Слайд 1РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ
Система и особенности различных типов региональных рынков
Слайд 2Содержание темы
1.Система региональных рынков и ее состав
2. Региональный рынок
средств производства
3. Региональный финансовый рынок
4.Региональный рынок недвижимости
5.Региональный информационный
рынок.
Слайд 3Система региональных рынков,
ее состав
Система региональных рынков - это совокупность
рынков различного типа, связанных между собой главной целью - обеспечением
эффективного развития региональной экономики
Социально-экономические условия развития экономики региона:
- формирование конкурентной среды,
-действенный антимонопольный механизм;
-наличие развитой финансово-кредитной системы;
-благоприятная кредитная и налоговая политика;
-цивилизованные формы взаимоотношений хозяйствующих субъектов;
- развитие межрегиональных и международных экономических связей;
-механизм государственного регулирования.
Слайд 4Классификация региональных рынков
воспроизводственный
пространственный
материально-вещественный
субъектный
экономико-правовой
объектный
Воспроизводственный подход:
рынки,
связанные с обеспечением потребностей населения региона (рынки потребительских товаров и
услуг);
рынки, связанные с формированием материально-вещественных потоков и обеспечением воспроизводства орудий и предметов труда (рынки средств производства, капиталов и подрядных работ);
рынки, связанные с формированием трудовых, финансово-кредитных и информационных ресурсов (рынок труда, финансовый рынок, рынок информации).
Слайд 5
Классификация по объектам купли-продажи:
• региональный потребительский рынок;
• региональный рынок средств
производства;
• региональный финансовый рынок;
• региональный рынок труда;
• региональный рынок недвижимости;
•
региональный рынок информации.
Слайд 6По пространственному признаку:
локальные (на уровне города, района),
региональные (областные),
зональные
(межрегиональные)
По материально-вещественному признаку:
материальных благ (товаров потребительского и производственного назначения)
нематериальных
благ (потребительских и производственных услуг, финансово-кредитных ресурсов, информации, культурных ценностей и др.).
Слайд 7По субъектам региональных рынков:
Региональные рынки потребителей
Региональные рынки производителей
Региональные
рынки промежуточных продавцов
По экономико-правовому признаку:
Легальные рынки
Нелегальные рынки
Полулегальные рынки
Слайд 8Рынки средств производства
Группы товарных рынков средств производства:
• рынки топливно-энергетических ресурсов;
•
рынки черных и цветных металлов;
• рынки леса и лесопродукции;
• рынки
стройматериалов;
• рынки машиностроительной продукции;
• рынок сельскохозяйственных машин;
• рынок продукции лесного и деревообрабатывающего машиностроения и т.п.
Слайд 9Рынки топливно-энергетических ресурсов
Особенности региональных рынков нефти:
- огромная важность этого продукта;
-неравномерность
размещения запасов нефти.
Основные развитые нефтедобывающие регионы: Волго-Уральский и Каспийский регионы,
Западная Сибирь (70%).
Биржи, торгующие нефтью и газом на региональных и внешних рынках: Московская товарная биржа, Московская нефтяная биржа, Российская товарно-сырьевая биржа, Тюменская товарно-фондовая биржа, Сургутская товарно-сырьевая биржа, Нижневартовская нефтяная биржа.
Россия экспортирует около 20 % всей произведенной нефти. Основную массу нефтяного экспорта (70 %) составляет сырая нефть.
Слайд 10Рынки топливно-энергетических ресурсов
Особенности развития региональных рынков газа:
-создание новых газотранспортных
систем для газоснабжения регионов на Северо-Западе, юге Западной Сибири;
-
газовые рынки европейских стран в основном контролирует государство, что не создает предпосылок для развития свободного рыночного механизма в этой отрасли.
Рынки природного газа преимущественно расположены в Сибири (Тюменское, Уренгойское, Ямбургское и Ямальское), а также в европейской части России, в Средней Азии и на Сахалине. Разведанные запасы газа в России составляют 20 % от мировых.
В общей структуре потребления газа на промышленность приходится примерно 40 %, а на домашние хозяйства и непроизводственную сферу - только 13 %.
В структуре потребления газа растет доля ТЭК, черной металлургии, химической и нефтехимической промышленности.
Слайд 12Рынки топливно-энергетических ресурсов
Рынок угля. Общая обеспеченность СНГ запасами угольных ресурсов
- свыше 300 млрд. т. (каменного угля - 55 %,
бурого угля - 45 %).
Основные районы угледобычи:
– западная (Московский, Печорский и Донецкий бассейны)
– азиатская (Кузбасс, Экибастузский, Канско-Ачинский, Карагандинский и Южно-Якутский каменноугольный бассейны).
В структуре потребления угля на электростанции приходится 40 %, металлургию – 20-25 %, строительство и сельское хозяйство – 10 %, жилищно-коммунальный сектор – 20 %.
Слайд 13Рынки топливно-энергетических ресурсов
Факторы, влияющие на формирование рынков электро- и теплоэнергии:
размещение
топливно-энергетических ресурсов и их использование;
технический прогресс в производстве и передаче
электроэнергии;
размещение потребителей электроэнергии.
В целях обеспечения единого экономического пространства для производства и распределения электроэнергии издан Указ Президента РФ о создании федерального оптового рынка электроэнергии. Субъекты этого рынка - РАО «ЕЭС России», Центральное диспетчерское управление ЕЭС России, концерн Росэнергоатом, акционерные общества энергетики и электрификации.
Слайд 14Рынки топливно-энергетического ресурса
Слайд 16Рынок машиностроительной продукции
Особенность региональных рынков черных металлов: основными субъектами выступают
предприятия-монополисты. Металлургическая промышленность представлена крупными комбинатами с полным циклом производства
- крупными корпорациями. Они включают в себя горнодобывающие и обогатительные предприятия, угольные шахты и разрезы, заводы огнеупорных материалов и др.
Анализ региональной структуры предложения на товарных рынках машиностроительной продукции СНГ показывает, что 60 % предложения на рынке формирует Россия, доля Украины и Беларуси – составляет 25 %, Казахстан и Молдова – 10 % товарного предложения.
Слайд 17 Секторы машиностроительной продукции:
тяжелого энергетического и транспортного машиностроения (металлургическое, горно-шахтное оборудование,
тепловозы и др.);
электротехнической промышленности (турбогенераторы, электрические машины, низковольтная и высоковольтная
аппаратура, электродвигатели и др.);
станкостроительная продукция (металлообрабатывающие станки, кузнечно-прессовое оборудование, конвейерные линии и др.);
приборостроения (электронная и вычислительная техника, измерительные приборы, оргтехника и др.);
нефтехимического машиностроения (машины для бурения, очистки и переработки нефти, полимерное оборудование и др.);
сельскохозяйственные машины (тракторы, комбайны, системы сельхозмашин и др.).
Слайд 18Региональный финансовый рынок
Региональный финансовый рынок представляет собой относительно обособленную сферу
отношений по поводу купли, продажи, размещения финансово-кредитных ресурсов, обеспечивающих их
воспроизводство в регионе и регулирование потоков этих ресурсов в соответствии с изменением спроса и предложения.
Классификация:
1. По принципу обслуживания движения основного и оборотного капитала:
-региональный рынок краткосрочных кредитов (денежный рынок)
- региональный рынок среднесрочных и долгосрочных кредитов (рынок капиталов).
2. По принципу оформления отношений субъектов регионального финансового рынка
-рынок банковских кредитов
- рынок ценных бумаг: (рынки государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг).
3. По принципу возвратности финансово-кредитных ресурсов
- рынок возвратных ресурсов (кредиты, облигации, векселя, закладные)
- рынок невозвратных ресурсов (акции, паевые вклады).
Слайд 20Источники формирования кредитных ресурсов в регионе:
средства федерального и регионального бюджетов;
средства предприятий и организаций различных форм собственности;
средства финансово-кредитных учреждений;
денежные
сбережения населения;
иностранный капитал.
Слайд 21Рынок ценных бумаг
Секторы регионального рынка ценных бумаг:
государственные ценные бумаги
(государственные
краткосрочные облигации, облигации внутреннего государственного валютного займа, казначейские обязательства).
акции приватизированных
предприятий
(акции общероссийских компаний нефтегазовой промышленности, электроэнергетики, связи, горнодобывающей и металлургической промышленности, морского транспорта, промышленности стройматериалов, региональных телекоммуникационных систем, автомобилестроения).
акции банков;
муниципальные облигации
(муниципальные облигаций на финансирование дефицита бюджета, строительства жилья, других социальных объектов).
корпоративные облигации.
Слайд 22коммерческие банки
Принцип распределения коммерческих банков «центр-периферия»:
45,5% – сосредоточены в
Центральном экономическом районе, Северо-Кавказский район – 12,6%, на остальные районы
приходится от 1,3 до 7,7 %.
Тенденции развития коммерческих банков концентрация банковского капитала, сопровождающаяся поглощением мелких и средних региональных банков крупными московскими банками.
Слайд 23Группы коммерческих банков, действующие на региональных финансовых рынках:
банки межрегионального значения;
коммерческие
банки;
региональные отделения и филиалы центральных московских банков.
Классификация коммерческих банков:
по форме
собственности:
а) акционерные
б) банки, образованные на паевых началах;
по целям и субъектам обслуживания:
а) универсальные региональные банки,
б) отраслевые инновационные банки для обслуживания межотраслевых объединений,
в) банки для обслуживания общественных организаций и региональных органов управления.
Слайд 24 региональный рынок страховых услуг
Виды страховых организаций, действующих на региональных
рынках страховых услуг:
страховые компании, непосредственно заключающие договора страхования;
перестраховочные фирмы, за
соответствующее вознаграждение принимают на себя часть крупных рисков;
посредники между страховщиками и страхователями;
различные объединения страховщиков.
Слайд 25Региональный рынок недвижимости
Региональный рынок недвижимости представляет собой систему экономических отношений
субъектов региональной экономики, обеспечивающих перераспределение земель, производственных и непроизводственных зданий,
сооружений и других объектов недвижимое между собственниками.
Структура рынка недвижимости:
1) рынок земли
2) рынок жилья
3) рынок нежилых помещений
Слайд 26Объекты рынка недвижимости являются земельные участки, производственные здания и сооружения,
объекты незавершенного строительства и все, что обладает:
– физической недвижимостью и
физической связью с землей;
– экономическими свойствами основных производственных фондов по характеру оборота и переносу стоимости на готовый продукт.
Субъекты рынка недвижимости – продавцы, покупатели, посредники-предприятия и организации различных форм собственности и население.
Слайд 27Органы регулирования рынка недвижимости
Минимущество России;
Органы градостроительства и архитектуры,
проектные бюро, топографические организации, иные субъекты, имеющие государственные лицензии на
проведение соответствующих работ;
Службы регистрации права на недвижимость, бюро технической инвентаризации, управления государственного земельного кадастра и др.
Слайд 28Перспективные направления рынка недвижимости
совершенствование государственного регулирования деятельности торгово-посреднических структур;
дифференцированный подход
к организации оборота земли в городах и сельской местности с
учетом многообразия форм собственности и развития процессов приватизации;
формирование рынка аренды недвижимости;
поддержку ипотечного кредитования;
страхование деятельности участников рынка недвижимости.
Слайд 29Проблемы рынка недвижимости
Общая численность нуждающихся в жилье регионах России оценивается
примерно в 30 млн. чел., среди них население, проживающее в
перенаселенных отдельных квартирах, в общежитиях, в коммунальных квартирах, снимающие временное жилье у других граждан.
В отдельных квартирах проживает около 55 % населения, в индивидуальных домах – 35 %, в коммунальных квартирах – 4 %, в части индивидуального дома – 3 %, в общежитии – 3 %.
По экспертным оценкам емкости рынка жилья в регионах в структуре общего спроса особенно высока доля спроса на расширение жилья в городах – 30-35 %, доля спроса на строительство индивидуальных домов – 20-25 %, доля спроса на приобретение новых квартир – 15-20 %.
Слайд 30Региональный информационный рынок
Региональный информационный рынок – находящийся в стадии своего
формирования сегмент регионального рынка, активно взаимодействующий со всеми другими его
структурами посредством актов купли-продажи информационных ресурсов.
Субъектами регионального информационного рынка являются участники всех региональных рынков, нуждающихся в достоверной информации о рыночной конъюнктуре, системе и динамике цен, характере конкурентной борьбы и конкурентах, а также различные специализированные институты по сбору и обработке рыночной информации, способные оперативно ее предоставить заказчикам-пользователям в удобной товарной форме (маркетинговые центры, рекламные агентства, ярмарки и выставки, региональные структуры Госкомстата России и др.).
Слайд 31Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) – это система экономических, правовых
и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой
основе.
В качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных.
Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Слайд 32Сегменты информационного рынка
рынок общей статистической информации, разрабатываемой и предоставляемой в
товарной форме таким ее потребителям, как органы государственной власти региона,
и всем администрациям органов местного самоуправления, а также юридическим и физическим лицам в соответствии с их запросами;
рынок рекламной продукции, включающий информацию о товарах в различных формах, поставляемую через радио, печать, телевидение.
консалтинговые и маркетинговые фирмы, оптовые ярмарки и выставки, которые имеют дело с информацией и на ее основе производят новый продукт, характеризующий состояние товарных рынков, промышленных и торговых партнеров, прогнозные оценки регионального спроса и предложения.
Слайд 33Сектора информационного рынка
http://libraryno.ru/1-2-3-rynok-informacionnyh-produktov-i-uslug-2015_informatika/
Слайд 34 1-й сектор – деловая информация – состоит из следующих частей:
биржевой и финансовой информации –
котировок ценных бумаг, валютных курсов, учетных ставок, рынка товаров и
капиталов, инвестиций, цен.
Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;
статистической информации – рядов динамики, прогнозных моделей и оценок по экономической, социальной, демографической областям.
Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;
коммерческой информации по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса.
Поставщиками являются специальные информационные службы.
Слайд 352-й сектор – информация для специалистов – состоит из следующих
частей:
профессиональную информацию – специальные данные и информацию для юристов, врачей,
фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т. д.;
научно-техническую информацию – документальную, библиографическую, реферативную, справочную информацию в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
доступ к первоисточникам – организацию доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.
Слайд 36 3-й сектор – потребительская информация – состоит из следующих частей:
новостей и литературы – информации
служб новостей и агентств прессы, электронных журналов, справочников, энциклопедий;
потребительской информации –
расписаний транспорта, резервирования билетов и мест в гостиницах, заказа товаров и услуг, банковских операций и т. п.;
развлекательная информация – игры, телетекст, видеотекст.
Слайд 374-й сектор – услуги образования – включает в себя
все формы и ступени
образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку.
Информационная продукция представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.
Слайд 385-й сектор – обеспечивающие информационные системы и средства – состоит из следующих частей:
программных
продуктов – программных комплексов с разной ориентацией : системного программного обеспечение,
программы общей ориентации, прикладное программное обеспечения;
технических средств – компьютеров, телекоммуникационного оборудования, оргтехники, сопутствующих материалов и комплектующих;
разработки и сопровождения информационных систем и технологий – обследования организации в целях выявления информационных потоков, разработки концептуальных информационных моделей, разработки структуры программного комплекса, создания и сопровождения баз данных;
консультирования по различным аспектам информационной индустрии – какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т. д.;
подготовки источников информации – создания баз данных по заданной теме, области, явлению и т. п.
Слайд 39
Перечень нормативных правовых актов
в сфере развития и использования информационных
и коммуникационных технологий
Федеральные законы РФ
«О персональных данных» Федеральный закон от
27 июля 2006 года № 152-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ
«Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» Федеральный закон от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ
Постановления Правительства РФ
Об утверждении Правил разработки, апробации, доработки и реализации типовых программно-технических решений в сфере региональной информатизации
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 947
О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям
Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2007 г. N 931
О государственной автоматизированной информационной системе "Управление"
Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2009 г. N 1088
Слайд 40 Распоряжения Правительства РФ
Об утверждении Типовой программы развития и использования информационных
и коммуникационных технологий субъекта Российской Федерации
Распоряжение Правительства РФ от 3
июля 2007 года № 871-р
Указы и распоряжения Президента РФ
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации
Утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. N Пр-1895
Стратегия развития информационного общества в России
Утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 года N Пр-212
Слайд 41 Все сегменты региональных рынков функционируют в едином территориальном информационном
пространстве, тесно взаимосвязаны между собой общими целями, экономическими ресурсами и
эквивалентно-возмездными формами экономических отношений, придавая процессу территориального воспроизводства целостный и специфический характер.
http://www.humanities.edu.ru/db/msg/42864