Слайд 1Развитие внимания и памяти у детей с задержкой психического развития.
(Комплекс
домашних заданий)
Слайд 2Задание 1
«Что изменилось»
На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку
предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться,
а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось? Можете также экспериментировать с цветами карандашей.
Слайд 3Задание 2
Корректурная проба
В задании ребенку предъявляется страница, заполненная какими-нибудь знаками,
расположенными случайно. Это могут быть цифры, буквы, геометрические фигуры, рисунки-миниатюры.
Задача испытуемого находить определенный знак и как-нибудь его выделить - подчеркнуть, вычеркнуть, отметить. Какой именно знак и что необходимо сделать задается в инструкции.
Для проведения необходим секундомер, ручка или карандаш и бланк. Если бланк отсутствует, можно использовать любой текст – газету, книгу – проведенный таким способом тест также может быть вполне информативен. Однако, для того, чтобы можно было бы сопоставлять полученные результаты и существующими нормами, целесообразно использовать стандартные бланки.
Слайд 5Задание 3
Методика Лиепинь
Предлагается бланк с изображением знакомых предметов двух видов
(дом, листик), расположенных по восемь в каждом ряду.
Для оценки устойчивости
внимания дается задание зачеркнуть все дома.
Для оценки распределения и переключения внимания надо вычеркнуть дома красным карандашом, а листики – синим.
Слайд 7Задание 4
«Заучивание 10 слов»
Никакого специального оборудования не требуется. Однако в
большей мере, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате
проводить нецелесообразно. Перед началом родитель должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи.
Первое объяснение. "Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнил. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?"
Слайд 9Задание 5
Методика Д. Векслера
Ребенку предлагается 4 рисунка:
На каждую из картинок
ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их
должен воспроизвести на чистом листе бумаги.
Слайд 10Результаты:
1. Две перекрещенные линии и два флажка — 1
балл;
правильно расположенные флажки — 1 балл;
правильный угол пересечения линий —
1 балл;
максимальная оценка этого задания — 3 балла.
2. Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;
четыре маленьких квадрата в большом .— 1 балл;
две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;
четыре точки в квадратах — 1 балл;
точность в пропорциях — 1 балл;
максимальная оценка этого задания — 5 баллов.
3. Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;
все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;
маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.) Максимальная оценка — 3 балла.
4. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл;
центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;
фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла — 1 балл.
Слайд 11Максимальная оценка — 3 балла.
Максимальный результат — 14 баллов.
о хорошей
зрительной памяти свидетельствует результат — 10 и выше баллов,
о средней
– 9 – 6 баллов
о низкой – 5 – 0 баллов.
Слайд 13Задание 6
Методика «Запомни и расставь точки»
Лист с точками предварительно разрезается
на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким
образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом ребенок получает следующую инструкцию:
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки , и отметить их в пустой карточке.
Слайд 16Оценка результатов
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок
смог правильно воспроизвести на любой из карточек
Матрицы к заданию
«Запомни и расставь точки».
10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.
8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.
6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.
4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.
Результат:
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
6-7 баллов — средний.
4-5 баллов — низкий.
0-3 балла — очень низкий.
Слайд 17Задание 7
Физкультминутка
Физкультминутка «Большой — маленький».
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я
вырасту большим,
До лампы дотянусь.
(Дети выполняют движения по тексту стихотворения.)
Слайд 18Задание 8
Физкультминутка «По ровненькой дорожке».
По ровненькой дорожке, (Дети идут шагом,)
По ровненькой
дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам, (прыгают на двух
ногах,)
По камешкам, по камешкам...
В яму — бух! (приседают на корточки)