Разделы презентаций


Развитие клинической медицины в России в XIX веке. Роль М. Я. Мудрова. Понятие

Содержание

Один из факторов определивших расцвет отечественной медицины в целом - реформа высшего медицинского образования, которая была проведена в середине 19 века

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Развитие клинической медицины в России в XIX веке. Роль М.

Я. Мудрова.
Понятие научной школы.
Терапевтические школы С. П. Боткина, Г.А.

Захарьина.

Лекция № 10

Развитие клинической медицины в России в XIX веке. Роль М. Я. Мудрова.Понятие научной школы. Терапевтические школы С.

Слайд 2Один из факторов определивших расцвет отечественной медицины в целом -

реформа высшего медицинского образования, которая была проведена в середине 19

века


Один из факторов определивших расцвет отечественной медицины в целом - реформа высшего медицинского образования, которая была проведена

Слайд 3Преподавание у постели больного
В 1804 г. в рамках реформы просвещения,

осуществляемой правительством Александра I, в программу обучения в университетах на

медицинском факультете была введена клиническая подготовка.

Преподавание у постели больного В 1804 г. в рамках реформы просвещения, осуществляемой правительством Александра I, в программу

Слайд 4М. Я. Мудров и его роль в истории отечественной медицины
Сын

священника в 1794 г. 22 лет от роду поступает на

медицинский факультет Московского Университета

«Мы учились танцевать, не видя, как танцуют»

М. Я. Мудров и его роль в истории отечественной медицины Сын священника в 1794 г. 22 лет

Слайд 5Закончив в 1800г университет и простажировавшись почти 7 лет заграницей,

а также в Санкт-Петербурге М.Я. Мудров возвращается в Россию, занимает

кафедру патологии и терапии
Закончив в 1800г университет и простажировавшись почти 7 лет заграницей, а также в Санкт-Петербурге М.Я. Мудров возвращается

Слайд 6Каков вклад М. Я. Мудрова в развитие отечественной медицины?:
1. Вклад

в реорганизацию высшего медицинского образования.
М. Я. Мудров внедряет программу, направленную

на подготовку и выпуск врачей с правом на практику

Каков вклад М. Я. Мудрова в развитие отечественной медицины?: 1. Вклад в реорганизацию высшего медицинского образования.М. Я.

Слайд 7Им были введены в учебный план практические занятия у постели

больного, преподавание патологической и сравнительной анатомии

Им были введены в учебный план практические занятия у постели больного, преподавание патологической и сравнительной анатомии

Слайд 8Благодаря М. Я. Мудрову были созданы анатомический театр, медицинский клинический

институт

Благодаря М. Я. Мудрову были созданы анатомический театр, медицинский клинический институт

Слайд 9 М. Я. Мудров впервые в России установил систему

ведения истории болезни

За 22 года своей практической работы М.

Я. Мудров накопил 40 томов историй болезней

«Сие сокровище для меня дороже всей моей библиотеки. Печатные книги везде найти можно, а историй болезней нигде».

М. Я. Мудров впервые в России установил систему ведения истории болезни За 22 года своей

Слайд 10Теоретически и практически обосновал принцип лечения больных:
«Лечить должно не

болезнь,
а больного»

М. Я. Мудров - основоположник психотерапии в отечественной

медицине
Теоретически и практически обосновал принцип лечения больных: «Лечить должно не болезнь, а больного»М. Я. Мудров - основоположник

Слайд 113. Вклад в разработку вопросов медицинской этики
Один из первых отечественных

врачей обратился к теме нравственного воспитания будущих медиков

«Слово о

благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача» (1813)
3. Вклад в разработку вопросов медицинской этики Один из первых отечественных врачей обратился к теме нравственного воспитания

Слайд 124. М. Я. Мудров основоположник отечественной военно-полевой терапии, хирургии, военной

гигиены.
«Как бы переносил граф (Ростов) болезнь своей любимой дочери… ежели

бы он не имел возможности рассказывать подробности о том, что Метивье и Феллер не поняли, а Фриз понял и Мудров еще лучше определил болезнь».
4. М. Я. Мудров основоположник отечественной военно-полевой терапии, хирургии, военной гигиены. «Как бы переносил граф (Ростов) болезнь

Слайд 13Научные школы в медицине
Понятие “научная школа” характеризует важный феномен в

