Разделы презентаций


Развитие речи в социально культурной парадигме

Содержание

ПланКонцепция Л.С. Выготского о развитии речи во взаимосвязи с мышлением.Вербальная регуляция поведения человека (А.Р. Лурия). Проблема генезиса речевой деятельности. Значение как центральная категория онтогенеза речи.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Развитие речи в социально культурной парадигме

Развитие речи в социально культурной парадигме

Слайд 2План
Концепция Л.С. Выготского о развитии речи во взаимосвязи с мышлением.
Вербальная

регуляция поведения человека (А.Р. Лурия).
Проблема генезиса речевой деятельности.
Значение

как центральная категория онтогенеза речи.
ПланКонцепция Л.С. Выготского о развитии речи во взаимосвязи с мышлением.Вербальная регуляция поведения человека (А.Р. Лурия). Проблема генезиса

Слайд 3Литература
Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский// Психология развития

человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003. – С.664-1020.
Выготский

Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка / Л.С. Выготский// Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003. – С.664-1020 Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003. – С.1020 – 1130.
Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – С. 267-281.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 2003. – С.172-189.
Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия / Под ред. Е.Д. Хомской. 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
ЛитератураВыготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский// Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо,

Слайд 41. Диалектика взаимодействия и взаимозависимости мышления и речи в их

онтогенетическом становлении:
мышление и речь имеют разные генетические корни;
развитие мышления и

речи идет по различным линиям;
отношение между мышлением и речью не является сколько-нибудь постоянной величиной на всем протяжении филогенетического развития;
в филогенезе и в онтогенезе мышления и речи существует доречевая фаза интеллекта и доинтеллектуальная фаза речи;
до определенного момента развитие мышления и речи идет по различным линиям, независимо одно от другого;
в известном пункте (с появлением слова и его знаково-символической функции) при нормальном развитии обе линии пересекаются, после чего мышление становится речевым, а речь интеллектуальной (Л.С. Выготский «Мышление и речь»)
1. Диалектика взаимодействия и взаимозависимости мышления и речи  в их онтогенетическом становлении:мышление и речь имеют разные

Слайд 5Положения Л.С. Выготского
когнитивное развитие ребенка, прежде всего речь и мышление,

имеют социальный генезис;
корреляция уровней развития и обучения, т.е. «зона ближайшего

развития»;
обучение всегда должно «забегать вперед» развития
Положения Л.С. Выготскогокогнитивное развитие ребенка, прежде всего речь и мышление, имеют социальный генезис;корреляция уровней развития и обучения,

Слайд 62. Основные формы поведения
элементарное сенсомоторное поведение ;
перцепторное поведение;
интеллектуальное поведение

2. Основные формы поведенияэлементарное сенсомоторное поведение ;перцепторное поведение;интеллектуальное поведение

Слайд 7Особенность интеллектуального поведения
ориентировочно-интеллектуальная деятельность, которая ранее входила в состав всякого

поведения, начинает выделяться и становится самостоятельной деятельностью, предшествующей поведению, создающей

для него основу.
Особенность интеллектуального поведенияориентировочно-интеллектуальная деятельность, которая ранее входила в состав всякого поведения, начинает выделяться и становится самостоятельной деятельностью,

Слайд 8Ориентировочно-исследовательская деятельность включает
формирование конкретной задачи;
создание общей «стратегии» деятельности, которая должна

привести к ее решению;
возникновение «тактики» действий, которая может привести к

успеху;
выделение тех способов решения или операций, которые могут привести к выполнению задачи;
возникновение контрольных механизмов, с помощью которых эффект действия сличается с исходным намерением.
Ориентировочно-исследовательская деятельность включаетформирование конкретной задачи;создание общей «стратегии» деятельности, которая должна привести к ее решению;возникновение «тактики» действий, которая

Слайд 9Онтогенез интеллектуального поведения
2-2,5 года – полная зависимость от зрительного поля;
4-5

лет – с развитием предметной деятельности и речи выделяется стадия

предварительной ориентировки в условиях задачи и схема ее дальнейшего решения;
6-7 лет и старше - процесс предварительной ориентировки приобретает характер внутреннего интеллектуального действия

Онтогенез интеллектуального поведения2-2,5 года – полная зависимость от зрительного поля;4-5 лет – с развитием предметной деятельности и

Слайд 10Развитие речевой регуляции интеллектуального поведения
Л. С. Выготский отмечал, что у

ребенка 3-4 лет каждое затруднение в решении какой-либо практической задачи

вызывало взрыв речевых реакций, которые расценивались психологами как «эгоцентрическая речь»;
«эгоцентрическая» (т. е. не обращенная ни к кому) речь носит с самого начала социальный характер;
речь ребенка, сначала обращенная к взрослому, постепенно становится средством ориентировки в ситуации (наметить пути решения задачи, создать план своей деятельности)
Развитие речевой регуляции интеллектуального поведенияЛ. С. Выготский отмечал, что у ребенка 3-4 лет каждое затруднение в решении

Слайд 11А.Р. Лурия
Речь ребенка, участвующая в формировании его интеллектуальной деятельности, сначала

