Слайд 1РАЗДЕЛ II:
«РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ»
Содержание раздела:
Тема 1: «Понятие, сущность и
классификация услуг розничной торговли, их роль в экономике»
Тема 2:
«Классификация предприятий розничной торговли и требования к современным форматам»
Тема 3: «Розничные торговые объединения и механизм управления розничной сетью»
Тема 4: «Организационные основы и ресурсное обеспечение предприятий розничной торговли»
Тема 5: «Исследование рынка в розничной торговле»
Тема 6: «Организация товароснабжения розничных торговых предприятий»
Тема 7: «Ассортиментная политика розничных торговых предприятий»
Тема 8: «Торгово-технологический процесс в магазине»
Тема 9: «Организация продажи и стимулирования сбыта в розничной торговле»
Тема 10: «Оценка эффективности коммерческой деятельности в розничной торговле»
Объем аудиторных занятий по разделу 2:
лекций – 52 часа, практик – 50 часов
Слайд 2Тема 1:
«Понятие, сущность и классификация услуг розничной торговли, их
роль в экономике»
Слайд 3Розничная торговля – это торговля товарами и оказание услуг покупателям
приобретающие их с целью личного, семейного и домашнего использования, не
связанного с предпринимательской деятельностью.
Слайд 6Основные тенденции развития услуг розничной торговли в России
Появление на Российском
рынке крупных международных сетей (2000 – 2002г.г.)
Активная экспансия сетей в
регионы (2000-2010 г.г.).
Вытеснение малых и традиционных форматов, рынков.
Активное строительство объектов коммерческой недвижимости.
Появление мультиформатных сетей.
Активная трансформация функций розничных торговых предприятий в производство, логистику.
Слайд 7Услуга розничной торговли - это
результат непосредственного взаимодействия продавца и
покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя
в приобретении товаров для личного использования, не связанного
с предпринимательской деятельностью, по договору купли-продажи.
Слайд 8Процесс оказания услуг торговли состоит из следующих основных этапов:
выявление спроса
и формирование ассортимента товаров,
приемка товаров,
обеспечение хранения товаров,
предпродажная подготовка товаров, выкладка
товаров,
предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание),
организация расчета с покупателем,
отпуск товара покупателю.
Слайд 9Услуги розничной торговли включают в себя:
реализацию товаров;
оказание помощи покупателю в
приобретении (покупке) товаров и при их использовании и применении;
информационно-консультационные
(консалтинговые) услуги;
дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров.
Слайд 10К услугам розничной торговли предъявляются следующие требования:
социального назначения
функциональной пригодности
эргономичности
эстетичности
технологичности
культуры обслуживания
безопасности
Слайд 12Стационарная торговая сеть
Торговый объект, представляющий собой здание или
часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого
здания (строения) с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения.
Слайд 13Нестационарная мелкорозничная сеть
Объекты торговли, площадью до 18 кв.м. установленные в
местах шаговой доступности. К ним относят ларьки, киоски, павильоны, палатки,
торговые автоматы.
Слайд 14Передвижная торговля
способствует приближению товаров
и услуг к покупателям и включает:
- разносная с применением лотков
и других несложных устройств;
- развозная с использованием автоматов, вагонолавок;
- прямая продажа на дому.
Слайд 15Посылочная торговля
К ней относят электронную торговлю, телемагазины, почтовую торговлю.
Слайд 16В теме лекции будут рассмотрены следующие вопросы:
Понятие и виды классификаций;
Классификационные
признаки;
Типы и форматы торговли, их принципиальное отличие;
Тема 2: Классификация предприятий
розничной торговли
Слайд 17Применяемые классификации предприятий
розничной торговли:
Слайд 18Все форматы торговли различают по следующим признакам:
по формам обслуживания и
методам продажи;
по организационно – правовым формам и видам предпринимательской деятельности;
по
виду и типу здания;
по размерам торговых площадей;
по ассортиментной специализации;
по ценовой политике;
по особенностям размещения торговых объектов;
по видам оказываемых услуг и др.
Слайд 19В соответствии с европейской классификацией в рамках стационарной торговой сети
функционируют следующие форматы магазинов:
1) мегамолл;
2) гипермаркет;
3) торговые центры и комплексы;
4) супермаркет;
5) Cash & Carry;
6) дискаунтер (эконом-класс);
7) магазин возле дома;
8) бутики и другие форматы с узкой специализацией.
Слайд 20Мегамолл – это комплекс торговых предприятий формата гипермаркет с неограниченной
торговой площадью, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих самый широкий
комплекс дополнительных услуг.
Молл – форма розничной торговли. Одно из значений английского слова mall – «рынок».
