигаться в направлении достижения равновесия)

Функции равновесной цены:  Информационная (цена помогает планировать покупки)  Нормирующая (согласовывает действия производителей и

Слайд 45График координации спроса и предложения на рынке и установление равновесной

цены и равновесного количества (объема) благ («крест Маршалла»)






Рис. 3.

Установление равновесной цены и равновесного количества в производстве и потреблении благ (статическая модель)

P

Q

0

S

D

E

QE

РЕ

График координации спроса и предложения на рынке и установление равновесной цены и равновесного количества (объема) благ («крест

Слайд 46Рента (излишек) потребителя и рента (излишек) производителя







Рис. 4. Цена равновесия,

излишек потребителя и излишек производителя
0
P
Q
D
S
E
QE

РЕ

Рmax

Рmin

Излишек потребителя
Излишек производителя
Издержки

производства
Рента (излишек) потребителя и рента (излишек) производителяРис. 4. Цена равновесия, излишек потребителя и излишек производителя0PQD SEQEРЕ Рmax

Слайд 47Экономическое содержание излишка потребителя и излишка производителя
Излишек потребителя – это

разница между той суммой денег, которую потребитель был готов и

согласен заплатить, и той суммой, которую он реально заплатил за продукцию ≈ (Рmax – РЕ)×QE / 2.

Излишек производителя – это разница между рыночной ценой и предельными издержками производства выпускаемой продукции. Предельные издержки показывают минимальную цену (Рmin), при которой предприятие согласится производить дополнительные единицы продукции (Q min).
Экономическое содержание излишка потребителя и излишка производителяИзлишек потребителя – это разница между той суммой денег, которую потребитель

Слайд 48Модель частичного равновесия (подход Л. Вальраса)








Рис. 5. Установление равновесия по

Вальрасу
S
0
P
Q
D
E
Избыток предложения
Избыток спроса


Р1
РЕ

Р2

QD1

QS2

QE

QD2

QS1

Товарный профицит

Товарный дефицит

Модель частичного равновесия  (подход Л. Вальраса)Рис. 5. Установление равновесия по ВальрасуS0P QDEИзбыток предложения Избыток спроса Р1

Слайд 49Комментарий к модели равновесия одного товара по Вальрасу
При повышении

с цены РЕ до Р1 объем спроса сократится, объем предложения

станет выше равновесного, что характерно для рынка покупателя. Конкуренция продавцов снижает цену, устанавливает равенство объемов предложения и спроса в точке E.
Наоборот, если цена снижается и окажется ниже равновесной на уровне Р2 то объем спроса будет превышать объем предложения, что характерно для рынка продавца: товар на какое-то время окажется в дефиците. Конкуренция покупателей будет повышать цену, а в ответ продавцы и производители будут расширять предложение.
Условие равновесия по Вальрасу – это равенство объемов спроса и предложения, которые являются функцией цены.
QD(P) = QS(P) (8)
Равновесие устанавливается под влиянием объемной подстройки рыночного механизма. От рынка одного товара Вальрас в модели аукциона (аналог «невидимой руки») подошел к описанию общего равновесие на всех рынках товаров и услуг путем подстройки производства под спрос.
Комментарий к модели равновесия одного товара по Вальрасу При повышении с цены РЕ до Р1 объем спроса

Слайд 50Модель частичного равновесия (подход А. Маршалла)








Рис. 6. Установление равновесия по

Маршаллу
0
Q
S
D
E
P
P1D
P2S
PE
P2D
P1S
Q1
QEQ2

Q2
Q2
Q2
Q2
Q2
P2S - P2D
P1D - P1S

Модель частичного равновесия  (подход А. Маршалла)Рис. 6. Установление равновесия по Маршаллу 0QSDEPP1DP2SPEP2DP1SQ1  QEQ2Q2Q2Q2Q2Q2P2S - P2DP1D

Слайд 51Комментарий к модели равновесия одного товара по Маршаллу
Условие равновесия на

рынке одного товара по Маршаллу выглядит как равенство цены спроса

цене предложения:

PD(Q) = PS (Q) (9)

Формула (9) показывает, что в модели Маршалла цена является функцией объемов спроса и предложения. Таким образом, равновесие устанавливается автоматически под давлением разницы цен спроса и цен предложения, в результате их ценовой подстройки (соответствует долгосрочному периоду в экономике, тогда в модели Вальраса краткосрочному периоду)
Комментарий к модели равновесия одного товара по МаршаллуУсловие равновесия на рынке одного товара по Маршаллу выглядит как

Слайд 52Краевое равновесие
Помимо традиционной модели равновесия существует модель краевого равновесия, возникающего

при нулевой цене и при нулевых спросе и предложении.





Рис. 7.

Модель краевого равновесия

0

0

P

P

Q

Q

D

S

S

D

Краевое равновесиеПомимо традиционной модели равновесия существует модель краевого равновесия, возникающего при нулевой цене и при нулевых спросе

Слайд 53Паутинообразная модель рынка






а) Модель с затухающими

б) Модель с усиливающимися в) Модель

с
цены колебаниями цены колебаниями цены равномерными
колебаниями
цены

P

P

P

Q

Q

Q

D

S

S

D

S

D

P0

РЕ

РЕ

P0

P0

РЕ

E

E

E

QE

QE

QE

Q0

Q0

Q0

0

0

0

Паутинообразная модель рынкаа) Модель с затухающими      б) Модель с усиливающимися

Слайд 54Административное установление цен и его последствия
Цена в условиях рыночной экономики

формируется механизмом координации спроса и предложения. Цена является денежным выражением

стоимости товара или услуги.
Однако в отдельные периоды времени правительство может считать, что рыночный механизм формирует либо несправедливо высокие цены для покупателей, либо несправедливо низкие цены для продавцов.
Поэтому правительство вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая либо потолок цены, либо нижний уровень цены.
Административное установление цен  и его последствияЦена в условиях рыночной экономики формируется механизмом координации спроса и предложения.

Слайд 55Потолок цены
Потолок цены – это максимальная, законодательно установленная цена, которую

разрешается запрашивать продавцу за свой товар или услугу.
Потолок цены

– это мера защиты потребителей, если достаточно большое число населения страны не в силах купить товар или получить услугу по рыночной цене.
Последствия установления потолка цен – устойчивый дефицит определенных товаров или услуг на рынке.
Потолок ценыПотолок цены – это максимальная, законодательно установленная цена, которую разрешается запрашивать продавцу за свой товар или

Слайд 56Нижний уровень цены
Нижний уровень цены – это законодательно установленная минимальная

цена, которая, как правило, выше равновесной цены.
Нижний уровень цены

устанавливается в случаях, когда правительство стремится поддержать производителя, считая что рыночная цена не обеспечивает производителю достаточный доход для существования его производства.
Последствия установления нижнего уровня цены – устойчивый избыток определенных товаров или услуг на рынке.

Нижний уровень ценыНижний уровень цены – это законодательно установленная минимальная цена, которая, как правило, выше равновесной цены.

Слайд 57
5. Эластичность спроса и предложения.
Факторы эластичности.

5. Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности.

Слайд 58 Эластичность –
мера реакции одной переменной на изменение другой,

выраженная как отношение их процентных изменений

Эластичность – мера реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение их процентных изменений

Слайд 59Эластичность спроса:

А. По виду регрессии функции спроса на переменную различают:
-

эластичность спроса по цене
эластичность спроса по доходу
Б. По способу

расчета коэффициента
эластичности (ED):
- средняя эластичность
-дуговая эластичность
-точечная эластичность
- перекрестная эластичность спроса

Эластичность спроса:А. По виду регрессии функции спроса на переменную различают:- эластичность спроса по ценеэластичность спроса по доходу

Слайд 60Ценовая эластичность спроса
Средняя ценовая эластичность спроса определяется по формуле:

EpD =

Процентное изменение объема спроса / Процентное изменение цены = ΔQ/Q1

/ ΔP/ P1 = ΔQ/ ΔP× P1/ Q1 (10)

ΔQ – изменение объема спроса
ΔP – изменение цены

Коэффициент ценовой эластичности (EpD) показывает процентное изменение объема спроса на товар на один процент изменения цены
Определенный таким образом коэффициент ценовой эластичности спроса измеряет среднюю ценовую эластичность спроса при цене P1

Ценовая эластичность спросаСредняя ценовая эластичность спроса определяется по формуле:EpD = Процентное изменение объема спроса / Процентное изменение

Слайд 61Дуговая эластичность спроса по цене
При значительных изменениях цены и спроса

необходимо знать эластичность на некотором участке кривой спроса.
Дуговая эластичность спроса

по цене измеряет эластичность спроса между двумя точками на кривой спроса с использованием показателей средней цены и среднего объема:

EpDдуг. = ΔQ / Q1+ Q2/2 : ΔP/ P1+ P2/2 = Q2 – Q1 / Q1+ Q2/2 : P2– P1 / P1+ P2/2 = (Q2 – Q1)×( P1+ P2) / (Q1+ Q2)×( P2– P1) (11)

Дуговая эластичность спроса по ценеПри значительных изменениях цены и спроса необходимо знать эластичность на некотором участке кривой

Слайд 62Точечная эластичность спроса по цене

Для точного определения эластичности спроса при

какой-либо цене P исчисляется коэффициент точечной ценовой эластичности при этой

цене:

EpDточ. = P/ Q × (QD)' p (12)

(QD)' p – производная функции спроса по цене
Точечная эластичность спроса по ценеДля точного определения эластичности спроса при какой-либо цене P исчисляется коэффициент точечной ценовой

Слайд 63Свойства эластичности спроса
1. Величина коэффициента ценовой эластичности не зависит от

масштаба единиц измерения величины спроса и уровня цены
2. Как правило,

коэффициент эластичности спроса по цене отрицателен. Для удобства в учебной литературе используется абсолютное значение коэффициента эластичности – |EpD|
Свойства эластичности спроса1. Величина коэффициента ценовой эластичности не зависит от масштаба единиц измерения величины спроса и уровня

Слайд 64Виды ценой эластичности спроса
В зависимости от величины EpD различают

следующие виды спроса:
1. Эластичный спрос 1 < EpD

∞ (спрос растет или падает быстрее изменения цены)
2. Неэластичный спрос 0 < EpD < 1 (спрос растет или падает медленнее изменения цены)
3. Спрос с единичной эластичностью EpD = 1 (изменяется спрос в меру изменения цены)
4. Абсолютно неэластичный спрос EpD = 0 (линия D расположена параллельно оси ординат)
5. Абсолютно эластичный спрос EpD = ∞ (линия D расположена параллельно оси абсцисс)
Виды ценой эластичности спросаВ зависимости от величины EpD  различают следующие виды спроса:1. Эластичный спрос  1

Слайд 65Факторы, определяющие ценовую эластичность спроса
1. Наличие товаров-заменителей (чем их больше,

тем выше эластичность)
2. Разнообразие возможностей использования товара (чем универсальнее товар,

тем выше эластичность спроса на него)
3. Насыщение потребностей в товаре (насыщенные потребности менее эластичны)
4. Фактор времени (в долгосрочном периоде спрос более эластичен, чем в краткосрочном )
5. Значимость товара для потребителя (на более значимые, как правило, спрос неэластичен)
6. Доля расходов в бюджете на данный товар (чем она выше, тем сильнее эластичность спроса, и наоборот)
7. Консерватизм потребителей (влияет на эластичность личная заинтересованность в необходимости товара )
8. «Неоткладываемость», или срочность, в удовлетворении какой-либо потребности (например, в лекарствах)

Факторы, определяющие ценовую эластичность спроса1. Наличие товаров-заменителей (чем их больше, тем выше эластичность)2. Разнообразие возможностей использования товара

Слайд 66Изменение эластичности по длине кривой спроса














Рис. 8 а) изменение коэффициента эластичности EpD вдоль кривой спроса
б) изменение выручки TR в зависимости от уровня цен и эластичности

P

0

Q

A

B

EpD

≈ ∞

EpD

> 1

EpD

= 1

EpD

< 1

C

EpD

≈ 0

Q

TR

0

а)

б)

Изменение эластичности по длине кривой спроса

Слайд 67Использование эластичности в экономическом анализе
1. При эластичном спросе общая выручка

(TR) и цена (P) изменяются в противоположных направлениях: если Р

растет, TR уменьшается, и наоборот.
2. При неэластичном спросе TR и P изменяются в одном и том же направлении.
3. При спросе с единичной эластичностью TR при изменении P остается неизменной.
4. Ценовая эластичность спроса взаимосвязана с налоговой политикой государства: распределение налогового бремени между спросом и предложением определяется обратным отношением ценовых эластичностей спроса и предложения. Большее налоговое бремя (взнос) падает на участника рынка с меньшей эластичностью:

Взнос покупателя (D) / Взнос продавца (S) = EpS / EpD (13)

Использование эластичности в экономическом анализе1. При эластичном спросе общая выручка (TR) и цена (P) изменяются в противоположных

Слайд 68Перекрестная эластичность спроса по цене
Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует

зависимость спроса на данный товар от изменений цены на другой

товар, который выступает по отношению к первому как взаимозаменяемый или взаимодополняемый. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене определяется по следующей формуле:
EDх(Py) = Процентное изменение объема спроса на товар X / Процентное изменение цены товара Y = ΔQx / ΔPy × Py / Qx (14)

EDх(Py) может быть положительным, отрицательным или нулевым:
1. Взаимозаменяемые товары имеют EDх(Py) > 0, так как повышение Py вызовет увеличение спроса на товар X, поскольку товар X заменяет товар Y по своим полезным свойствам. Чем выше EDх(Py) тем больше заменяемость товаров.
Перекрестная эластичность спроса по ценеПерекрестная эластичность спроса по цене характеризует зависимость спроса на данный товар от изменений

Слайд 69Перекрестная эластичность спроса по цене
2. Взаимодополняемые товары имеют EDх(Py)

0. Чем больше абсолютное значение EDх(Py) тем выше взаимодополняемость товаров.
3.

Независимые товары имеют EDх(Py) = 0. Это значит, что изменение цены на один товар совершенно не изменяет спрос на другой товар.

а) товары X и Y б) товары X и Y в) товары X и Y
взаимозаменяемые взаимодополняемые независимые

Py

0

Qx

EDх(Py) > 0

Py

Qx

EDх(Py) < 0

0

Py

Qx

0

EDх(Py) = 0

Перекрестная эластичность спроса по цене2. Взаимодополняемые товары имеют EDх(Py) < 0. Чем больше абсолютное значение EDх(Py) тем

Слайд 70Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу характеризует чувствительность спроса

потребителей к изменениям своего дохода (I). Коэффициент спроса по доходу

EDI показывает, насколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении дохода потребителя (покупателя) на один процент, и определяется по формуле:

EDI = (ΔQ / Q) / (ΔI / I) = ΔQ / ΔI × I / Q (15)

I – доход потребителя (покупателя)
Эластичность спроса по доходуЭластичность спроса по доходу характеризует чувствительность спроса потребителей к изменениям своего дохода (I). Коэффициент

Слайд 71Классификация товаров по значениям коэффициента эластичности спроса по доходу
Коэффициент эластичности

спроса по доходу (EDI ) в экономике вычисляется и используется

для классификации товаров:
1. При значении коэффициента EDI < 0 группу товаров, на которые предъявляется спрос, относят к низкокачественным. С ростом дохода объем спроса на такие товары сокращается.
2. Товары, спрос на которые не меняется с ростом дохода, относят к нейтральным товарам. Коэффициент эластичности EDI ≈ 0
3. При EDI > 0 товары относят к нормальным товарам. Спрос на нормальные товары увеличивается с ростом дохода потребителя.
4. Для товаров первой необходимости 0 < EDI < 1
5. Для товаров второй необходимости EDI = 1
6. Для предметов роскоши рост спроса опережает рост дохода и коэффициент эластичности спроса по доходу EDI > 1
Классификация товаров по значениям коэффициента эластичности спроса по доходуКоэффициент эластичности спроса по доходу (EDI ) в экономике

Слайд 72Графическое представление эластичности спроса по доходу







низкокачественные товары

нейтральные товары





нормальные товары предметы роскоши

Q

I

Q

I

0

0

Q

Q

I

I

EDI < 0

EDI = 0

0 < EDI ≤ 1

EDI > 1

0

0

Графическое представление эластичности спроса по доходу           низкокачественные

Слайд 73Эластичность предложения по цене
Все расчеты ценовой эластичности предложения производятся аналогично

спросу кроме перекрестной эластичности. Коэффициент ценовой эластичности предложения всегда положителен

и меняется от 0 до ∞. Можно вычислить среднюю, дуговую и точечную эластичности предложения по цене.
EpS = Процентное изменение объема предложения / Процентное изменение цены = ΔQ/Q / ΔP/ P = ΔQ/ ΔP× P / Q (16)

ΔQ – изменение объема предложения;
ΔP – изменение цены.
Коэффициент эластичности предложения по цене показывает процентное изменение предложения на каждый процент изменения цены.
EpS = 0 при абсолютно неэластичном предложении. Линия предложения параллельна оси ординат.
EpS ≈ ∞ при абсолютно эластичном предложении. Линия предложения параллельна оси абсцисс.

Эластичность предложения по ценеВсе расчеты ценовой эластичности предложения производятся аналогично спросу кроме перекрестной эластичности. Коэффициент ценовой эластичности

Слайд 74ФАКТОРЫ ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Уровень и возможности использования ресурсов
2. Степень

монополизации и открытость границ отрасли
3. Мобильность факторов производства
4.

Время и временной фактор производства
5. Характер технологий и продолжительность производственного периода
ФАКТОРЫ ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ1. Уровень и возможности использования ресурсов2. Степень монополизации и открытость границ отрасли 3. Мобильность

Слайд 75Кривая производственных возможностей (КПВ)
Результатом процесса производства является определенная совокупность материальных

благ. Последние с позиции назначения делятся на две группы: средства

производства (сп) и предметы потребления (ПП).
Исходя из этого все общественное производство делится на два подразделения:

- Производство средств производства (Псп)
- Производство предметов потребления (Ппп)

Объем производимых материальных благ каждый данный момент ограничен, ибо ограничены ресурсы. Поэтому производство всякий раз стоит перед проблемой выбора: что производить, какие товары, в каком количестве и т.д. Проблема выбора решается графически с помощью так называемой «кривой производственных возможностей» (КПВ).

Кривая производственных возможностей (КПВ)Результатом процесса производства является определенная совокупность материальных благ. Последние с позиции назначения делятся на

Слайд 76Кривая производственных возможностей (КПВ)










Рис.1. Кривая производственных возможностей (КПВ)
СП

(Y)
ПП (X)
0
·D
·B
·E

C

Кривая производственных возможностей (КПВ)Рис.1. Кривая производственных возможностей (КПВ) СП (Y)ПП (X)0·D·B·E  A· C

Слайд 77Альтернативная стоимость благ. Альтернативные издержки
Кривая производственных возможностей фиксирует возможности производства

в данный момент времени. Поэтому каждая комбинация выпуска товаров (пп

+ сп или X + Y), находящаяся на самой кривой показывает максимальное количество того и другого товара, которое может быть выпущено при полном использовании имеющихся ресурсов (точки A, В, C и др.).
Если же комбинация выпуска товаров находится внутри кривой, то это свидетельствует о неполном использовании имеющихся ресурсов (точка D).
Если же комбинация выпуска товаров находится за кривой, то она является неосуществимой, нереализуемой, ибо не соответствует размеру имеющихся ресурсов (точка E).
Альтернативная стоимость, или издержки упущенных возможностей, какого-либо блага - это количество другого или других благ, от производства которых нужно отказаться, чтобы получить дополнительную единицу требуемого блага.
Альтернативная стоимость благ. Альтернативные издержкиКривая производственных возможностей фиксирует возможности производства в данный момент времени. Поэтому каждая комбинация

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика