Слайд 1Развитие клинической медицины в России в XIX веке. Роль М.
Я. Мудрова.
Понятие научной школы.
Терапевтические школы С. П. Боткина, Г.А.
Захарьина.
Лекция № 10
Слайд 2Один из факторов определивших расцвет отечественной медицины в целом -
реформа высшего медицинского образования, которая была проведена в середине 19
века
Слайд 3Преподавание у постели больного
В 1804 г. в рамках реформы просвещения,
осуществляемой правительством Александра I, в программу обучения в университетах на
медицинском факультете была введена клиническая подготовка.
Слайд 4М. Я. Мудров и его роль в истории отечественной медицины
Сын
священника в 1794 г. 22 лет от роду поступает на
медицинский факультет Московского Университета
«Мы учились танцевать, не видя, как танцуют»
Слайд 5Закончив в 1800г университет и простажировавшись почти 7 лет заграницей,
а также в Санкт-Петербурге М.Я. Мудров возвращается в Россию, занимает
кафедру патологии и терапии
Слайд 6Каков вклад М. Я. Мудрова в развитие отечественной медицины?:
1. Вклад
в реорганизацию высшего медицинского образования.
М. Я. Мудров внедряет программу, направленную
на подготовку и выпуск врачей с правом на практику
Слайд 7Им были введены в учебный план практические занятия у постели
больного, преподавание патологической и сравнительной анатомии
Слайд 8Благодаря М. Я. Мудрову были созданы анатомический театр, медицинский клинический
институт
Слайд 9 М. Я. Мудров впервые в России установил систему
ведения истории болезни
За 22 года своей практической работы М.
Я. Мудров накопил 40 томов историй болезней
«Сие сокровище для меня дороже всей моей библиотеки. Печатные книги везде найти можно, а историй болезней нигде».
Слайд 10Теоретически и практически обосновал принцип лечения больных:
«Лечить должно не
болезнь,
а больного»
М. Я. Мудров - основоположник психотерапии в отечественной
медицине
Слайд 113. Вклад в разработку вопросов медицинской этики
Один из первых отечественных
врачей обратился к теме нравственного воспитания будущих медиков
«Слово о
благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача» (1813)
Слайд 124. М. Я. Мудров основоположник отечественной военно-полевой терапии, хирургии, военной
гигиены.
«Как бы переносил граф (Ростов) болезнь своей любимой дочери… ежели
бы он не имел возможности рассказывать подробности о том, что Метивье и Феллер не поняли, а Фриз понял и Мудров еще лучше определил болезнь».
Слайд 13Научные школы в медицине
Понятие “научная школа” характеризует важный феномен в
жизни науки, с ним связаны не только преемственность идей и
методологических подходов, но так же борьба мнений, концепций, личностей
Слайд 14Некоторые склонны придавать рассматриваемому феномену отрицательный знак, ибо, наука базируется
только на фактах, а школа на догмах
Другая крайность - безграничное
расширение рамок рассматриваемого явления
Слайд 15Критерии, необходимые и достаточные для признания определенной группы врачей научной
школой (В.И. Бородулин)
Яркая творческая индивидуальность создателя школы, выдвигающего оригинальную исследовательскую
программу, новое теоретическое или методическое направление.
Наличие несколько учеников, среди которых должны быть творцы науки, активно развивающие, а не просто уточняющие, повторяющие или пропагандирующие идеи учителя.
Слайд 16Общность естественнонаучных взглядов на протяжении творческой жизни, по меньшей мере,
двух поколений ученых, в борьбе мнений отстаивающих позицию школы.
Многолетнее повседневное
общение учителя и учеников в процессе исследовательской и врачебной работы.
Слайд 17 Крупнейшие отечественные терапевтические научные школы - Г. А. Захарьина
и С. П. Боткина.
В 1894 г Н.Ф. Голубов публикует работу,
в которой было заявлено о принципиальных разногласиях между двумя крупнейшими терапевтическими школами – московской, захарьинской и петербургской, боткинской
Захарьинскую школу обвиняли в эмпиризме, граничащем с фельдшеризмом, а боткинскую в забвении гиппократовых принципов и создании экспериментальной “собачей” клиники.
Слайд 18Окончил медицинский факультет Московского Университета в 1852г., проходил усовершенствование в
зарубежных клиниках и лабораториях
С 1862г. –профессор, затем директор факультетской
терапевтической клиники мед. фак.-та МУ.
Слайд 19Методика непосредственного обследования больного, с расспросом, “возведенная на высоту искусства”
Подчеркивая
роль неблагоприятных воздействий окружающей среды Г. А. Захарьин развивал профилактическое
направление в клинической медицине.
“Победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена”.
Слайд 20Г.А. Захарьин был одним из инициаторов разработки вопросов бальнеотерапии и
климатотерапии.
Впервые описал клиническую картину сифилиса сердца,
Зоны гиперестезии кожи при
заболевании внутренних органов (зоны Захарьина-Геда)
Исключительная врачебная наблюдательность позволили Г.А. Захарьину обогатить семиотику и диагностику внутренних болезней.
Слайд 21“Во всей деятельности Г.А.Захарьина как врача есть элемент психотерапевтический. И
там, где ему иногда не хватало знания для понимания патогенеза
болезни, там у него было чутье к пониманию страдающего человека”
Д.Д. Плетнев.
Слайд 22Таким образом, деятельность
Г. А. Захарьина была одной из вершин
эмпирического направления в развитии медицины
В клинике Г.А. Захарьина применяли
все лабораторно-диагностические методы, все достижения естественных наук, которыми располагала медицина того времени.
Слайд 23Сергей Петрович Боткин (1832 – 1899)
По окончании Московского университета
в 1855г участвовал в Крымской компании и медицинском отряде Н.
И. Пирогова, затем совершенствовался в клиниках Берлина, Вены, Парижа.
С 1861 г. и до конца жизни– профессор академической (т.е факультетской) терапевтической клиники МХА в Петербурге
(с 1881 г. – ВМА)
Слайд 24С. П. Боткин не отрицал врачебного искусства, интуиции, т.е. эмпирического
начала в практической медицине, но - и в этом отличие
от Г.А. Захарьина – сознательно отводит ему вторую роль
На всей деятельности С. П. Боткина-врача лежал отпечаток его исходной позиции ученого-натуралиста. Он смотрел на медицину как на область естествознания.
Слайд 25Гипотеза об инфекционном происхождении катаральной желтухи (болезни Боткина)
Учение о
синдроме блуждающей почки
С.П. Боткин, синтезировав клинический опыт, выдвигает смелые гипотезы,
описывает новые синдромы
Слайд 26С.П. Боткину дал классическое описание семиотики митрального стеноза.
Точка Боткина
– Эрба.
Благодаря исследованиям, проведенным в клинике С. П. Боткина, вошли
в практику ряд новых лекарственных препаратов: ландыш, адонис.
Слайд 27Первым в России С. П. Боткин создал в 60-е годы
XX столетия при своей клинике экспериментальную лабораторию. Т. о положил
начало экспериментальной фармакологии и терапии.
Слайд 28Научно-исследовательская программа, которую предложил С.П. Боткин, сыграла в истории отечественной
медицины – поворотную роль, С.П. Боткин по праву считается основоположником
научной медицины в России.
Слайд 29В чем же особенность боткинской программы развития медицины?
Что определило
ее успех?
Центральным ядром клинической концепции С. П. Боткина является учение
о внутренних механизмах развертывания патологического процесса в организме - неврогенная теория патогенеза
Слайд 30С.П. Боткин признавал примат функции над субстратом, в нервной системе
и ее мозговых центрах видел объединяющую и регулирующее начало, связывающее
организм, как единое целое со средой.
Слайд 32Школа С.П. Боткина оказалась самой значительной в истории отечественной медицины.
Среди 12 его учеников, ставшими профессорами по другим дисциплинам –
физиолог И. П. Павлов, отоларинголог Н.П. Симановский, дерматовенеролог А.Г. Полотебнов
На протяжении 29 лет преподавательской деятельности Боткина у него было 193 ученика-ординатора. 85 из них защитили диссертации на звание доктора медицины.
Слайд 33Ученик С. П. Боткина –
М. В. Яновский – учитель
К. В. Пунина –
основоположника кафедры факультетской терапии СГМА
Слайд 34По инициативе Г. А. Захарьина были организованны клиника кожно-венерических болезней
и болезней уха, горло, носа.
Слайд 35Выделенные Г.А. Захарьиным в его клинике койки стали базой первых
в России детской и гинекологических клиник в России.
Слайд 36Педиатр Н. Ф. Филатов и гинеколог В.Ф. Снегирев принадлежат к
захарьинской школе.
Слайд 37Существенным было влияние Г. А. Захарьина и на А. Я.
Кожевникова – одного из основоположников отечественной невропатологии,
а также на
выдающегося психиатра
В. Х. Кандинского.
Слайд 38Неврологический музей клиники нервных болезней
(Кожевниковский музей)
Слайд 39Отечественная психиатрии начинается с Сергея Сергеевича Корсакова – основоположника нозологического
направления в психиатрии
Слайд 40Докторская диссертация – «Об алкогольном параличе»
«Курс психиатрии» (1893).
На 12
Международном съезде психиатров было предложено именовать полиневротический синдром, описанный впервые
Корсаковым – «Корсаковским психозом»
Слайд 41С именем С. С. Корсакова связана реформа организации психиатрической помощи,
которая привела к коренному преобразованию лечения душевнобольных.
Он ратовал за
нестеснение душевнобольных, в его клинике были упразднены связывание больных, применение смирительных рубашек и другие меры насилия, сняты решетки на окнах.
Слайд 42Владимир Михайлович Бехтерев
(1857 – 1927)
Закончив в 21 год медико-хирургическую
академию, в 24 года защищает докторскую диссертацию «Опыт клинического исследования
температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний». Стажируется в крупнейших европейских клиниках.
Слайд 43В 37 лет (1893г) возглавляет кафедру психиатрии и невропатологии Петербургской
военно-медицинской академии.
Слайд 44Вклад В. М. Бехтерева в медицину
В ВМА открыл первое в
России нейрохирургическое отделение, положив начало операциям на мозге – нейрохирургии
В
1918 г – Петербургская школа психиатрии
Слайд 45В 1908г организовал и возглавил Психоневрологический институт.
В 1909г –
Криминологический институт – начало судебной психиатрии в России
Слайд 46Около 30 анатомических образований, рефлексов, симптомов, заболеваний и лекарств названы
в честь В. М. Бехтерева
В более 600 работах –
В. М. Бехтерев заложил основы отечественной психиатрии и психологии, неврологии, нейрохирургии.
.
Слайд 47Гениальный нейрофизиололг
Ч. Шерингтон в начале XX века утверждал, что
нервную систему и мозг знают только двое – Бог и
Бехтерев
Наталья Петровна Бехтерева