Слайд 1Развитие идей инклюзии и опыта инклюзивного образования в России и
за рубежом.
Выполнила
студентка группы ДМ-17
Эшкинина Д.С.
Слайд 2Начало положено идеями швейцарского
педагога Иоганна Генриха Песталоцци
(1746-1827)
о необходимости
и
возможности обучения
всех детей (особенно
у/о и неблагополучных)
и подготовки
их к
будущей трудовой
деятельности,
о принципе обучения—
природосообразности.
Слайд 3Пионером идей совместного обучения
становится немецкий сурдопедагог
Самуил Гейнике (1727-1790),
руководитель
первой в Германии школы для глухих детей.
Предложил в массовых школах
специальные классы
для глухих детей, которых бы
обучал специально
подготовленный учитель.
В 1803 г. в г. Зайтц в школе для
бедняков открыт добавочный
класс для у/о детей. С 1832г.
приём глухих и слепых в N школу.
Слайд 4С 1850 г. во Франции доктор медицины,
отоларинголог Алесандр Бланше
(1817-1867)
открывает классы для глухих детей
в муниципальных школах.
Слабослышащие дети
помещались в общие
классы. Опыт получил положительную оценку
проверявших комиссий. Особо подчёркивалось,
что слышащие дети не чуждались глухих.
Слайд 5Во второй половине XIX века интерес
европейской педагогики к интегрированному
обучению
падает. Скандинавские страны
первыми активно внедряют прогрессивную
для того времени
сегрегационную модель
обучения детей с отклонениями в развитии
в специальных образовательных учреждениях,
которые строят процессы обучения и воспитания
таких детей с учётом их образовательных
потребностей, нежели малоквалифицированная
поддержка этой категории детей в условиях
массовой школы.
Слайд 6Исторически современная форма интеграции
появляется во второй половине XX века.
Поиски путей
совместного обучения начинаются
и в скандинавских странах и в США,
затем
распространяются и в европейских странах.
I этап – интегрированная модель(70-80гг. XX в.)
IIэтап – инклюзивная модель(90гг. XX в. по н.в.)
В основу этих моделей положен принцип
«нормализации»: т.е. «особенные» дети
(независимо от тяжести состояния) должны
находиться и обучаться в окружении нормальных
сверстников.
Слайд 7Практическая реализация принципа
«нормализации»:
Физическая интеграция (посещение обычной
школы или получение работы);
2.
Функциональная интеграция (обеспечение
инвалидам доступа к местам общественного
пользования и
свободы передвижения);
3. Социальная интеграция (уважительное
отношение общества);
4.Личная интеграция (участие в жизни
общества);
5. Общественно-организационная.
Слайд 8В 1994 г. под эгидой ЮНЕСКО проводится
Всемирная конференция по
образованию лиц
с особыми потребностями, которая и провозгласила принцип инклюзивного
образования.
Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ОВЗ в образовательном процессе обычной школы. Это также перестройка всего
процесса массового образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.
Слайд 9Италия стала апробационной площадкой
инклюзивной модели образования для всего мира.
Количество
детей с особыми образовательными
потребностями, обучающихся в массовых школах,
превышает 90%.
Начало
своей работы в условиях инклюзии
итальянские педагоги называют
«дикой интеграцией», так как они «шли вперёд,
не зная ответов на все вопросы».
Слайд 10В 1971г. принят, в 1977г. внесены дополнения
в «Закон о
праве детей с особыми потребностями
на обучение в массовых школах»:
Max
количество детей в классе—20;
Max количество детей с особенностями—2;
Специальные мероприятия по поддержке детей
с особыми потребностями «встроены» в занятия
в классе;
классы, занимающиеся по специальным
программам, упраздняются;
Специальные педагоги объединяются
в команды с обычными школьными учителями;
* Обе категории педагогов работают со всеми уч.
Слайд 11Вывод: инклюзивное образование во многих
зарубежных странах законодательно закреплено
и развивается,
но отдельные специальные школы
для детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта,
эмоциональными
расстройствами и нарушением
поведения продолжают функционировать и
рассматриваются как часть образовательного
пространства для тех детей, чьи родители
выбрали для них такой путь.
Слайд 12
Инклюзивное образование в России
законодательно закреплено и имеет статус
официальной государственной
политики. Закон
«Об образовании», принятый 29 декабря 2012г.
даёт право родителям выбирать
в каком типе
образовательной организации они хотят обучать
своего ребёнка с ОВЗ: специальном или обычном.
Слайд 13Статья 79. Организация получения образования
обучающимися с ОВЗ.
4. Образование обучающихся
с ограниченными
возможностями здоровья может быть
организовано как совместно с
другими
обучающимися, так и в отдельных классах,
группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность.
Слайд 14Реализация концепции инклюзии содержит
большое количество трудноразрешимых проблем:
*проблема финансирования;
*подготовки и
переподготовки кадров;
*установление образовательного ценза для
«особенных» детей в условиях массового
обуч-я;
*академическая составляющая методического
обеспечения процесса обучения;
*целесообразности введения дифференциации
внутри общеобразовательной школы;
*невозможность прямого копирования западной
модели;
*неготовность общества и др.
Слайд 15Однако ряд регионов России с 2000 и позднее
начали опыт инклюзивного
образования.
Это Москва, Самарская область, Костромская
область, республика Чувашия, Псковская,
Калининградская
и Ростовская области.
Опыт Костромской области:
На базе нескольких сельских школ идёт
экспериментальная апробация модели
инклюзивного обучения детей с интеллектуальной
недостаточностью в условиях малочисленной
школы. Учитель ведёт урок по 2-м программам:
обычной и для детей с у/о. Часть уроков дети с у/о - в классе, часть на индивид. коррекц. занятиях.
Слайд 16Вывод:
опыт региональных систем
интегрированного и инклюзивного
образования в России
обозначил трудности и противоречия
на современном этапе развития образования,
которые должны
быть преодолены в ближайшем
будущем.