Слайд 1
«Развитие воспитательного потенциала современной семьи: методологические подходы, принципы, содержание»
Метлякова Любовь
Анатольевна,
к.п.н., доцент
Слайд 2Российская Федерация
Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Закон «Об образовании», «Национальная
стратегия действий в интересах детей» и др.
Стратегия воспитания до 2025
года
Пермский край
«Реабилитация семей и детей, находящихся в социально опасном положении (Вторичная профилактика СОП)», «Семья и дети ПК», Закон ПК «О Программе социально-экономического развития ПК на 2012-2016 годы» и др.
Уровень учреждения
Модель «Поддержки семейного воспитания детей в учреждении», программа «Компетентный родитель» и др.
Слайд 3Национальная стратегия действий в интересах детей до 2017 г
Технологии
помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка
и реализуемые при поддержке государства.
Меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей
Разработка и принятие программы, пропагандирующей ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства.
Слайд 4Стратегия воспитания в РФ до 2025 года
развитие на основе
признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и
сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.
Слайд 5Самоустранение родителей от процесса воспитания
Слайд 7Традиционные подходы к работе с семьей в педагогической практике:
1) «Воспитание
родителей»
2)«Социологический подход»
Слайд 8«Воспитание родителей» - помощь родителям в виде систематической программы обучения
+ возможность взаимодействовать с большим количеством родителей;
+ охват широкого
круга воспитательных проблем;
+ наличие большого количества теоретических и практических разработок в этой области.
Слайд 9«Воспитание родителей»
(отрицательные стороны)
- отсутствие индивидуального подхода к семье, родителям;
односторонняя направленность деятельности (от школы к родителям);
ориентация на условного
родителя и ребенка;
постановка родителя в позицию объекта.
Слайд 10Социологический подход - восприятие семьи, как части организованной среды.
+
индивидуальная работа с ребенком, учитывающая особенности семьи и позволяющий создать
оптимальные условия для воспитания ребенка в школе;
- Но при этом невключенность родителей в воспитание ребенка в школе и сохранение негативно влияющих факторов семейного воспитания
Слайд 11Современный подход –
Развивающий!!
создание условий для актуализации воспитательного потенциала семьи,
что позволит семье самостоятельно и эффективно разрешать существующие в семейном
воспитании проблемы.
Слайд 12Развивающий подход
Роль ОУ: создание новых условий для актуализации и развития
воспитательного потенциала семьи, что позволит членам семьи (взрослым, детям) самостоятельно
и эффективно разрешать существующие в семейном воспитании проблемы
Образование родителей и детей должно носить опережающий характер, стимулируя субъектов задуматься о возможных последствиях своих поступков раньше, чем эти последствия станут реальностью.
Слайд 13Позиции Развивающего подхода:
Наличие в семье некого скрытого ВПС, который при
определенных условиях может изменить ситуацию в семье
Слайд 14Воспитательный потенциал семьи
совокупность реальных и потенциальных возможностей социально-педагогической самоорганизации семьи,
позволяющих целенаправленно удовлетворять потребности членов семьи в личностном саморазвитии и
самореализации
Слайд 15Воспитательный потенциал семьи
это наиболее продуктивное понятие, позволяющее достаточно полно,
целостно рассмотреть не только реальные, проявившиеся уже возможности семейного воспитания,
но и увидеть их потенциальные стремления с опорой на индивидуальные особенности конкретной семьи.
Слайд 17Структура
воспитательного потенциала семьи
Слайд 18Развитие воспитательного потенциала семьи
Слайд 19Идеи подхода:
Семьи группа «НОРМА»
Укрепление и развитие ВПС
Слайд 20Идеи подхода:
Семьи группы «СОП»
Восстановление ВПС
Процесс развития ВПС более сложный
Слайд 22Образовательное учреждение - профессионально способный координационный центр системы педагогической поддержки
семьи как институт социализации подрастающего поколения
Слайд 23Системный подход
Традиционный взгляд:
Развитие воспитательного потенциала семьи
=
Формирование педагогической культуры
родителей
Слайд 24Системный подход
Развитие воспитательного потенциала семьи
=
Развитие педагогической компетентности
родителей
+
Формирование у учащихся ценностного отношения к семье, воспитание
ответственного семьянина
Слайд 25Развивающий подход
+ направленность на улучшение положения ребенка в семье;
+ активная
позиция родителей при взаимодействии со школой;
+ создание условий для
самовоспитания и саморазвития родителей;
+ субъект-субъектные отношения между школой и семьей;
+ устойчивость полученных позитивных изменений в семейном воспитании и во взаимодействии со школой.
Слайд 26Развивающий подход
данный подход является наиболее редким в практике. Причины:
высокая трудоемкость организации и реализации развивающего подхода в практике,
отсутствие методического сопровождения,
неподготовленность педагогических кадров к реализации взаимодействия школы и семьи в рамках данного подхода.
Слайд 27Закономерности и принципы развития ВПС
Слайд 28Технология интеграции формального и неформального образования детей и взрослых как
фактора поддержки семейного воспитания
Слайд 29Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых в ОУ
Слайд 31Принципы:
Педагогической интеграции
Учета современных родителей
Научности и практикоориентированности содержания взаимодействия
Слайд 32Технология социального партнерства образовательного учреждения и семьи
Технология «встречных усилий» субъектов
взаимодействия
Технология неформального образования родителей
Технология воспитания будущего семьянина
Технология социально-педагогической самоорганизации семьи
Технология
педагогического консультирования семьи
Технологии модерации внутрисемейного взаимодействия
Дистанционные технологии консультирования и поддержки семьи
Технология тьютерского сопровождения семьи
Слайд 34Критериально-уровневая модель оценки развития воспитательного потенциала семьи