жизни науки, с ним связаны не только преемственность идей и

методологических подходов, но так же борьба мнений, концепций, личностей
Научные школы в медицинеПонятие “научная школа” характеризует важный феномен в жизни науки, с ним связаны не только

Слайд 14Некоторые склонны придавать рассматриваемому феномену отрицательный знак, ибо, наука базируется

только на фактах, а школа на догмах

Другая крайность - безграничное

расширение рамок рассматриваемого явления
Некоторые склонны придавать рассматриваемому феномену отрицательный знак, ибо, наука базируется только на фактах, а школа на догмахДругая

Слайд 15Критерии, необходимые и достаточные для признания определенной группы врачей научной

школой (В.И. Бородулин)
Яркая творческая индивидуальность создателя школы, выдвигающего оригинальную исследовательскую

программу, новое теоретическое или методическое направление.


Наличие несколько учеников, среди которых должны быть творцы науки, активно развивающие, а не просто уточняющие, повторяющие или пропагандирующие идеи учителя.

Критерии, необходимые и достаточные для признания определенной группы врачей научной школой (В.И. Бородулин) Яркая творческая индивидуальность создателя

Слайд 16Общность естественнонаучных взглядов на протяжении творческой жизни, по меньшей мере,

двух поколений ученых, в борьбе мнений отстаивающих позицию школы.

Многолетнее повседневное

общение учителя и учеников в процессе исследовательской и врачебной работы.
Общность естественнонаучных взглядов на протяжении творческой жизни, по меньшей мере, двух поколений ученых, в борьбе мнений отстаивающих

Слайд 17 Крупнейшие отечественные терапевтические научные школы - Г. А. Захарьина

и С. П. Боткина.
В 1894 г Н.Ф. Голубов публикует работу,

в которой было заявлено о принципиальных разногласиях между двумя крупнейшими терапевтическими школами – московской, захарьинской и петербургской, боткинской

Захарьинскую школу обвиняли в эмпиризме, граничащем с фельдшеризмом, а боткинскую в забвении гиппократовых принципов и создании экспериментальной “собачей” клиники.

Крупнейшие отечественные терапевтические научные школы - Г. А. Захарьина и С. П. Боткина. В 1894 г

Слайд 18Окончил медицинский факультет Московского Университета в 1852г., проходил усовершенствование в

зарубежных клиниках и лабораториях
С 1862г. –профессор, затем директор факультетской

терапевтической клиники мед. фак.-та МУ.
Окончил медицинский факультет Московского Университета в 1852г., проходил усовершенствование в зарубежных клиниках и лабораториях С 1862г. –профессор,

Слайд 19Методика непосредственного обследования больного, с расспросом, “возведенная на высоту искусства”

Подчеркивая

роль неблагоприятных воздействий окружающей среды Г. А. Захарьин развивал профилактическое

направление в клинической медицине.
“Победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена”.
Методика непосредственного обследования больного, с расспросом, “возведенная на высоту искусства”Подчеркивая роль неблагоприятных воздействий окружающей среды Г. А.

Слайд 20Г.А. Захарьин был одним из инициаторов разработки вопросов бальнеотерапии и

климатотерапии.

Впервые описал клиническую картину сифилиса сердца,
Зоны гиперестезии кожи при

заболевании внутренних органов (зоны Захарьина-Геда)

Исключительная врачебная наблюдательность позволили Г.А. Захарьину обогатить семиотику и диагностику внутренних болезней.

Г.А. Захарьин был одним из инициаторов разработки вопросов бальнеотерапии и климатотерапии.Впервые описал клиническую картину сифилиса сердца, Зоны

Слайд 21“Во всей деятельности Г.А.Захарьина как врача есть элемент психотерапевтический. И

там, где ему иногда не хватало знания для понимания патогенеза

болезни, там у него было чутье к пониманию страдающего человека”
Д.Д. Плетнев.

“Во всей деятельности Г.А.Захарьина как врача есть элемент психотерапевтический. И там, где ему иногда не хватало знания

Слайд 22Таким образом, деятельность
Г. А. Захарьина была одной из вершин

эмпирического направления в развитии медицины

В клинике Г.А. Захарьина применяли

все лабораторно-диагностические методы, все достижения естественных наук, которыми располагала медицина того времени.
Таким образом, деятельность Г. А. Захарьина была одной из вершин эмпирического направления в развитии медицины В клинике

Слайд 23Сергей Петрович Боткин (1832 – 1899)
По окончании Московского университета

в 1855г участвовал в Крымской компании и медицинском отряде Н.

