Слайд 1
Родом не
из детства –
из войны.
Слайд 3Адамович А.,Гранин Д. Блокадная книга Эта книга – документ истории.
Впервые в одном томе собраны все дневники детей Великой Отечественной
войны, которые удалось обнаружить журналистам «АиФ». Страшные и честные свидетельства того, через что пришлось пройти и что довелось испытать миллионам маленьких жителей великой страны. Ради памяти о них, ради сохранения этих рукописей и издана эта книга. Более половины из 35 дневников публикуется впервые. Орфография авторов дневников сохранена. Печатается с сокращениями. В разделе «Ленинград: блокада» опубликованы 18 дневников, в том числе знаменитый дневник Тани Савичевой.
Слайд 4Айтматов Ч. Ранние журавли. Действие повести происходит во время войны
в маленьком киргизском ауле. Герои повести – дети, ученики 6-7 классов,
чьи отцы на фронте. В колхозе не хватает рабочих рук, и ученикам приходится помогать взрослым поднимать колхозные поля, обеспечивать фронт хлебом, заботиться о своих семьях. Султанмурат взялся заботиться о конях своего отца: животных нужно было подготовить к пашне. Однажды ночью конокрады связывают подростков и уводят четырёх лошадей. Детям удаётся высвободиться: Султанмурат на лошади бросается за преступниками, а друзья бегут за помощью.
Слайд 5Богомолов В. О. «Иван». Детство 12-летнего Ивана закончилось в тот
день, когда у него на глазах фашисты расстреляли мать и
сестренку. Отец мальчика погиб на фронте. Оставшись сиротой, Иван уходит в воинскую часть и становится неуловимым разведчиком, с риском для жизни добывает для командования бесценные сведения о противнике. Ивана не остановить, не спрятать от войны. Он видел столько страшного, что не может жить, пока это страшное не будет уничтожено. Об Иване говорят: «Ненависть душу жжет». Иван – храбрый разведчик. Но не об этом написал Владимир Богомолов. Он был уверен, что детям на войне делать нечего, и если там нашлось для них дело, то это несчастье, беда. В декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан Иван, наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.
Слайд 6Верейская Е. Н. «Три девочки». Повесть состоит из двух частей.
В первой, довоенной, мы знакомимся с Наташей, Катей и Люсей,
а также со всеми жильцами большой и дружной коммунальной квартиры. Вторая часть показывает нам, как любимые герои переживают военное время. Это время страшно и тем, кто на фронте, и тем, кто в тылу переживает блокаду. Девочки очень быстро взрослеют, даже легкомысленная Люся становится ответственным человечком. Кое-кто из мужчин сражается на фронте, в то время как матери заботятся и о детях, и о стариках (своих родных соседях) и работают в госпитале. Доктор почти всю свои продукты отдает малышу Ванечке, боясь, чтобы тот не умер. Каждый из членов дружной коммунальной семьи в первую очередь заботится о других, старается помочь, чем сможет, поддержать и вселить надежду, сам при этом искренне веря в Победу. Блокада, описанная в повести, показывает, какими людьми являются все наши герои, что они не только герои книги, но и герои в прямом смысле. Отвага, доблесть, ответственность и доброта — все эти качества присущи и девочкам, и взрослым.
Слайд 7Воронкова Л. Ф. «Девочка из города». Валентинка во время бомбёжки
лишается всего: мамы, младшего брата, папы, дома... Соседи, как и
Валентинка, оставшиеся без крыши над головой, уводят девочку из города. И в дороге Валентинка находит приют в деревенском доме, где живёт добрая Дарья Шалихина со своими детьми: Грушей, Таиской и Романком. Отец семейства на фронте и из мужчин дома только пожилой, суровый на вид дед. Валентинке сложно прижиться в новом доме: ей не знаком деревенский быт, она не знает, как подступиться к разным домашним хлопотам, да ещё и Таиска всё время норовит подшутить над городской девочкой, выставляя её на посмешище. Но Валентинке очень хочется помогать новой маме всеми силами, поэтому она смело берётся за новые дела и старается быть полезной. Вот только сразу назвать Дарью мамой у Валентинки никак не получается, хотя женщина с первого дня зовёт её дочерью и относится к ней как к родной. Но после пережитых потрясений сердцу Валентинки нужно время, чтобы оттаять и сродниться с новой семьёй...
Слайд 8Гарф А. Л. «Кожаные башмаки». Повесть. Первый год войны в
маленькой тыловой деревне, где остались только старики и дети, глазами
семилетнего мальчика, очень озорного, но доброго, который и год не проносил замечательные кожаные башмаки – на войне растут быстро, даже если она далеко. Автор рассказывает о щедрости и доброте советских людей; о трудном военном быте, когда все, и взрослые, и дети, работали в поле; о том, как дорого ценился каждый кусок хлеба, добытый нелегким трудом. В центре повествования – зарождение дружбы татарского мальчика и русской девочки.
Слайд 9«Дети военной поры»: сборник. Документальные рассказы о юных разведчиках, токарях,
пахарях, поэтах. Все они внесли значительный вклад в победу нашего
народа в Великой Отечественной войне. В книге – и история эвакуации на Урал ленинградских малышей из детского сада номер 20, и дневник пятнадцатилетнего ленинградца, возглавлявшего противопожарное звено, погибшего при обстреле города…
Слайд 10Дружинин Н. К. «Лицом к огню». Повесть о военном детстве
подростка в маленькой деревне среднерусской полосы. Через суровые испытания идет
формирование личности юного героя, его нравственное и гражданское взросление.
Слайд 11Кассиль Л. А., Поляновский М. Л. «Улица младшего сына».13-летний Володя
Дубинин до войны был обычным парнем, у которого были семья,
друзья, школа. Но война внесла коррективы в привычный уклад жизни, он ушел в партизаны. Вместе с ними ему пришлось жить в каменоломне, скрываясь от немцев. Семь раз за 50 дней и ночей он выбирался наружу и рассказывал о планах врага. В одну из таких вылазок он узнал, что фашисты собираются затопить каменоломню. Благодаря его быстрому сообщению командиру, партизаны смогли возвести преграды, и все остались живы. Не так уж много на свете мальчиков, именем которых названы улицы. Имя юного партизана Володи Дубинина носит улица в Керчи.
Слайд 12Катаев В. П. «Сын полка». Повесть о судьбе простого крестьянского
мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла все: родных и
близких, дом и само детство. Ваня был ловким, сообразительным, умным мальчиком, он ненавидел фашистов. И когда Ваню нашли советские солдаты, то ему очень хотелось стать разведчиком и помогать нашей армии. Новой семьёй Вани становятся замечательные люди – солдаты артиллерийского полка: сержант Егоров и капитан Енакиев, наводчик Ковалев и ефрейтор Биденко, которые не только помогли Ване стать смелым разведчиком, но и воспитали в нем лучшие качества настоящего человека. Находясь в разведке, мальчик, рискуя жизнью, добывает для нашего командования важные сведения, но попадает в плен. После освобождения из немецкого плена Ваня становится настоящим сыном полка. Затем от разведчиков он попадает к артиллеристам. И для капитана Енакиева становится настоящим сыном. И как бы Ваня ни сопротивлялся, его отправляют с фронта в мирную жизнь. Мальчик поступает в суворовское училище – так назвали открытые в те годы военные учебные заведения для подростков, потерявших родителей, детей офицеров.
Слайд 13Кнорре Ф. Ф. «Оля». Повесть о девочке Оле и её
родителях, о том, как мирная, спокойная жизнь была прервана войной.
У Оли есть верный друг – одноклассник Володька. Он бесконечно предан девочке. Начинается война, и через несколько месяцев она добирается до города, где живут герои повести. Наутро после бомбёжки Оля с Володей прячут в овраге любимую Олину игрушку – медвежонка Тюфякина. Володя приготовил коробку от боевых патронов, выложил дно промасленной бумагой. Здесь будет лежать завёрнутый в тряпочку Тюфякин, пока не кончится война. Володя объясняет Оле: это у медвежонка такое бомбоубежище. Наверное, только здесь, в овраге, закапывая Тюфякина, дети понимают, что война – это надолго. Дети дают клятву навсегда оставаться друзьями. Мама Оли уезжает на фронт, а сама Оля вместе с цирковыми артистами едет в эвакуацию, в Среднюю Азию. Там у неё дедушка, которого она ни разу не видела. Уже в Ташкенте Оля узнала, что её настоящий дедушка умер перед самой войной и ей придётся жить у «приёмного дедушки». Девочка быстро к нему привыкла, она дружит с цирковыми артистами и местными ребятами, переписывается с родителями и ждёт, когда закончится война.
Слайд 14Козлов В. Ф. «Витька с Чапаевской улицы». («Витька Грохотов и его
компания»). Витьку Грохотова и его приятелей хорошо знали в городке.
Нередко эта компания доставляла взрослым много беспокойства. Ребятам и в голову не приходило, что очень скоро кончится их беспечальное житье. Война стала для подростков суровым испытанием, и не всем удалось выдержать его с честью. Перед самым началом войны Витька Грохотов и его друзья ушли в поход. Они и подумать не могли, что вернуться домой им будет очень сложно. Эта книга о детях, которые держатся друг за друга, потому что им больше не за кого и не за что держаться – война лишила их семьи и превратила в пепелище родную Чапаевскую улицу.
Слайд 15Козлов В. Ф. «Юрка Гусь». Юрка Гусь – беспризорник, оказавшийся
на улице в годы войны. Санитарный поезд привозит его на
прифронтовую станцию. Здесь Юрка встречает милиционера Егорова, бабку Василису и находит дом. Так начинается новая жизнь мальчишки с дворовыми играми, друзьями и совсем недетскими испытаниями.
Слайд 16Лиханов А. А. «Последние холода». Заканчивается война. Бои идут в
Германии. Все ждут долгожданную победу. Люди устали от войны, разрухи,
голода. Особенно тяжело было детям. Постоянно хотелось есть, и даже талоны на дополнительное питание не спасали. А что делать, если вы потеряли все талоны, а мама лежит в больнице, и ее нельзя расстраивать. Как поступить в этом случае 12-летнему Вадьке? А ведь ему надо заботиться и о младшей сестренке. Книга о том, как в самых трудных условиях надо уметь остаться человеком. Надо уметь понять, пожалеть и помочь другому.
Слайд 17Миксон И. Л. «Жила, была». Она жила в Ленинграде, обыкновенная
девочка из обыкновенной большой семьи. Училась в школе, любила родных,
читала, дружила, ходила в кино. И вдруг началась война, враг окружил город… «Блокадный дневник девочки до сих пор волнует людей, обжег и мое сердце, – пишет в предисловии автор. – Я решил рассказать о былом и отправился по следам горя, безмерных страданий, безвозвратных потерь. …Итак, жила-была девочка. Звали ее Таня Савичева…»
Слайд 18Печерская А. Н. «Дети-герои Великой Отечественной войны». В годы Великой
Отечественной войны дети наравне со взрослыми боролись против врага. Многие
из них были награждены медалями и орденами посмертно. В книгу вошли рассказы о героических подвигах Лени Голикова, Марата Казея, Лары Михеенко, Вали Котика, Зины Портновой, Тани Морозовой, Вити Коробкова и Володи Казьмина. Все рассказы написаны простым, понятным языком. Для младшего школьного возраста.
Слайд 19Погодин Р.П. «Где леший живет?». Повесть в рассказах о военном
детстве. Здесь показана предвоенная, оккупированная и освобождённая от врага деревня.
Наши бойцы, гитлеровские солдаты и полицаи, деревенские ребятишки. Но внимание писатель концентрирует не на боевых подвигах солдат, а на подвиге мирных жителей – стариков, женщин, детей, – изо всех сил, самоотверженно противостоящих войне.
Слайд 20Сухачёв М. П. «Дети блокады». Повесть. Автор двенадцатилетним мальчиком пережил
много месяцев в трагической и героической блокаде Ленинграда. Книга рассказывает
о тяжелых и страшных воспоминаниях, о борьбе ленинградцев и их детей, оставшихся в городе, об их невыносимых страданиях от голода и холода. Но эта книга и о невероятном мужестве и стойкости ребят, не струсивших под бомбёжками и обстрелами, тушивших зажигательные бомбы на чердаках, помогавших женщинам и старикам и работавших на заводах наравне со взрослыми… Они быстро повзрослели и стремились сделать всё, даже невозможное, для помощи городу, в котором ленинградцы умирали, но не сдавались. И в победе над фашистами была и их заслуга. Герои повести, — дети блокадного Ленинграда, Витя Стогов и его друзья, — тушили на чердаках зажигательные бомбы, ловили сигнальщиков-диверсантов, помогали людям выстоять.
Слайд 21Стояли со взрослыми рядом...». Сборник о подвиге юных участников обороны
Ленинграда. Книга состоит из документальных очерков и воспоминаний ленинградцев, чье
детство и юность прошли в осажденном городе, партизанских отрядах и на полях сражений. Включены рассказы о поиске красных следопытов из ПТУ и школ города, который ведется под руководством членов секции «Дети блокадного Ленинграда» при Государственном музее истории Ленинграда.
Слайд 22Фонякова Э. Е. «Хлеб той зимы». Все события, происходящие в
книге, написаны от имени главной героини – семилетней девочки Лены.
Это автобиографичная повесть, по своему содержанию очень похожа на дневник, отчего все кажется еще более реальным. День за днем описывает Лена дни блокады. Ей, оставшейся вместе с семьёй в блокадном Ленинграде, на собственном опыте приходится узнать, «как выглядит война взаправдашняя»: что такое воздушная тревога и как тушить «зажигалку», каким бывает настоящий голод и что, оказывается, оладьи можно приготовить из кофейной гущи, а студень – из столярного клея. Она приобретает блокадный опыт – как сберечь силы, как собрать волю в кулак и не съесть свой кусочек хлеба уже утром, как научиться терпеть постоянное чувство голода. Но это трудно, очень трудно, и не всегда это получается. «Хлеб той зимы» – это и слепок времени, и во многом автобиографичный рассказ о блокадных днях, и пронзительная история о самой обычной девочке, её семье и обо всех ленинградцах, не оставивших окружённый город.
Слайд 23
Книги ждут вас
На полках нашей
Библиотеки
По адресу:
Г.
Кыштым
Ул. Красная Звезда 105
Тел.:4-98-84
Библиотека работает
с 9 .00 ч
– 19.00 ч
Каждый день, кроме
Субботы .