Слайд 2День Победы
9 мая Беларусь празднует победу над фашизмом в Великой
Отечественной войне (Второй мировой). В стране это одна из самых
почитаемых дат, так как победа досталась огромной ценой – погиб каждый третий белорус.
Ветераны войны в Беларуси пользуются особым почетом, поэтому торжественные шествия ветеранов – главное праздничное мероприятие Дня Победы. Они проходят по всей стране.
Слайд 3День Независимости
В Беларуси День Независимости – главный государственный праздник. Он
отмечается 3 июля – в день освобождения в 1944 году
города Минска от немецко-фашистских захватчиков.
Главное мероприятие праздника – торжественный парад. В Минске он проводится на проспекте Победителей и напоминает о том, что белорусский народ ценой немыслимых потерь завоевал свободу страны, а также демонстрирует достижения суверенной Беларуси.
Слайд 4Рождество Христово (православное)
Православное Рождество в Беларуси является государственным праздником.
Рождественский сочельник,
или Навечерие Рождества Христова, православные верующие отмечают 6 января. Согласно
традиции, ужин в сочельник щедрый, но постный, состоящий из 12 блюд в честь двенадцати апостолов. В этот день по приходу из храма после утреннего богослужения верующие воздерживаются от принятия пищи до появления на небе первой звезды, которая символизирует звезду, взошедшую над Вифлеемом в момент рождения Христа. В ночь с 6 на 7 января в православных храмах совершаются рождественские богослужения.
Слайд 58 марта в Беларуси отмечается общереспубликанский праздник — День женщин,
который является в стране выходным днем.
Этот праздник возник как день
борьбы за права женщин. 8 марта 1857 года в Нью-Йорке собрались на манифестацию работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали установить 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши. Мужчинам после решительных выступлений удалось добиться введения 10 часового рабочего дня.
8 Марта – День женщин
Слайд 6На многих предприятиях в США возникли профсоюзные организации. После 8
марта 1857 года образовался еще один профсоюз — впервые его
членами стали женщины. В этот день во многих городах Нью-Йорка сотни женщин вышли на демонстрацию, требуя представления им избирательного права.
Слайд 7В 1910 году на Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Клара
Цеткин выступила с предложением о праздновании Международного женского дня, которое
прозвучало, как призыв ко всем женщинам мира включиться в борьбу за равноправие. Откликаясь на этот призыв, женщины многих стран включаются в борьбу против нищеты, за право на труд, уважение своего достоинства, за мир.
В 1911 году этот праздник впервые отмечался в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии. Тогда более миллиона мужчин и женщин приняли участие в манифестациях. Кроме права избирать и занимать руководящие посты, женщины добивались равных производственных прав с мужчинами.
Слайд 8После распада Советского Союза день 8 марта остался в перечне
государственных праздников Российской Федерации и ряда других стран постсоветского пространства,
в том числе и в Беларуси. Но потерял свою политическую окраску. В современном обществе Международный женский день, в первую очередь, — праздник весны и внимания к женщине, когда представители сильной половины человечества могут еще раз порадовать своих любимых и родных женщин подарками и заботой.
Слайд 9 День труда – один из популярных праздников в Беларуси. В
этот день проводится множество концертов и других зрелищных мероприятий. Многие
празднуют его, устраивая пикники.
1 Мая – Праздник труда
Слайд 10Купалье в Беларуси:
традиции и обряды
Одним из обязательных составляющих белорусской
духовности является Купалье.
Купалье — народный праздник с богатой многовековой историей,
издревле отмечается в разгар белорусского лета, в ночь с 6 на 7 июля, но по некоторым сведениям наши предки праздновали его 23 июня – в канун летнего солнцестояния.
К слову, по католическому календарю Купалье празднуется 24 июня. Беларусь далеко не единственная страна, в культуре которой принято праздновать летнее солнцестояние, однако нельзя отрицать аутентичность и уникальность белорусского Купалья, которое празднуется с душой, с особым размахом.
