Слайд 1Развитие белорусской культуры и искусство в послевоенное время
1945 –
1985 гг.
Подготовила: крижевская елизавета 11 А
Слайд 2Образование.
Необходимо было восстанавливать и развивать народное образование. Уже в 1946
- 1947 учебном году в Белоруссии работало 11300 школ, в
1950 - 12 тысяч. Однако школы плохо были укомплектованы кадрами учителей, не хватало учебников, наглядных пособий. Большинство школ в сельской местности размещалось в приспособленных зданиях или в крестьянских избах. Многие дети не посещали школу из-за отсутствия одежды, обуви.
Государство предпринимало меры для совершенствования системы. При активном участии населения строились школьные помещения, изготавливалась мебель, проводилась заготовка топлива. В 1949 - 1950 учебном году начался переход к всеобщему обязательному семилетнему образованию, который в основном был завершен к середине 50-х годов. В западных областях Белоруссии была создана советская школьная система образования. В основном к концу 40-х годов там была ликвидирована неграмотность среди взрослого населения.
Улучшалась подготовка учительских кадров. В школах увеличивалось количество учителей с высшим и неполным высшим образованием.
Почти половина школ работала в две смены. На низком уровне преподавались многие предметы. Слабо была поставлена учебно-воспитательная работа. Большой урон воспитанию детей нанесло резкое сокращение белорусских школ, как в городской, так и в сельской местности. Складывалось неуважительное отношение к языкам коренных национальностей - белорусскому, польскому, еврейскому. Одновременно увеличивалось количество русскоязычных школ и предметов. Это формировало у детей и подростков национальный нигилизм, пренебрежение к истории и культуре своего народа.
Уделялось внимание восстановлению и развитию средней специальной школы - техникумов и училищ. В 1955 году их насчитывалось 123. Они обеспечивали народное хозяйство республики квалифицированными кадрами. За послевоенное десятилетие было подготовлено около 90 тысяч специалистов среднего звена.
Слайд 3Уделялось внимание восстановлению и развитию техникумов и училищ. В 1955
году их насчитывалось 123. Они обеспечивали народное хозяйство республики квалифицированными
кадрами. За послевоенное десятилетие было подготовлено около 90 тысяч специалистов среднего звена.
Восстанавливались вузы. В 1945 году из 25 довоенных вузов работало 22. Открывались новые высшие учебные заведения, в их числе - Минский институт иностранных языков, Брестский, Полоцкий педагогические и Гродненский сельскохозяйственный институты, открывались новые факультеты. Во многих вузах слабой была материальная база. Обучение носило политизированный характер. Вузами за послевоенное десятилетие подготовлено около 50 тысяч специалистов с высшим образованием для различных отраслей народного хозяйства БССР.
После освобождения Минска возобновлялась работа Академии наук БССР. Шло полное восстановление научно-исследовательских учреждений, возобновлялась подготовка научных кадров, материально-техническая база Академии. Уже в 1945 году действовало 8 академических институтов, к началу 50-х годов -- 20 НИИ. В них работали 500 сотрудников,
Расширялись направления научных исследований. Белорусские ученые изучали проблемы развития энергетики, создания технических средств для предприятий машиностроительной промышленности, месторождения полезных ископаемых. Значительные научные силы были сосредоточены на исследовании проблем биологической и сельскохозяйственной науки. Ученые выводили новые сорта сельскохозяйственных культур, занимались изучением проблемы повышения продуктивности животноводства. Определенные достижения имели ученые-обществоведы. Готовилось к выпуску двухтомное издание «Истории Белорусской ССР», начались археологические раскопки древних городов Белоруссии.
Слайд 4
Белорусская литература.
В конце 40-50 годов во многих произведениях литературы упрощенно
изображали действительность, имели место лакировка, идеализация современности. Теория, которая получила
название бесконфликтности, утвердилась еще в 30-е годы и требовала избегать отражения недостатков и отрицательных явлений советского образа жизни. Ряд произведений белорусских писателей и поэтов в силу этого были признаны «идеологически вредными».
В послевоенные годы продолжалась творческая деятельность многих белорусских писателей, но приходили и многие новые талантливые сочинители. В литературе тех лет ведущее место занимала тема Великой Отечественной войны, подвига народа в борьбе против фашизма. Прозаики, поэты, драматурги создавали образы героев, близкие и понятные каждому. В ряде произведений показаны трудовые подвиги народа в восстановлении народного хозяйства. Около 80 произведений белорусских писателей были переведены на языки народов СССР и других стран.
Со второй половины 50-х годов под влиянием «хрущевской оттепели» происходила активизация культурной жизни. В первую очередь это коснулось литературы.
Белорусская литература находилась в полосе позитивных изменений. Справедливой критике подвергалась «теория» бесконфликтности. Поэты и писатели стремились отражать и осмысливать проблемы и явления общества, создать образ современника, показать его внутренний мир, отношение к жизни. Остается актуальной тема Великой Отечественной войны, послевоенного возрождения. Писателей привлекает проблема исторического прошлого народа.
Слайд 5Развитие театра, кино, музыкального искусства.
В белорусской живописи послевоенного десятилетия ведущем
темой была тема подвига советского народа в годы Великой Отечественной
войны, восстановления народного хозяйства, различных сторон жизни белорусских людей. Особое место в творчестве занимал пейзаж. На пейзажных полотнах художники показывали красоту белорусских рек и озер, неповторимую природу родного края.
Деятельность белорусских скульпторов послевоенного десятилетия характеризуется активным поворотом к героической теме. Скульпторы стремились осмыслить исторический подвиг народа. Получает развитие монументальное искусство. Памятники, посвященные героике прошлого, курганы Славы, братские захоронения, памятники воинам, партизанам, подпольщикам, отважным пионерам и комсомольцам возводились почти во всех населенных пунктах. Самым значительным достижением белорусских архитекторов и скульпторов этого периода стал величественный ансамбль площади Победы в Минске с обелиском-памятником воинам Советской aрмии, погибшим в боях с фашизмом.
немногие встречающиеся пьесы на современную тематику критиковались как слабые и безыдейные, в которых советские люди предстают "примитивными и малокультурными", а события изображены "надуманно и лживо". Критиковалось наличие в репертуаре пьес, "идеализирующих жизнь царей, ханов, вельмож",
На сценах белорусских театров с успехом шли пьесы о Великой Отечественной воине. Также важное место занимали постановки на тему мира, обличения империализма.
Белорусские кинематографисты создали фильмы, отразившие военное и послевоенное время.
получила развитие сеть культурно-просветительных учреждений- клубов, Домов культуры, библиотек. Создавались коллективы художественной самодеятельности. Увеличивался выпуск газет, журналов, книг. Расширялась киносеть. В городах строились кинотеатры. Сельское население обслуживали передвижные киноустановки. Почти заново воссоздавались музеи. Работники музеев проводили значительную работу по сбору и сохранению исторических реликвий, пропаганде исторического прошлого белорусского народа.
Слайд 6
Заключение.
Великая Отечественная война, ставшая величайшим испытанием для советского народа, пробудила
в людях лучшие качества. Окончание войны сопровождали оптимистические настроения. Народ,
победивший фашизм и освободивший от него мир, чувствовал в себе силы и право на свободу и на достойную жизнь. Ослабление режима, однако, не входило в планы партийно-государственной верхушки. Отсюда новый виток репрессий и глубокий кризис, охвативший русскую культуру на излете сталинской эпохи.
Отрицательно на развитии науки, литературы и искусства сказалась и кампания по борьбе с космополитизмом, которая развернулась в конце 40-х - начале 50-х годов. Целью ее было очернить все несоветское, несоциалистическое, поставить барьер между советским народом и достижениями культуры западных стран.
В результате этой кампании многие деятели науки и искусства подверглись репрессиям, замалчиванию, цензуре, были уволены со своих должностей и даже попали в тюрьмы и ссылку. Партия и правительство открыто и активно вмешивались в работу деятелей литературы и искусства, что приводило к падению художественного и идейного уровня, формированию посредственного, приукрашивающего советскую действительность искусства.
Гонениям подверглись известные советские композиторы, писатели и поэты: Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Н. Мясковский, А. Ахматова, М. Зощенко и другие, чье творчество было отнесено к "антинародному" направлению.
Все это привело к резкому сокращению количества новых фильмов, спектаклей и художественных произведений, увеличению посредственности, сознательному слому великой русской художественной традиции XIX-начала XX в.