Слайд 1Речевой этикет
Буловятова Наталья
УНИ-2
Слайд 2Этика речевого общения
Речевая этика – это
правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально –
культурных традициях.
Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания.
Слайд 3Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых
формул вежливого общения.
Речевой этикет имеет национальную специфику. В
российском обществе особую ценность представляют
тактичность
предупредительность
терпимость
доброжелательность
выдержанность
Слово - стрела,
выпустишь - не вернешь
Слайд 4Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать
собеседника,
избегать неуместных вопросов,
обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для
него
Предупредительность заключается в умении предвидеть
возможные вопросы и пожелания
собеседника, готовность подробно проинформировать его
по всем существенным для разговора темам.
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться
к возможным расхождениям во мнениях,
избегать резкой критики взглядов собеседника.
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику,
так и во всем построении разговора:
в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.
Слайд 5 Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности
– находит своё выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием,
на всем протяжении разговора.
Слайд 6Составляющие акта общения
начальные формулы общения
основная часть
формулы, используемые
в
конце общения
Формулы
представления,
официального и
неофициального
приветствия
Формулы
прощания
Формулы
пожелания,
приглашения,
поздравления,
просьбы,
совета,
рекомендации,
отказа
Слайд 7Формулы представления
- Разрешите с вами познакомиться.
- Давайте познакомимся.
-
Будем знакомы.
- Я хотел бы с вами познакомиться.
Слайд 8При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость
представиться:
- Моя фамилия Сергеев.
- Позвольте (разрешите) представиться.
-
Меня зовут Валерий Павлович.
Слайд 9Представление
- Супругов представляют вместе: фамилию, имя жены, имя мужа.
- По
всем правилам представлять надо: младших старшим; подчиненного начальству; мальчика девочке;
приятеля или подругу (не зависимо от возврата) родителям.
- Если кого-то знакомят с мужчиной, то мужчина должен встать, а вот женщина может сидеть, за исключением случая, когда ей представляют старшую по возрасту женщину.
- Представляя кого-либо, следует не только назвать его фамилию, но и кратко охарактеризовать.
- Если знакомим двух людей одного возраста, то сначала называем того, кто нам ближе (родственника).
Слайд 10формулы приветствия
- Здравствуйте!
- Добрый день!
- Привет!
-
Здравствуй!
Слайд 11
Здороваемся
- В помещении здоровается первым тот, кто входит.
-
Проходящий мимо здоровается первым независимо от возраста, когда кого-либо обгоняет.
-
Если увидели в окне или на балконе знакомого надо поздороваться легким поклоном, а не кричать на всю улицу.
Слайд 12- Когда обращаетесь с просьбой к незнакомым людям принято здороваться.
-
Здороваемся и прощаемся с соседями по столу в кафе или
ресторане, купе поезда (но не со всем плацкартным вагоном), у врача, в канцелярии, в ложе театра, в маленьком домашнем магазине.
- Мужчина здоровается с женщиной первым, даже если сам находится в обществе других женщин. Женщина здоровается первой с женщиной старше себя.
Слайд 13Приглашение
- Позвольте (разрешите) пригласить вас…
- Приходите на праздник
(юбилей, встречу).
- Будем рады видеть вас.
Поздравление:
- Разрешите
поздравить вас с…
- Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления…
- Горячо поздравляю…
Слайд 14Просьба
- Сделайте одолжение…
- Если вам не трудно (если
вас это не затруднит)…
- Будьте любезны…
- Не могу
ли попросить вас…
- Очень вас прошу…
Советы и предложения
- Разрешите порекомендовать вам…
- Позвольте обратить ваше внимание на…
- Я бы предложил вам…
Слайд 15Формулировка отказа
- (Я) не могу (не в силах, не
в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).
- В настоящее время
это (сделать) невозможно.
- Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой.
- Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу.
- Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).
Слайд 16Формулы прощания
- До завтра.
- До вечера.
- До свидания.
Слайд 17Уважительное отношение к участникам разговора
В традициях русского речевого этикета
запрещается о присутствующих говорить в третьем лице (он, она, они),
таким образом, все присутствующие оказываются в одном «наблюдаемом» дейктическом пространстве речевой ситуации « Я – Ты (Вы) – Здесь – Сейчас».
Слайд 18Перебивание. Встречные реплики
Вежливое поведение в
речевом общении предписывает выслушивать реплики собеседника до конца.
Однако высокая степень эмоциональности участников общения, демонстрация своей солидарности, согласия, введение своих оценок «по ходу» речи партнёра – рядовое явление диалогов и полилогов праздноречевых жанров, рассказов и историй – воспоминаний.
По наблюдения исследователей, перебивы характерны для мужчин.
Кроме того, перебивание встречаются при потере коммуникативной заинтересованности.
Слайд 19ВЫ – общение
В русском языке
широко распространено Вы – общение в неофициальной речи. Поверхностное знакомство
в одних случаях и неблизкие длительные отношения старых знакомых в других показываются употреблением вежливого «Вы». Кроме того, Вы – общение свидетельствует об уважении участников диалога; так, Вы – общение характерно для давних подруг, питающие друг к другу глубокие чувства уважения и преданности. Чаще Вы – общение при длительном знакомстве или дружеских отношениях наблюдается среди женщин.
Слайд 20Ты - общение
Мужчины разных социальных
слоёв чаще склоны к Ты – общению. Среди необразованных и
малокультурных мужчин Ты – общение считается единственно приемлемой формой социального взаимодействия.
При установившихся отношениях Вы – общения ими предпринимаются попытки намеренного снижения социальной самооценки адресата и навязывания Ты – общения. Это является деструктивным элементом речевого общения, уничтожающим коммуникативный контакт.
Обращение на “Вы” свидетельствует о большей вежливости:
К незнакомому, малознакомому
адресату
В официальной обстановке общения
При подчеркнуто вежливом , сдержанном отношении к адресату
К равному и старшему (по возрасту, положению) адресату
ТЫ
Обращение на “Ты” свидетельствует о меньшей вежливости:
К хорошо знакомому адресату
В неофициальной обстановке общения
При дружеском, фамильярном,интимном отношении к адресату
К равному и младшему (по возрасту, положению) адресату
Слайд 22 Принято считать, что
Ты – общение всегда является проявлением душевного согласия и духовной
близости и что переход на Ты – общение является попыткой интимизации отношений.
Паритетные отношения как главная составляющая общения не отменяют возможности выбора Вы – общения и Ты – общения в зависимости от нюансов социальных ролей и психологических дистанций.
Один и те же участники общения в разных ситуациях могут употреблять местоимение «вы» и «ты» в неофициальной обстановке. Это может свидетельствовать об отчуждении, о желании ввести в речевую ситуацию элементы ритуального обращения.
Слайд 23 Таким образом, речевой этикет позволяет
устанавливать нужный контакт с собеседником в определённой тональности, в различной
обстановке общения, отражать разный характер взаимоотношений общающихся и т. п.