И. Пирогова, затем совершенствовался в клиниках Берлина, Вены, Парижа.

С 1861 г. и до конца жизни– профессор академической (т.е факультетской) терапевтической клиники МХА в Петербурге
(с 1881 г. – ВМА)

Сергей Петрович Боткин (1832 – 1899)  По окончании Московского университета в 1855г участвовал в Крымской компании

Слайд 24С. П. Боткин не отрицал врачебного искусства, интуиции, т.е. эмпирического

начала в практической медицине, но - и в этом отличие

от Г.А. Захарьина – сознательно отводит ему вторую роль

На всей деятельности С. П. Боткина-врача лежал отпечаток его исходной позиции ученого-натуралиста. Он смотрел на медицину как на область естествознания.

С. П. Боткин не отрицал врачебного искусства, интуиции, т.е. эмпирического начала в практической медицине, но - и

Слайд 25Гипотеза об инфекционном происхождении катаральной желтухи (болезни Боткина)
Учение о

синдроме блуждающей почки

С.П. Боткин, синтезировав клинический опыт, выдвигает смелые гипотезы,

описывает новые синдромы
Гипотеза об инфекционном происхождении катаральной желтухи (болезни Боткина) Учение о синдроме блуждающей почкиС.П. Боткин, синтезировав клинический опыт,

Слайд 26С.П. Боткину дал классическое описание семиотики митрального стеноза.
Точка Боткина

– Эрба.


Благодаря исследованиям, проведенным в клинике С. П. Боткина, вошли

в практику ряд новых лекарственных препаратов: ландыш, адонис.
С.П. Боткину дал классическое описание семиотики митрального стеноза. Точка Боткина – Эрба.Благодаря исследованиям, проведенным в клинике С.

Слайд 27Первым в России С. П. Боткин создал в 60-е годы

XX столетия при своей клинике экспериментальную лабораторию. Т. о положил

начало экспериментальной фармакологии и терапии.

Первым в России С. П. Боткин создал в 60-е годы XX столетия при своей клинике экспериментальную лабораторию.

Слайд 28Научно-исследовательская программа, которую предложил С.П. Боткин, сыграла в истории отечественной

медицины – поворотную роль, С.П. Боткин по праву считается основоположником

научной медицины в России.

Научно-исследовательская программа, которую предложил С.П. Боткин, сыграла в истории отечественной медицины – поворотную роль, С.П. Боткин по

Слайд 29В чем же особенность боткинской программы развития медицины? Что определило

ее успех?
Центральным ядром клинической концепции С. П. Боткина является учение

о внутренних механизмах развертывания патологического процесса в организме - неврогенная теория патогенеза
В чем же особенность боткинской программы развития медицины?  Что определило ее успех? Центральным ядром клинической концепции

Слайд 30С.П. Боткин признавал примат функции над субстратом, в нервной системе

и ее мозговых центрах видел объединяющую и регулирующее начало, связывающее

организм, как единое целое со средой.

С.П. Боткин признавал примат функции над субстратом, в нервной системе и ее мозговых центрах видел объединяющую и

Слайд 31Евгений Сергеевич Боткин

Евгений Сергеевич Боткин

Слайд 32Школа С.П. Боткина оказалась самой значительной в истории отечественной медицины.


Среди 12 его учеников, ставшими профессорами по другим дисциплинам –

физиолог И. П. Павлов, отоларинголог Н.П. Симановский, дерматовенеролог А.Г. Полотебнов

На протяжении 29 лет преподавательской деятельности Боткина у него было 193 ученика-ординатора. 85 из них защитили диссертации на звание доктора медицины.

Школа С.П. Боткина оказалась самой значительной в истории отечественной медицины. Среди 12 его учеников, ставшими профессорами по

Слайд 33Ученик С. П. Боткина –
М. В. Яновский – учитель


К. В. Пунина –
основоположника кафедры факультетской терапии СГМА

Ученик С. П. Боткина – М. В. Яновский – учитель К. В. Пунина – основоположника кафедры факультетской

Слайд 34По инициативе Г. А. Захарьина были организованны клиника кожно-венерических болезней

и болезней уха, горло, носа.

