Слайд 1Развивающие системы обучения
Слайд 2Основная образовательная программа начального общего образования по системе Л. В.
Занкова
Методологическая основа – фундаментальное психолого-педагогическое исследование проблемы обучения и развития.
Л.
В. Занков создал и проверил опытно-экспериментальным путём дидактическую систему, эффективную для развития детей младшего школьного возраста и построенную на основе взаимосвязи обучения и развития.
Слайд 3Показатели развития анализирующего наблюдения:
число деталей, выделенных в объекте;
количество признаков,
которыми характеризуется этот объект;
степень обобщенности наблюдения;
повышение активности, планомерности
и разносторонности наблюдения;
увеличение длительности наблюдения без отвлечения внимания.
Слайд 4Качественная характеристика обобщающего мышления учитывала такие показатели, которые были отражены
в умениях:
рассматривать объект с двух и более точек зрения (цвета,
формы, величины и т.д.);
давать словесный отчет о признаках, позволяющих ориентироваться при ответе;
реагировать на поправки.
Слайд 5Новообразования в развитии практических действий характеризовались:
повышением уровня их выполнения и
умения планировать эти действия;
характером изготовления детьми модели и её
отличием от образца;
изменением соотношения между планом действий и словесным отчетом о них, между планирующим и исполнительным этапами;
особенностями планирования и самоконтроля.
Слайд 6Принципы обучения:
обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
ведущая роль теоретических знаний;
быстрый темп изучения материала;
осознание школьниками
процесса учения;
необходимость систематической работы над развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.
Слайд 7Дидактическая система Л. В. Занкова в современной начальной школе
В основу
построения четырехлетнего обучения была положена идея возможно большей её эффективности
для общего развития школьника по сравнению с трехлетним обучением, причем с учетом более младшего, чем прежде, возраста детей.
Содержание четырехлетнего образования отличается интегративным подходом: введены интегративный курс обучения чтению и изучения русского языка (1 класс), интегративный курс изучения естествознания, географии и истории географических открытий «Мы и окружающий мир» (1 – 4 классы); в 1 – 4 классах изучается литературное чтение.
Слайд 8Основная образовательная программа начального общего образования по системе Эльконина -
Давыдова
Методологическая основа системы – развитие чувственного эмпирического мышления, которое препятствует
полноценному усвоению детьми теоретического содержания знаний, большинство учеников усваивают теоретические знания в результате заучивания.
Слайд 9Особенности мыслительных действий школьников, обучающихся по системе Эльконина-Давыдова
Мыслительные действия имеют
две основные формы:
1) Эмпирико-рассудочную;
2)Теоретико-содержательную, для которой характерно то, что она
связана с отражением существенных отношений и связей объектов и явлений окружающего мира.
Развитие именно этой формы мышления стало стержнем процесса обучения в дидактической системе Эльконина-Давыдова.
Слайд 10Особенности содержания образования, принятые в дидактической системе Эльконина-Давыдова
На основе изложенных
выше положений коллектив ученых и учителей под руководством Д.Б. Эльконина
и В.В. Давыдова разработал оригинальные учебно-методические пособия для начальных классов.
Содержание учебного предмета построено в соответствии с принципом восхождения мысли от абстрактного к конкретному.
Согласно теории развивающего обучения по системе Эльконина-Давыдова содержанием развивающего начального обучения являются теоретические знания, методом - организация совместной деятельности младших школьников, продуктом развития - главные психологические новообразования, присущие младшему школьному возрасту.
Слайд 11Принципы обучения:
1) Обучение на высоком уровне трудности;
2) Соблюдение теоретического
материала;
3) Обучение быстрым темпом;
4) Овладение знаниями носит осознанный
характер.
Слайд 12Дидактическая система Эльконина-Давыдова в современной начальной школе.
Дидактическая система Эльконина-Давыдова не
имеет такого большого количества сторонников из числа учителей, как дидактическая
система Л.В. Занкова.
Слайд 13Примеры положений для молодых и творческих учителей, независимо от того,
по какой дидактической системе они работают:
Передавать детям не столько знания,
сколько способы умственных действий;
Создавать условия для проявления познавательной активности учеников;
Побуждать детей к анализу своих собственных действий;
Организовывать коллективное обсуждение решаемой проблемы;
Оценивать работу каждого учащегося с точки зрения его субъективных возможностей;
Стремиться к развитию личности каждого ученика, пробуждать в нем познавательную потребность и желание самосовершенствования и др.
Слайд 14Учебники:
Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Русский язык: букварь, 1
класс;
Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. Русский язык;
Ломакович С.В., Тимченко
Л.И. Русский язык;
Матвеева Е.И. Литературное чтение;
Александрова Э.И. Математика;
Давыдова В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева Математика;
Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. Окружающий мир.