Слайд 1Региональный бюджет, финансовая и налоговая политика
Воронина Л.И.,
к.э.н., доцент
кафедры экономики Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова
Слайд 2 Удовлетворение общественных потребностей в России
осуществляется за счет средств общественных финансов.
Управление общественными финансами предполагает
формирование государственной и муниципальной бюджетной и налоговой политики.
Система налогообложения позволяет формировать налоговые доходы.
Налоги выступают как основной элемент доходной части бюджетов всех уровней и являются гарантом бюджетной обеспеченности.
Слайд 3Бюджетный федерализм – форма государственного устройства бюджетной системы в федеративном
государстве.
Бюджетный федерализм – это проведение единой бюджетной политики (распределение налогов,
нормы финансирования, система учета и отчетности) с учетом региональных и национальных особенностей развития территорий (финансирование культуры, спорта, развитие инфраструктуры и др.)
Слайд 4Характерной особенностью российского бюджетного федерализма является неравноправие (разностатусность) субъектов РФ
и городов федерального значения в бюджетных отношениях.
Слайд 5Под бюджетной системой понимается основанная на экономических отношениях и государственном
устройстве России, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов
РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 БК РФ).
Слайд 6Региональное развитие напрямую зависит от бюджетного финансирования. Бюджетирование, ориентированное на
результат, серьезно ограничивает нецелевое использование бюджетных средств, заставляя участников бюджетного
процесса определять точную цель осуществления каждого вида расходов, привязывая ее к конкретному социально значимому результату.
Слайд 7Основные виды обязательств государства: расходные обязательства, бюджетные обязательства и денежные
обязательства.
Включение их в бюджет в том или ином объеме
зависит от решений, принимаемых непосредственно в ходе формирования и исполнения бюджета на очередной финансовый год.
Слайд 8Расходные обязательства, которые имеют механизм исполнения, попадают в расходы бюджета
и называются бюджетными обязательствами.
Денежные обязательства формируются государственными и муниципальными учреждениями
путем заключения договоров, контрактов в рамках доведенных до них (разрешенных) бюджетных обязательств (лимитов бюджетных обязательств).
Слайд 9Программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления бюджетных средств на
достижение общественно-значимых и количественно измеримых результатов.
При этом обязательно проводится
одновременный мониторинг и контроль за достижением намеченных целей и результатов, а также обеспечением качества процедур бюджетного планирования и финансового менеджмента.
Слайд 10Для этого разрабатываются и используются такие документы, как государственные программы
РФ, федеральные целевые программы, ведомственные целевые программы.
С 2013 г. в
РФ начали составлять программные бюджеты.
Слайд 11Использование программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением
бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования, в
соответствии с установленными приоритетами государственной политики также является одним из направлений реформирования бюджетного процесса.
Слайд 12Государственное (муниципальное) задание обязательно должно содержать:
показатели, характеризующие качество и (или)
объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
порядок контроля за
исполнением государственного (муниципального) задания, в т.ч. условия и порядок его досрочного прекращения;
требования к отчетности об исполнении госуд. (муниципального) задания.
Слайд 13Особенность регулирования бюджетного процесса в регионе или муниципальных системах состоит
в том, что необходимо принятие соответствующих нормативных правовых актов на
уровне субъекта РФ и муниципального образования соответственно.
Слайд 14Практически метод программно-целевого бюджетирования предусматривает использование логической цепочки:
«цель мероприятия
– прямой результат – конечный результат – эффект – ресурсы».
Слайд 15Доходы бюджета субъекта РФ состоят из следующих видов: налоговые доходы,
неналоговые доходы и безвозмездные поступления (ст. 41 БК РФ).
Собственные доходы
бюджета субъекта РФ формируются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.
Слайд 16Перечни видов расходов, применяемых в бюджетах субъектов РФ, формирует собственный
финансовый орган (обычно министерство финансов региона) в соответствии с расходными
обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
Слайд 17В некоторых случаях регионы показывают недостаточность или избыточность финансовых средств
в бюджетах.
При осуществлении государственного регулирования бюджетной сферы государство стремится устанавливать
пределы таких отклонений – ожидаемые профициты или дефициты бюджетов.
Слайд 18В случае превышения лимитных показателей используется инструмент финансового выравнивания.
Выравнивание
бюджетной обеспеченности субъекта РФ в соответствии с БК РФ осуществляется
путем предоставления дотаций из федерального бюджета.
Слайд 19Непосредственное составление проектов бюджетов субъектов РФ (проектов решений) осуществляют финансовые
органы субъектов РФ.
Слайд 20Составление проекта бюджета основывается:
на Бюджетном послании Президента РФ;
прогнозе социально-экономического развития
соответствующей территории;
основных направлениях бюджетной и налоговой политики.
Слайд 21Законопроект Кемеровской области «Об областном бюджете на 2019 год и
на плановый период 2020 и 2021 годов»
Статья 1. Основные характеристики
областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета в сумме 129672492,8 тыс. рублей, в том числе объем безвозмездных поступлений в сумме 18635107,8 тыс. рублей;
общий объем расходов областного бюджета в сумме 129672492,8 тыс. рублей.
Слайд 22Прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета на 2020 год в
сумме 128598345,9 тыс. рублей, в том числе объем безвозмездных поступлений
в сумме 13932705,9 тыс. рублей, и на 2021 год в сумме 129568340,1 тыс. рублей, в том числе объем безвозмездных поступлений в сумме 12709616,1 тыс. рублей;
Общий объем расходов областного бюджета на 2020 год в сумме 128598345,9 тыс. рублей и на 2021 год в сумме 129568340,1 тыс. рублей.
Слайд 23В 2019 году в бюджет заложено 16,9 млрд. руб. на
поддержку городов и районов, в том числе 16 млрд. —
это дотации на выравнивание их бюджетов.
Увеличение финансирования программы «Развитие системы образования Кузбасса» - на 2,1 млрд. руб. до 34 млрд., «Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса» - на 61% до 5,3 млрд., «Содействие занятости населения Кузбасса» - на 47% (2,5 млрд.)