носит развернутый внешний характер, а затем постепенно сокращается, превращается в

шепотную речь и, наконец, к 7-8 годам почти полностью исчезает, принимая форму той неслышной внутренней речи, которая и составляет основу внутреннего интеллектуального действия
А.Р. ЛурияРечь ребенка, участвующая в формировании его интеллектуальной деятельности, сначала носит развернутый внешний характер, а затем постепенно

Слайд 123. Периоды формирования речевой деятельности (А.А. Леонтьев)
1-й – подготовительный (с

момента рождения до года);
2-й – преддошкольный (от года до 3

лет);
3-й – дошкольный (от 3 лет до 7 лет);
4-й – школьный (от 7 до 17 лет)
3. Периоды формирования речевой деятельности (А.А. Леонтьев)1-й – подготовительный (с момента рождения до года);2-й – преддошкольный (от

Слайд 13Этапы формирования речи
доречевой этап (первый год жизни), в котором выделяются

периоды гуления и лепета;
этап первичного освоения языка (дограмматический) (второй год

жизни);
этап усвоения грамматики (третий год жизни).
Этапы формирования речидоречевой этап (первый год жизни), в котором выделяются периоды гуления и лепета;этап первичного освоения языка

Слайд 14Овладение языком представляет собой
Овладение системой специальных знаков и правил их

сочетания.
Знаки имеют внутреннее содержание и внешнюю форму.

Овладение языком представляет собойОвладение системой специальных знаков и правил их сочетания. Знаки имеют внутреннее содержание и внешнюю

Слайд 15Знак
материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как «заместитель»,

представитель другого предмета, свойства или отношения

Знакматериальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как «заместитель», представитель другого предмета, свойства или отношения

Слайд 16Функции знака
замещения
представления
которые образуют общую функцию обозначения

Функции знаказамещения представлениякоторые образуют общую функцию обозначения

Слайд 17Знаки языка
Слово (имеет внешнее оформление и внутреннее содержание);
Предложение;
Текст.

Знаки языкаСлово (имеет внешнее оформление и внутреннее содержание);Предложение;Текст.

Слайд 18Слово как знак языка
Имеет значение и смысл (внутреннее содержание);
определенное сочетание

речевых звуков (в устной слышимой речи), и сочетание последовательных речедвижений

и соответствующих им моторных образов (в устной произносимой речи), и, наконец, это может быть сочетание графических знаков – букв (в письменной речи) (внешнее оформление)

Слово как знак языкаИмеет значение и смысл (внутреннее содержание);определенное сочетание речевых звуков (в устной слышимой речи), и

Слайд 19Усвоение слова как знака языка возможно только на основе усвоения

всех внешних форм его выражения, поскольку владение ими обеспечивает возможность

адекватного и эффективного оперирования знаком в ходе осуществления индивидом речевой деятельности.
Усвоение слова как знака языка возможно только на основе усвоения всех внешних форм его выражения, поскольку владение

Слайд 204. Структура слова как языкового знака
Предметная соотнесенность слова - обозначение

какого-либо предмета, указание на него, вызывание у нас образ того

или иного предмета
Значение слова - анализ предметов, выделение в них существенных свойств, отнесение предметов к определенной категории. Оно является средством абстракции и обобщения, отражает глубокие связи и отношения, которые стоят за предметами внешнего мира

4. Структура слова  как языкового знакаПредметная соотнесенность слова - обозначение какого-либо предмета, указание на него, вызывание

Слайд 21Детальный разбор значения морфологических частей слова показывает
Что это сложная система

кодов, которая сложилась в истории человечества и передает отдельному человеку,

пользующемуся этим словом, сложную информацию о тех свойствах, которые существенны для данного предмета, о его основных функциях и о тех связях с другими предметами соответствующих категорий, которые этот предмет объективно имеет.
Детальный разбор значения морфологических частей слова показываетЧто это сложная система кодов, которая сложилась в истории человечества и

Слайд 22Овладевая словом, человек автоматически усваивает сложную систему связей и отношений,

в которых стоит данный предмет и которые сложились в многовековой

истории человечества.
Овладевая словом, человек автоматически усваивает сложную систему связей и отношений, в которых стоит данный предмет и которые

Слайд 23Значение слова
способность анализировать предмет, выделять в нем существенные свойства и

относить его к определенным категориям

Значение словаспособность анализировать предмет, выделять в нем существенные свойства и относить его к определенным категориям

Слайд 24Употребление слова
процесс выбора нужного значения из всплывающих альтернатив, с выделением

одних, нужных, систем связей и торможением других, не соответствующих данной

задаче, систем связей
Употребление словапроцесс выбора нужного значения из всплывающих альтернатив, с выделением одних, нужных, систем связей и торможением других,

Слайд 25Смысл слова
выделенная из многих возможных значений соответствующая ситуации система связей,

зависящая от той конкретной задачи, которая стоит перед субъектом, и

от той конкретной ситуации, в которой слово употребляется, может быть совершенно различным, хотя внешне оно остается одним и тем же.
Смысл словавыделенная из многих возможных значений соответствующая ситуации система связей, зависящая от той конкретной задачи, которая стоит

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика