Слайд 1Развитие мелкой моторики рук по методу М. Монтессори
.
Хафизова Г. Ф
Слайд 2Мелкая моторика
– это способность выполнять мелкие и точные движения
кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий
важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость.
Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Слайд 3У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с
нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. В
головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики
Слайд 4Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои
руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей
ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
Слайд 5По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о
готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в
порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Слайд 6Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики.
Их можно разделить на следующие группы:
пальчиковые игры,
игры с
мелкими предметами,
лепка и рисование,
массаж пальчиков
Слайд 7Мария Монтессори заметила в развитии ребенка особые сензитивные периоды.
Период развития
речи – 0-6 лет;
Период восприятия порядка- 0-3 года;
Период восприятия маленьких
предметов – 1.5 – 2.5 года;
Период сенсорного развития- 0-5.5 лет;
Период развития движений – 1-4 года;
Период развития социальных навыков 2.5-6лет
Слайд 8 Каждое упражнение с дидактическим материалом
Монтессори имеет две цели
- прямую и косвенную
.Первая способствует актуальному движению ребенка, а вторая
- служит работе на будущее.
Такой подход соответствует теории Л. С. Выготского, который видел движение ребенка от зоны его актуального развития к зоне ближайшего развития как путь от наглядной ситуации к абстрагированной.
Слайд 9Почти каждый Монтессори- материал содержит косвенную цель
тренировка пальцев, запястья,
контроль
и координация движений,
подготовки руки к письму.
Слайд 10Дидактический материал Монтессори
основывается на том, что внутренний мир ребенка
представляет собой хаос, и столь же хаотическим представляется ему внешний
мир. Поэтому только четкий и точный материал, позволяющий ребенку выделять признаки предметов в чистом виде, способствует адекватному осознанию внешнего мира.
Слайд 11Собрать плоские и обьёмные предметы в баночку
Слайд 12Собрать мелкие и плоские предметы в бутылку
Слайд 14Собрать и протолкнуть палочки в узкую щель
Слайд 16Открутить, закрутить и сложить фасоль в баночку с узким горлышком
Слайд 17Игры на точную координацию пальцев
Слайд 27Диагностика мелкой моторики
проводим по Мюнхенкской функциональной диагностике
развития, которая охватывает 6 содержательных сфер развития малышей:
движение, хватание,
перцепция, понимание речи и активная речь, самостоятельность и социализация.
Слайд 28Результаты диагностики
Мы выносим на
график, что наглядно показывает уровень
развития ребенка