Слайд 1РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ —
Активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения
процесс передачи и приема сообщений
Слайд 2Обще́ние
сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми
(межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности
и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)
Слайд 3КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ
чуждая коммуникативная среда;
нарушение паритетности общения;
несоблюдение ритуальной коммуникации;
затруднения в
выборе и использовании языковых средств
Слайд 4КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ
Свойства устной и письменной речи (правильность, ясность, красота и др.), которые в совокупности свидетельствуют обидеальной (наилучшей)
приспособленности речи к процессу человеческого
общения.
Слайд 5КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ
правильность;
точность;
логичность;
чистота;
богатство;
выразительность, образность;
доступность, действенность;
уместность;
индивидуальный стиль общения
Слайд 6Система норм
обязательные-вариативные;
общеупотребительные - ограниченные сферой употребления;
нормы, связанные с уровнями языка:
-
фонетические (акцентологические,
орфоэпические);
-лексико-фразеологические;
грамматические;
синтаксические;
стилистические
Слайд 7
Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе
с тем с большим опытом. (Логичность)
Слайд 8
правильность и чистота речи связаны
с языком;
точность и логичность – с мышлением;
точность -с действительностью;
выразительность и образность – с сознанием;
доступность и действенность – с адресатом;
уместность речи – с ситуацией общения
Слайд 9«Культура речевого поведения».
Запреты на:
Тон
обидный
презрительный
пренебрежительный
крикливый
злой
сюсюкающий
Слайд 10Слова и выражения
грубые
оскорбляющие
насмешливые
Слайд 11Жесты, мимику
устрашающие
обидные
некрасивые
Слайд 12Голос
бубнящий
неразборчивый
заикающийся
сиплый
Слайд 13
Расставьте ударения.
Образец: звонит (неправ. звонит).
БЛОК I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Слайд 14БЛОК II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
В заданиях необходимо найти ошибки, допущенные при
образовании слов, и исправить их.
Образец: Малыши весь день игрались в
песочнице. – Малыши весь день играли в песочнице.
Примечания: ошибку и исправленный вариант нужно подчеркнуть
Слайд 15БЛОК III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
1. Образуйте формы именительного падежа множественного числа.
Образец: бухгалтер – бухгалтеры; выбор – выборы.
2. Образуйте формы
родительного падежа множественного числа.
Образец: цыгане – (кого?) цыган; гольфы – (чего?) гольфов; помидоры-помидоров.
Слайд 163. Определите род имен существительных и составьте словосочетания (прилагательное и
существительное).
Образец: мозоль, женский род – большая мозоль; жюри, средний
род – строгое жюри; вуз, мужской род – известный вуз; сладкоежка, общий род – маленький (маленькая) сладкоежка
Слайд 178. Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.
Образец: 1) На Гоголевской
улице живут двое английских девушек. – На Гоголевской улице живут
две английские девушки.
2) Подъезжая к станции, с него слетела шляпа. – Когда он подъезжал к станции, с него слетела шляпа.
3) В этом году мы отдыхали в Сочах. – В этом году мы отдыхали в Сочи.
Примечание: ошибку и исправленный вариант нужно подчеркнуть.
Слайд 18БЛОК IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
1. Объясните значение слов с разным ударением.
Образец:
трусить – бояться чего-либо, пасовать перед чем-либо;
трусить – бежать трусцой.
2. Укажите, какие из слов являются многозначными. Объясните их возможные значения.
Образец: Проповедь. 1.Религ. Речь религиозно-поучительного характера, которая произносится священником в церкви. 2.Перен. Речь, содержащая советы, указания, как себя вести; поучение, мораль, нотация.
Слайд 199. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.
Образец: Это
событие имело огромную роль в его жизни. – Это событие
играло огромную роль в его жизни. Или: Это событие имело огромное значение в его жизни.
Слайд 20БЛОК V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Образец: миролюбивый – книжная, публицистический; резолюция
– книжная, официально-деловой; крохобор – разговорная.
Слайд 212 типа речи
Книжный:
Научный;
Официально-деловой;
Художественный;
Публицистический
Разговорный:
-Разговорный
Слайд 22Блок VI. РИТОРИКА
В данном блоке необходимо создать текст (150 –
300 слов) аргументирующей устной публичной речи, используя предложенные тезисы.