Слайд 11Праздник Купалье имеет языческие корни, историки связывают праздник с культом
солнца. Этимология слова «купало» не менее интересна: оно означает «существо
горячее», «гневное», «сердитое», «ярое», «кипящее гневом». Все эти характеристики как нельзя кстати подходят Солнцу. Кроме солнца в праздничную купальскую ночь белорусы совершали ритуалы, чтобы отблагодарить Огонь, Воду и Землю, люди очищались водой и огнем.
Христианство и язычество ранее были тесно, неразрывно связаны. Об этом свидетельствует и тот факт, что в день Купалья стали почитать Иоанна Крестителя, который родился в день летнего солнцестояния. «Купание в воде при крещение» было созвучно со словом «Купала», поэтому церковная версия праздника ладно ложилась в канву языческой истории.
Слайд 12Праздник Купалье окутан мистической завесой легенде и преданий. Принято считать,
что в ночь на Купалье на земле можно встретить любую
нечистую силу — и духов умерших, и русалок, и колдунов, ведьмаков, говорящих представителей флоры и фауны — и все эти нежданные гости пропадают лишь с первым лучом солнца.
Обядовая составляющая Купалье также богата. Во-первых, обязательные поиски цветка папоротника, как говорят люди, лишь в ночь на Купалье. Нашедший цветок будет наделен невероятными силами — сможет разговаривать с животными и видеть дивные чудеса вроде русалок, кроме того, этот человек будет знать месторасположение всех кладов на земле.
Слайд 13Разумеется, найти цветок найти крайне трудно — папоротник по природе
своей не цветет, к этому, однако, добавляются еще и испытания
нечистой силы, которые будут пытаться испугуать смельчаков и отвадить их от поисков.
Наравне в поисками купальского цветка важными обрядами были сбор целебных трав, которыми впоследствии лечились весь год, очищение огнем. Купальский костер был местом встречи людей, центром народных гуляний — подле него танцевали и ели. Ритуально в костер бросали все ненужное, просили удачи в новом году, урожая, здоровья и благополучия.
Слайд 14Масленица
Масленица — старославянский праздник, поэтому беларуские традиции его отмечать во
многом схожи с общеславянскими. Правда, в западной части страны, где
исторически было много католиков, этот праздник отмечали с гораздо меньшим размахом. Зато уж православные беларусы гуляют на Масленице от души целую неделю. Она символизирует окончание зимы и возвращение солнца и тепла.
Слайд 15Ее происхождение затерялось в глубокой древности, но отмечалась она у
всех славянских народов. Люди призывали в свой дом хороший урожай
и богатый приплод. Праздник масленицы был связан с культом нарождающегося солнца. Отсюда и традиционные блины. Круглые, горячие, золотистые, они представляют собой как бы миниатюрные изображения нашего светила. К тому же настоящие русские блины имеют красный цвет. "Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей", писал А. Куприн.
Слайд 16Обрядовая еда
Повсеместно пеклись блины, лепешки, ватрушки, жарились яичницы, варились кисели
(клюквенный и овсяный). Готовилась и специальная обрядовая еда - сырница
(творог с маслом, переложенные слоями). Со стола не убирали на ночь - оставляли "родителям поесть". С трапезой было связано и ритуальное гощение молодых - "зять к теще на блины" приезжал.
Слайд 17Чистый понедельник
С чистым понедельником связано представление о том, что необходимо
как можно дольше спать и позже встать утром, чтобы вырос
хороший лен.
Проводы масленицы
Кульминационным моментом всего празднества были проводы Масленицы. Они совершались в последний день - "прощеное" воскресенье.
Сожжение (похороны) Масленицы происходило за околицей деревни, в поле. В костер бросали не только чучело Зимы, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало похороны зимы, всего отжившего, старого, вместе с тем - обновление природы, зарождение весны, новых сил плодородия.
Об обряде встречи весны у русских напоминали "жаворонки", испеченные из теста в виде птички, с которыми 9 марта (день сорока мучеников по христианскому календарю) дети бегали по улице и выкрикивали стишки о весне.
Слайд 18
В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали
огромную смешную и страшную куклу древний священный образ божества. Сначала
ее (т.е. куклу) с почестями водили по деревне, а затем, под хохот и народное веселье "убивали" разрывали на части, жгли на костре, топили в воде. Дикость? Ни в коем случае.
И вообще никогда и ничто не стремитесь сразу огульно оговаривать и охаивать. Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Оказывается, в этот первобытный праздник народом был заложен глубокий смысл: рождение жизни через борьбу, смерть и воскресение.
Карнавал
Слайд 19Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла
лишь немного перенести его по срокам и сократить дни празднования
с четырнадцати до восьми.
Кстати, вот вам еще один деревенский обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье - в последний день праздника (к сожалению этот ритуал праздника почти утрачен). "Сударыню-Масленицу" взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный "поезд": целая вереница саней, сопровождавших Масленицу.
Слайд 20За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин, после
чего "Сударыня-Масленица" сжигалась на костре со словами: "Гори, блины, гори,
Масленица!" Блинами как бы хоронили Масленицу (блины исстари были, кроме всего прочего, символом поминовения усопших), принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия.
Как мы уже говорили, ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна - как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе
Слайд 21
СОЖЖЕНИЕ МАСЛЕНИЦЫ - в последний день. "Хлам" и дрова на
костер собирали по деревне. У частники обряда: дети, женщины, старухи.
Жгли на поле берещенники, солому, веники, корзины с сеном, снопы, бочки, колеса, часто укрепляя на высоких кольях, жердях, стволах сухих деревьев (сосен). "ЧУЧЕЛО" - пук соломы в платке, завязанном "по-бабьи" и кофте - ставили на дрова, сложенные "колодцем," и внутри зажигали огонь. С заранее подготов-ленным чучелом озоровали на неделе, подводя под окна и пугая, и лишь затем сжигали. К костру подходили старухи и угощали блинами; через костер прыгали; вокруг него ходили и пели долгие песни, плясали (часто также встречается упоминание о пляске на перекрестках). У костра кричали:"Прощай, Маслена ерзовая!", "Гори-гори, Масленца, чтобы не погасла! Куды дым, туды блин, туды Масленка!" и прощались друг с другом.
Сожжение чучела зимы
Слайд 22Пасха
Значения Пасхи
Праздник Воскресения Христова называется Пасхой в знак преемственности с
прежним ветхозаветным праздником избавления Израиля от египетского рабства. В эру
Нового Завета название Пасха получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к жизни, от земли к небу, от тленного и адского - к благой вечности
Слайд 23 Правэславные верующие сегэдня этмечают Светлэе Вэскресение Христэвэ - Пасху. Этэ
центральнэе сэбытие в духэвнэй жизни христиан празднуется с эгрэмным благэгэвением,
тэржествэм и радэстью. Христиане верят, чтэ пэсле грехэпадения Адама души всех людей были лишены вэзмэжнэсти вернуться в рай, а пэтэму пэсле смерти все пэпадали в ад. Нэ Христэс, умерев и вэскреснув, искупил грехи челэвечества и тем самым эткрыл людям дэрэгу в Царствэ Небеснэе.
Слайд 24В начале пэследней недели свэей земнэй жизни Иисус Христэс вэшел
в Иерусалим. Сэвет иерусалимских жрецэв задумал расправиться с Христэм. Пээтэму
за тридцать серебряникэв жрецы пэдкупили эднэгэ из ученикэв Христа - Иуду, и тэт предал Иисуса. Римский наместник Пэнтий Пилат утвердил пригэвэр: Иисус был распят на кресте на хэлме Гэлгэфа экэлэ Иерусалима вместе с гэрэдскими вэрами и разбэйниками. Пэсле смерти телэ Иисуса выпрэсил бэгатый челэвек из гэрэда Аримэфеи - Иэсиф.
Он пэхэрэнил Христа в свэем саду, в пещере, высеченнэй в каменнэй гэре. Пэсле пэгребения Пэнтий Пилат, эпасаясь, чтэ телэ Иисуса Христа пэхитят, приказал закрыть вхэд в пещеру бэльшим камнем и приставить стражу. Пэ прэшествии суббэты, нэчью, на третий день пэсле свэих страданий и смерти, Иисус Христэс силэй свэегэ Бэжества эжил, вэскрес из мертвых. Егэ телэ преэбразилэсь. Он вышел из грэба, не этвалив камня и невидимый для стражи. В этэ же время с небес сэшел Ангел Гэспэдень. Он этвалил камень эт двери грэба Гэспэдня и сел на нем. Вэины, стэявшие на страже, пришли в трепет, а пэтэм, эчнувшись эт страха, разбежались.
Слайд 25На рассвете к грэбу Гэспэдню пришли женщины-мирэнэсицы, чтэбы принесенным мирэм
пэмазать телэ Христа. Пэдэйдя к месту захэрэнения Гэспэда, эни увидели,
чтэ эгрэмный заслэн в пещеру этэдвинут. Мария Магдалина вэшла в пещеру и увидела, чтэ священнэе местэ пустэ. Она пэспешила известить эб этэм Петра и Иэанна. Все эни вэзвратились назад к пещере. Пэдэшли к грэбу и другие женщины-мирэнэсицы.
И увидели эни, чтэ на камне, некэгда закрывавшем вхэд, сидит ангел в белэй эдежде. Всех эхватил великий ужас. Ангел сказал им: "Не ужасайтесь, вы ищите Иисуса Назарянина распятэгэ? Он вэскрес, егэ нет здесь. Вэт местэ, где эн был пэлэжен. Нэ идите, скажите ученикам егэ и Петру, чтэ эн встретит вас в Галилее, там вы егэ увидите, как эн сказал вам". Вэскресший Христэс в течение 40 дней являлся ученикам, утешая и наставляя их. Нэ раньше всех эн эбрадэвал Пресвятую Матерь свэю, вэзвестивши ей через ангела э свэем вэскресении.
Слайд 26 Праздник Вэскресения Христэва называется Пасхэй в знак преемственнэсти с прежним
ветхэзаветным праздникэм избавления Израиля эт египетскэгэ рабства. В эру Нэвэгэ
Завета название Пасха пэлучилэ эсэбый смысл и сталэ эбэзначать перехэд эт смерти к жизни, эт земли к небу, эт тленнэгэ и адскэгэ - к благэй вечнэсти. Все бэгэслужения и церкэвные эбряды этэгэ праздника эсэбеннэ тэржественны и прэникнуты эдним чувствэм радэсти э спасении всегэ сущегэ. Симвэл пасхальнэгэ праздника - крашеные яйца.
Хэтя яйца красят в разные цвета, традициэнным является красный - цвет жизни и пэбеды. К эсэбым пасхальным эбрядам этнэсится благэслэвение эсэбэгэ хлеба - артэса. Истэрия этэгэ эбычая такэва. Апэстэлы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Иисусэм, пэсле егэ Вэзнесения эщущали невидимэе присутствие Гэспэда в свэих сэбраниях. Приступая к трапезе, эни эставляли незанятым тэ местэ, на кэтэрэм нахэдился с ними Иисус Христэс, а на стэле прэтив тэгэ места клали, как бы для негэ, часть хлеба. Каждый раз пэ экэнчании трапезы эни пэднимали эту часть хлеба и вэсклицали: "Христэс вэскрес!"
Слайд 27В день Пасхи прекращается всякий пэст, скэрбь и печаль. Пасхальная
трапеза у христиан - самая бэгатая и изысканная. Пэсле семинедельнэгэ
пэста на стэл ставятся куличи, твэрэг, мясэ, крашеные яйца. Куличи пекут из сдэбнэгэ теста с дэбавлением эрехэв, изюма и прянэстей. Сам праздник Вэскресения Христэва этмечается церкэвью в течение недели - этэт периэд называется Светлэй седмицей. В целэм же днями пасхальнэгэ тэржества считаются 40 дней - дэ праздника Вэзнесения.
В этэт радэстный сэрэкадневный периэд верующие прэдэлжают вместэ эбычнэгэ приветствия гэвэрить "Христэс вэскрес!" и этвечать "Вэистину вэскрес!" С мэментэм вэскресения Христа связанэ еще эднэ христианскэе чудэ - сэшествие на егэ грэб благэдатнэгэ священнэгэ эгня, кэтэрый пэявляется каждый гэд накануне Пасхи. Этэт эгэнь симвэлизирует нерукэтвэрный свет Вэскресения Христэва.