Слайд 21мероприятия по проведению досуга (кинотеатры, боулинги, катки),
комплекс общественного питания (фуд-корт),
организация
парковки и транспортное обеспечение посетителей,
создание сервисных центров по ремонту бытовой
техники и бытовому обслуживания.
Слайд 22
Например, один из самых крупных Мегамоллов страны — это «СБС
Мегамолл», который находиться в Краснодаре.
Площадь торговых площадей этого центра составляет
180 400 м2, а он еще планирует расширяться.
Здесь есть: продуктовый гипермаркет, несколько мебельных гипермаркетов, множество бутиков, строительный гипермаркет, развлекательный центр, кинотеатр, боулинг-клуб, бильярдный зал, детская площадка, парк игровых автоматов(их там ~ 250 шт.), 38 мест, где можно поесть (кафе/рестораны), ночной клуб и возможно что то ещё, что не попало в зону моего внимания.
Слайд 23Гипермаркеты – это магазины самообслуживания с торговой площадью более 5 000
кв. м. и ассортиментом, который колеблется от 30 000 наименований
(для малых) до порядка 75 000 наименований, не менее половины которого составляют непродовольственные товары. Строятся в основном за чертой города, у основных магистралей.
Слайд 24Как правило, в гипермаркете предусмотрены рестораны быстрого обслуживания, пункты дополнительных
услуг и фирменные магазины. Также предполагается наличие продовольственного супермаркета, большой
парковки.
Выделяют следующие категории гипермаркетов:
малые, площадью до 7 500 кв. м.,
средние – достигают 12 000 кв. м.,
объекты, площадь которых превышает этот показатель, относят к категории крупных
Слайд 25Торговые центры и комплексы представляют собой большое количество различных магазинов
в современном здании: несколько супермаркетов, гипермаркет, множество бутиков, зона общественного
питания, отдыха и офисные помещения. Торговая площадь может достигать нескольких десятков тысяч квадратных метров.
На сегодня большая часть торговых центров предлагает покупателям и значительную развлекательную зону.
Слайд 26Супермаркет (англ. supermarket, «сверхрынок»)– торговый объект площадью от 400 до 2
500 кв. м., в котором ассортимент насчитывает до 20 000
учетных единиц, при этом более 70 % ассортимента составляют продовольственные товары повседневного спроса.
Впервые возникли в США (1930)
Слайд 27Cash & Carry (англ. «Заплати и уноси») – это торговое предприятие
площадью от 1 500 кв. м., где организован принцип мелкооптовой
торговли универсального ассортимента товаров. Cash & Carry преимущественно работает с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Слайд 28Дискаунтер – это магазин эконом класса с ассортиментом средним и
выше среднего. Торговая площадь формата от 300 до 900 кв.
м. Место дискаунтеров преимущественно в спальных районах, в ассортименте до 4 500 наименований товаров.
Для дискаунтеров характерны следующие признаки:
незначительные размеры торгового зала;
ограниченный ассортимент по фиксированным доступным ценам;
отсутствие персонала консультирующего покупателей;
оборудование складского тапа;
отсутствие товаров собственного производства.
Слайд 29Магазин «возле дома» – это торговый объект с торговой площадью
от 18 до 300 кв. м. Магазины данного формата располагаются
в спальных районах, многоэтажных домах; обслуживают локальный ограниченный рынок покупателей и реализуют продовольственные товары повседневного спроса.
Слайд 30Прототипом данного формата являются магазины convenience store, имеющие две модели
развития.
Первая – «американская модель», как правило, это небольшие магазины
с небольшим ассортиментом товаров первой необходимости, фаст-фудом и услугами. Магазины традиционной американской модели располагаются на дорогах и бензоколонках.
Вторая – «европейская модель», которая подразумевает небольшой супермаркет. Как показывает практика, она наиболее характерна для отечественного ритейла.
Слайд 31Бутик представляет собой магазин, специализированный на продаже в основном непродовольственных
товаров определенной торговой марки, с торговой площадью не больше 400
кв. м. В 2005 году самым перспективным форматом для российской столицы считались гастрономические бутики.
Слайд 32Магазин Елисеевский – самый старинный и элитный продовольственный бутик России
Слайд 33DIY-магазины – это магазины, специализирующиеся на реализации строительно-отделочных материалов и
интерьерных товарах для дома. К ним относят строительные супер- и
гипермаркеты большой площади (от 5 000 кв. м.), с широким ассортиментом продукции (порядка 50 000 наименований) и особой политикой выкладки товара (важно, чтобы покупатель мог беспрепятственно достать любой заинтересовавший его товар).
Магазины классифицируют по форматам:
DIY (do it yourself – «сделай сам»),
professional (профессиональный),
Show room + склад (демонстрационная комната + склад),
Розничная торговля DIY в России по итогам 2007 года составила не менее $14 млрд. Российский рынок DIY растет в среднем на 30 % в год
Слайд 34Магазины drogerry – магазины, специализирующиеся на косметике, предполагающие небольшие торговые
площади. С учетом западных аналогов емкость российского рынка drogerry составляет
порядка 15 000 магазинов. Основу ассортимента российских drogerry составляют средства по уходу – 46 %.
Это самая емкая и наиболее востребованная российским покупателем категория. В России сложилось два типа позиционирования магазинов drogerry: в среднем и нижнеценовом сегменте. Drogerry находятся рядом с домом, имеют удобную навигацию, здесь практически отсутствуют очереди.
Слайд 35Ритейл-парк – это единое строение (комплекс) из одно-, двухэтажных магазинов,
построенных в соответствии с единой архитектурной концепцией, принадлежащих различным операторам
и использующих единую парковочную зону. Ритейл-парки строятся в городах с населением более 100 тыс. человек, причем в основном за городом. Ритейл-парки ориентированы на покупателей с доходом средним и ниже среднего, а также на оптовых покупателей. На Западе арендатором в ритейл-парке могут быть сразу два или три гипермаркета или дискаунтера, несколько операторов сегмента DIY и, конечно, операторы одежды и обуви. Такой ассортимент невозможно получить в другом торговом центре.
Слайд 36Многофункциональные комплексы (МФК) представляют собой комплексы, объединяющие различные функции: торгово-развлекательные
центры, торгово-офисный центр, офисно-торговые центры и ряд других. Они востребованы
у потребителей, стремящихся максимально рационализировать свое время по мере возрастания ритма городской жизни, особенно в мегаполисах. Развиваются также МФК с гостиничной функцией: торгово-гостиничные и гостинично-офисные комплексы.
Слайд 37Тема 3:
«Розничные торговые объединения и механизм управления розничной сетью»
Слайд 38Розничная торговая сеть – это объединение двух и более предприятий
розничной торговли, имеющих общую концепцию управления, единую маркетинговую, коммерческую и
технологическую политику.
В отличие от розничной сети ритейлер – располагает единым распределительным центром.
Слайд 39Классификация розничных торговых объединений
Слайд 40Для сетевых предприятий характерно:
общий центр управления (ЦТО);
единая маркетинговая стратегия;
централизация закупочной
деятельности;
единое управление материальным перераспределением;
стандартизация всех торговых процессов;
централизация управленческой информации;
создание собственного
бренда и стиля;
разработанная стратегия размещения магазинов;
возможность маневрировать финансовыми ресурсами;
Слайд 41В сетевой розничной торговле основными факторами экономии за счет масштаба
деятельности являются:
Слайд 42Ключевые аспекты в управлении розничными сетями
Слайд 48Тема 4:
«Организационные основы и ресурсное обеспечение предприятий розничной торговли»
Слайд 49Тема 6: «Организация товароснабжения розничных торговых предприятий»
Слайд 50Закупка товаров в розничной торговле – это приобретение (купля) товаров
для дальнейшего целевого использования (реализации конечному потребителю)
В современных условиях процесс
товароснабжения РТП характеризует:
Множество источников закупки и рост требований к поставщикам.
Постоянное совершенствование логистики.
Широкий ассортимент товаров, обновляемость.
Активная политика любых поставщиков в область продвижения товаров.
Максимальная информационная поддержка РТП (как покупателей).
Слайд 51Рациональная организация закупок в розничной торговле позволяет:
Сформировать конкурентоспособный ассортимент для
удовлетворения спроса целевого сегмента потребителей.
Осуществлять воздействие на производство, дистрибьюцию, в
соответствии с покупательским спросом.
Более четко планировать и отслеживать торгово-технологический процесс в магазинах.
Минимизировать затраты на логистику, соответственно повлиять на себестоимость товаров.
Организовать поставки «точно» и «в срок», что обеспечит наполняемость полочного пространства.
Соблюсти сроки годности и контроль качества товаров.
Спланировать маркетинговые мероприятия и расходы.
Обеспечить прибыль РТП за счет разницы между ценами закупки и продажи.
Слайд 52Процесс закупки товаров в РТ:
Изучение и прогнозирование спроса
Выявление и изучение
источников закупки
Слайд 53Если рассматривать пошагово процесс закупки, то он состоит из следующих
этапов:
Исследование рынка закупок и планирование объема закупа.
Выбор поставщика товаров.
Организация хозяйственных
связей.
Контроль за поставками и претензионная работа.
Оценка эффективности работы с поставщиками.
Слайд 54Планирование и определение объема закупа:
Сбор информации (исследование рынка).
Анализ потребностей и
возможностей продавца и покупателя.
Выбор стратегии закупок (формы товароснабжения).
Определение метода закупок.
Планирование
процесса товаропродвижения.
Контроль, анализ и корректировка плана.
Слайд 55Формула товарного баланса
Зн + П = Р + Зк +
Д
Где:
Зн - товарные запасы на начало изучаемого периода
П – поступление
товара за изучаемый период (объем закупки)
Р – реализация товара за изучаемый период
Зк – запасы товаров на конец изучаемого периода
Д – документированный расход за этот период (списание, порча, кражи)
Слайд 56Необходимый объем закупки:
П = Зк – Зн + Р +
Слайд 57Системы управления периодичностью заказа:
Система с фиксированной периодичностью заказа (через равные
промежутки времени);
Система с фиксированным объемом заказа;
Система с установленной периодичностью пополнения
запасов;
Система «минимум - максимум».
Слайд 58Система с фиксированной периодичностью заказа
Р = Зmax – (Зф –
Зt)
Где:
Р – размер заказываемой партии
Зф – фактический запас на
момент проверки, шт.
Зt – запас, который будет израсходован во время размещения и выполнения заказа (ожидаемое время потребления за время поставки, шт.)
Слайд 59Система с установленной периодичностью пополнения запасов
РЗ = МЖЗ – ПУ
+ ОП
Где:
РЗ – размер заказа, шт.
МЖЗ – максимальный желаемый заказ,
шт.
ПУ – пороговый уровень запаса, шт.
ОП – ожидаемое потребление до момента поставки, шт.
Слайд 60Тема 7:
«Ассортиментная политика розничных торговых предприятий»
Слайд 61Ассортимент товаров в розничной торговле это номенклатура продукции представленная к
реализации конечному потребителю
Ассортимент розничных предприятий отличает:
Большая широта и глубина
Представленность
в ассортименте продукции большого числа производителей
Возможность товарной взаимозамены
Слайд 62Деление товаров на классы в соответствии с товароведной классификацией:
Наименование товара
Слайд 63Универсальный ассортимент:
Характеризуется наличие большого количества групп
видов и разновидностей товаров
Слайд 64Специализированный ассортимент
Реализация продукции в пределах одной товарной группы, вида или
торговой марки
Слайд 65Сопутствующий ассортимент:
формируется с целью совершения комплексной покупки универсальных и специализированных
магазинах
Слайд 66Показатели ассортимента:
Широта ассортимента:
Кш = Шд \ Шб
Глубина ассортимента:
Кг =
Гд \ Гб
Слайд 67Что отличает ассортиментную политику?
Ассортиментная политика – это совокупность мероприятий, направленных
на формирование оптимального ассортимента с учетом спроса конечных покупателей и
ресурсов самого предприятия.
Слайд 69Товары собственной торговой марки
собственная торговая марка или частная марка (англ.
private label) — это торговая марка, владельцем которой является розничная
сеть
Слайд 70Общая информация:
Создавая частные марки, компания получает больший контроль над производством,
качеством товара, ценообразованием и распределением.
Обычно товары под частной маркой, в
среднем, на 10-15% дешевле своих аналогов. Низкие затраты на рекламу и маркетинг, за счет более эффективного продвижения товара на месте продаж, значительно снижают себестоимость продукта. Отсюда – более низкая цена на продукты ЧМ по сравнению с аналогичными товарами других торговых марок.
Частные марки создаются специально для покупателей, облегчая выбор в каждой товарной категории. Благодаря знанию своей аудитории, компания более гибко реагирует на запросы потребителей, обеспечивая стабильное качество при низкой цене.
Слайд 71Преимущества для производителей продукции под собственной торговой маркой:
стабильность сбыта
и прогнозируемый объем потребления продукции СТМ;
возможность более полной загрузки производственных
мощностей;
сокращение затрат на сбыт и минимизация маркетинговых бюджетов (исследования и реклама);
выход на новые рынки посредством магазинов сети и увеличение доли рынка.
Залогом успешных продаж продукции СТМ является:
более низкая цена, чем на аналогичную продукцию других производителей при стабильном и сравнительном уровне качества;
лояльное отношение розничной сети к товарам СТМ за счет выделения лучших мест продаж, повышенного внимания к этой продукции и использования имеющихся инструментов стимулирования сбыта;
объединение знаний производителя и розничной сети о рынке.
Слайд 72Методы розничной продажи товаров:
Самообслуживание
Традиционный
Продажа с открытой выкладкой
Продажа по каталогам
Интернет –
магазины
Слайд 76Характеристика методов розничной продажи
*** Т - торговый персонал,
П -
покупатель.
Слайд 77Способы стимулирования сбыта
Ценовое стимулирование: скидки и распродажи;
Наличие сервиса и послепродажного
обслуживания;
Реклама;
BTL – маркетинг.
Слайд 78BTL позволяет доносить рекламные сообщения или призыв к покупке непосредственно
в местах продажи товаров.