По инициативе Г. А. Захарьина были организованны клиника кожно-венерических болезней и болезней уха, горло, носа.

Слайд 35Выделенные Г.А. Захарьиным в его клинике койки стали базой первых

в России детской и гинекологических клиник в России.

Выделенные Г.А. Захарьиным в его клинике койки стали базой первых в России детской и гинекологических клиник в

Слайд 36Педиатр Н. Ф. Филатов и гинеколог В.Ф. Снегирев принадлежат к

захарьинской школе.

Педиатр Н. Ф. Филатов и гинеколог В.Ф. Снегирев принадлежат к захарьинской школе.

Слайд 37Существенным было влияние Г. А. Захарьина и на А. Я.

Кожевникова – одного из основоположников отечественной невропатологии,
а также на

выдающегося психиатра
В. Х. Кандинского.
Существенным было влияние Г. А. Захарьина и на А. Я. Кожевникова – одного из основоположников отечественной невропатологии,

Слайд 38Неврологический музей клиники нервных болезней
(Кожевниковский музей)

Неврологический музей клиники нервных болезней (Кожевниковский музей)

Слайд 39Отечественная психиатрии начинается с Сергея Сергеевича Корсакова – основоположника нозологического

направления в психиатрии

Отечественная психиатрии начинается с Сергея Сергеевича Корсакова – основоположника нозологического направления в психиатрии

Слайд 40Докторская диссертация – «Об алкогольном параличе»
«Курс психиатрии» (1893).
На 12

Международном съезде психиатров было предложено именовать полиневротический синдром, описанный впервые

Корсаковым – «Корсаковским психозом»
Докторская диссертация – «Об алкогольном параличе»«Курс психиатрии» (1893). На 12 Международном съезде психиатров было предложено именовать полиневротический

Слайд 41С именем С. С. Корсакова связана реформа организации психиатрической помощи,

которая привела к коренному преобразованию лечения душевнобольных.
Он ратовал за

нестеснение душевнобольных, в его клинике были упразднены связывание больных, применение смирительных рубашек и другие меры насилия, сняты решетки на окнах.
С именем С. С. Корсакова связана реформа организации психиатрической помощи, которая привела к коренному преобразованию лечения душевнобольных.

Слайд 42Владимир Михайлович Бехтерев (1857 – 1927)
Закончив в 21 год медико-хирургическую

академию, в 24 года защищает докторскую диссертацию «Опыт клинического исследования

температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний». Стажируется в крупнейших европейских клиниках.

Владимир Михайлович Бехтерев  (1857 – 1927) Закончив в 21 год медико-хирургическую академию, в 24 года защищает

Слайд 43В 37 лет (1893г) возглавляет кафедру психиатрии и невропатологии Петербургской

военно-медицинской академии.

В 37 лет (1893г) возглавляет кафедру психиатрии и невропатологии Петербургской военно-медицинской академии.

Слайд 44Вклад В. М. Бехтерева в медицину
В ВМА открыл первое в

России нейрохирургическое отделение, положив начало операциям на мозге – нейрохирургии
В

1918 г – Петербургская школа психиатрии




Вклад В. М. Бехтерева в медицинуВ ВМА открыл первое в России нейрохирургическое отделение, положив начало операциям на

Слайд 45В 1908г организовал и возглавил Психоневрологический институт.
В 1909г –

Криминологический институт – начало судебной психиатрии в России

В 1908г организовал и возглавил Психоневрологический институт. В 1909г – Криминологический институт – начало судебной психиатрии в

Слайд 46Около 30 анатомических образований, рефлексов, симптомов, заболеваний и лекарств названы

в честь В. М. Бехтерева
В более 600 работах –


В. М. Бехтерев заложил основы отечественной психиатрии и психологии, неврологии, нейрохирургии.
.

Около 30 анатомических образований, рефлексов, симптомов, заболеваний и лекарств названы в честь В. М. Бехтерева В более

Слайд 47Гениальный нейрофизиололг
Ч. Шерингтон в начале XX века утверждал, что

нервную систему и мозг знают только двое – Бог и

Бехтерев

Наталья Петровна Бехтерева

Гениальный нейрофизиололг Ч. Шерингтон в начале XX века утверждал, что нервную систему и мозг знают только двое

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика