Слайд 1Раздел № 3
«Психолого – педагогическая подготовка»
Тема № 1
Организация
воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной
работы офицера.
Слайд 2Учебные вопросы:
1. Сущность воспитательной работы методика её организации в части,
подразделении.
2. Основные методы воспитательной работы офицера.
Слайд 3Проблемные вопросы лекции
сущность воспитательного процесса;
основные направления воспитательной
работы;
методы воспитательной работы;
критерии и показатели эффективности воспитательной работы;
сущность и содержание индивидуальной воспитательной работы с подчиненными;
воспитательная работа в ходе боевого дежурства;
при решении задач тактико-специальной подготовки, эксплуатации вооружения и боевой техники;
несения караульной и внутренней службы.
Слайд 4Система
органов воспитательной работы
Главное управление воспитательной работы министерства обороны
Российской Федерации;
управления воспитательной работы видов Вооруженных Сил и военных округов;
отделы
по работе с личным составом в объединениях, соединениях и в ряде частей.
Была введена должность помощников, а позже -заместителей командиров по воспитательной работе.
Слайд 51.1. Сущность системы воспитания личного состава
Воспитание личного состава ВС РФ
осуществляется на основе положений и требований:
Конституции и законов Российской Федерации;
указов
Президента и правительства Российской Федерации;
общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ и военной присяги;
приказов и директив соответствующих командиров (начальников).
Слайд 61.2. Основные цели и задачи воспитания военнослужащих
Основной и приоритетной целью
воспитания личного состава является формирование и развитие у него качеств
и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности.
Слайд 7Основные элементы воспитательной работы
Определение целей воспитания, предписанных государством, министром
обороны РФ, командиром части (корабля);
Постановку дифференцированных целей воспитания различных категорий
военнослужащих.
Учет и ,при необходимости, корректировку личностных целей военнослужащих – как декларируемых на словах, так и реально осуществляемых во время их учебы и службы.
Слайд 8Основными задачами системы воспитания являются:
С офицерами:
формирование готовности беспрекословно выполнить приказ,
чувства офицерского долга, чести, гордости за службу в ВС РФ,
профессию офицера;
развитие стремления к повышению профессионального мастерства, личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним;
самосовершенствование, повышение педагогической культуры, этики, такта
Слайд 9С прапорщиками:
формирование личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов, воинского долга,
уставов ВС;
развитие стремления к повышению профессионализма, компетентности и личной примерности
в выполнении служебных обязанностей;
воспитание бережного отношения к сохранности государственного имущества, заботливого отношения к подчиненным, их обучению и воспитанию;
привитие навыков и умений самообучения, самовоспитания.
Слайд 10С солдатами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по призыву:
формирование
гордости и глубокого понимания необходимости службы в ВС РФ, готовности
к защите Родины;
воспитание верности военной присяге;
развитие стремления к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности;
формирование дисциплинированности;
воспитание уважительного отношения к командирам (начальникам), войскового товарищества.
Слайд 11С солдатами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту:
формирование
гордости за службу в ВС РФ, осознанного отношения к военной
службе;
воспитание готовности беспрекословно выполнить приказ;
формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение техники, вооружения.
Слайд 12С военнослужащими -женщинами:
формирование чувства гордости за военную службу и избранную
специальность;
воспитание ответственности за исполнение служебных обязанностей, повышение профессионального мастерства.
Слайд 131.3. Содержание системы воспитания
(основные направления)
государственно-патриотическое;
воинское;
нравственное;
правовое;
экономическое;
эстетическое;
физическое;
экологическое.
Слайд 14Государственно-патриотическое воспитание личного состава
направлено на формирование и развитие
личности, обладающей качествами гражданина – патриота России и способной успешно
выполнить профессиональные обязанности в мирное и военное время.
Слайд 15Основные пути государственно-патриотического воспитания
разрешение противоречий процесса формирования гражданина-патриота с учетом
условий современного периода российской государственности;
совершенствование воспитания в духе дружбы народов
Российской Федерации;
воспитание военнослужащих на героических традициях народов России и Вооруженных Сил;
творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий.
Слайд 16Воинское воспитание
систематическое и целенаправленное влияние на духовное и
физическое развитие военнослужащих в интересах их подготовки как вооруженных защитников
Отечества.
Слайд 17
Основные пути воинского воспитания
осуществление неразрывного единства процесса воспитания и обучения
военнослужащих;
соблюдение строгого уставного порядка в организации всей службы, быта в
воинских частях (подразделениях);
обеспечение безопасности военной службы и морально-психологической поддержки каждого военнослужащего в различных видах воинской деятельности;
моделирование реальных условий и обстановки современного боя в учебном процессе;
обеспечение личной примерности всех категорий должностных лиц;
использование сложившейся в Вооруженных Силах системы воинских ритуалов;
Слайд 18Нравственное воспитание
влияние на сознание, чувства и волю военнослужащих
с целью формирования у них необходимых нравственных черт и качеств.
Слайд 19Основными путями нравственного воспитания являются:
вооружение военнослужащих знаниями требований общества к
их профессиональному и нравственному облику, обеспечение социальной значимости их ратной
службы;
стимулирование потребности в моральном самосовершенствовании военнослужащих, их стремления к положительному нравственному идеалу;
обеспечение гибкости воспитательных влияний, их совершенствование в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости военнослужащих;
целенаправленная организация нравственно значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм;
применение методов, форм и моральных стимулов воспитания, которые побуждают нравственные чувства и ответственность;
анализ и учет общественного мнения, социально-психологического климата, индивидуальных особенностей воинов.
Слайд 20Правовое воспитание
целеустремленное систематическое воздействие на сознание и психику
военнослужащих в интересах формирования у них устойчивых правовых взглядов и
представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек правового поведения.
Слайд 21Основными путями правового воспитания являются:
организация и содержание правовой пропаганды;
повышение теоретической
и методической подготовки военнослужащих по правовым вопросам;
мобилизация личного состава на
активное участие в правом воспитательном процессе;
обобщение и распространение передового правового опыта;
контроль за строгим и точным соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики.
Слайд 22Экономическое воспитание
формирование у военнослужащих системы экономических знаний, навыков,
умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения служебных обязанностей.
Слайд 23Основными путями экономического воспитания являются:
создание в войсковых частях школ экономических
знаний для различных категорий военнослужащих в целях проведения экономического всеобуча;
формирование
бережного отношения к боевой технике, вооружению и военному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств;
использование в воспитательной работе с различными категориями военнослужащих разнообразных экономических стимулов;
пропаганда экономических знаний по различным хозяйственным вопросам жизнедеятельности части;
обучение военнослужащих умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности, обеспечивать экономическую безопасность военной службы
Слайд 24Эстетическое воспитание
направлено на разностороннее развитие эмоционально-чувственной сферы (чувства
прекрасного) духовного мира военнослужащих.
Слайд 25Основными путями эстетического воспитания являются:
формирование эстетического отношения к воинской среде,
к субъектам и объектам профессиональной деятельности;
привитие эстетического отношения к военной
форме и снаряжению, знание их истории;
знакомство с художественно-творческой жизнью армии и флота, художниками, писателями, композиторами и поэтами;
приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.
Слайд 26Физическое воспитание
способствует укреплению здоровья и закаливанию, формированию волевых,
боевых и психологических качеств.
Слайд 27Основными путями физического воспитания являются:
организация плановой физической подготовки различных категорий
военнослужащих;
проведение спортивно-массовых мероприятий;
организация активного досуга личного состава в выходные и
праздничные дни;
пропаганда здорового образа жизни;
популяризация лучших спортивных достижений.
Слайд 28Экологическое воспитание
направленно на формирование у военнослужащих экологического мышления,
необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу и место
в ней человека в целях охраны и безопасности окружающей среды.
Слайд 29 Основными путями экологического воспитания являются:
разъяснение причин негативных экологических
последствий воинской деятельности и возможностей их предотвращения;
вовлечение воинов в практические
мероприятия по охране природы;
совершенствования экологического обучения личного состава.
Слайд 30Субъекты воспитания в ВС РФ:
общество, государственные институты и учреждения;
органы местного
самоуправления;
средства массовой информации;
различные общественные и религиозные объединения;
семьи и близкие родственники
военнослужащих;
командиры и начальники всех степеней;
штабы, службы, другие органы военного управления;
органы воспитательной работы;
воинские и трудовые коллективы;
воинские учреждения культуры;
общественные организации в воинских частях.
Объекты воспитания в ВСРФ:
генералы и адмиралы;
офицеры, прапорщики и мичманы;
солдаты и сержанты (старшины), проходящие службу по призыву;
солдаты и сержанты (старшины), проходящие службу по контракту;
воинские и трудовые коллективы;
члены семей военнослужащих;
женщины-военнослужащие;
гражданский персонал.
Слайд 31Основные закономерности системы воспитания:
соответствие целей и задач воспитания требованиям общества,
воинской службы, идеалам духовно-нравственного человека;
соответствие воспитательных воздействий
(влияний) личному примеру командира (начальника), уровню его культурно-нравственного развития;
соответствие средств и методов воспитания его целям и задачам;
соответствие воспитательной деятельности индивидуальным и коллективным особенностям военнослужащих, уровню их развития;
соответствие результатов системы воспитания поставленным целям и задачам.
Слайд 32Основные принципы воспитания:
государственно-патриотическая и профессиональная направленность;
воспитание в процессе воинской деятельности;
комплексный
подход к воспитанию военнослужащих;
требовательное и уважительное отношение к воинам при
опоре на положительное в личности;
индивидуальный и дифференцированный подход;
единство, согласованность и преемственность в воспитании.
Слайд 33Воспитательные средства:
различные виды воинской деятельности в части (подразделении);
моральное и материальное
стимулирование;
технические средства;
информационные средства;
педагогическая среда и ее приметы.
Слайд 341.4. Управление системой воспитания
Эффективность управления системой воспитания достигается:
морально-психологическим обеспечением;
информационным обеспечением;
правовым
обеспечением;
военно-социальным обеспечением;
культурно-досуговым обеспечением;
материально-техническим обеспечением и кадровым обеспечением.
Слайд 351.5. Информационно-воспитательная работа
Под информационно-воспитательной работой понимается целенаправленное комплексное использование методов
и средств информационного воздействия на личный состав в целях успешного
решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации, деятельность, направленная на обеспечение высокого морально-психологического состояния личного состава армии и флота.
Слайд 36Основными целями ИВР в Вооруженных Силах РФ являются:
развитие духовной составляющей
боевого потенциала армии и флота, ее реализации в интересах укрепления
обороноспособности страны;
формирование развитой личности защитника Отечества;
обеспечение осознанного и добросовестного выполнения военнослужащими своего воинского долга.
Слайд 37Основные формы информационно-воспитательной работы:
общественно-государственная подготовка;
информирование военнослужащих;
работа по организации культурного досуга;
использование
средств массовой информации;
стенная печать.
Слайд 381.6. Информирование личного состава
Это оперативная форма, позволяющая своевременно
разъяснить проводимые государственными органами мероприятия по военному строительству, укреплению обороноспособности
страны, обеспечению безопасности российского общества; приказы и директивы министра обороны, командиров (начальников); факты успешного выполнения задач, стоящих перед армией и флотом, конкретными соединениями и частями.
Информирование солдат, сержантов и старшин, проходящих службу по призыву, организуется 2 раза в неделю по 30 минут. Прапорщиков- 1 раз в неделю по 1 часу. Офицеров – 2 раза в месяц по 1 часу.
Слайд 39Вывод
Исходя из руководящих требований, положений и рекомендаций военно-педагогической науки, воспитание
военнослужащих рассматривается как целостная педагогическая система.
Под сущностью системы воспитания следует
понимать совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих единый целостный непрерывный процесс формирования и развития личности военнослужащих и побуждение их к самосовершенствованию качеств, необходимых для успешного выполнения задач, стоящих перед армией и флотом в условиях их реформирования.
Слайд 402. Основные методы воспитательной работы офицера
Метод воспитания –
это совокупность средств и приемов педагогического воздействия на воинов и
воинские коллективы с целью формирования у них высоких моральных, боевых и психологических качеств.
Слайд 41Методы воспитания:
1.Методы изучения субъектов и объектов воспитания;
2.Методы воспитательных воздействий и
взаимодействий ;
3.Методы профилактики и перевоспитания.
Слайд 421.Методы изучения субъектов и объектов воспитания:
целенаправленное наблюдение за военнослужащими;
изучение личности
по документам;
биографический метод;
анализ практической деятельности военнослужащих;
изучение и анализ независимых характеристик;
тестирование;
письменные
и устные опросы;
индивидуальные (групповые) беседы.
Слайд 432.Методы воспитательных воздействий и взаимодействий:
убеждение;
пример;
упражнение;
включение воинов в различные виды деятельности
(соревнование);
поощрение;
критика и самокритика;
принуждение.
Слайд 44Контрольные вопросы
1. Содержание системы воспитания;
Субъекты и объекты системы воспитания;
Цели проведения
индивидуально – воспитательной работы;
Основные виды воспитательной работы в ВС РФ;
Методы
воспитания, применяемые в ВС РФ;
Сущность основных методов воспитания в ВС РФ.
Слайд 45Литература:
О совершенствовании системы ВР в ВС РФ (приказ Министра обороны
РФ от 3ю07.1195 г.№235)
Воспитательная работа в ВС РФ: учебно –
методическое пособие под ред. Генерал – полковника Н. И. Резника, М.2005 г.
Методика ИВР. Учебно – методическое пособие длф офицеров полка (корабля), М,Воениздат, 1991 г.
ИВР в подразделении /Ориентир – 2010. ,№ 2