Слайд 1Подготовка к экзамену: 5-8
Выполнила: Бабухина М.И. студентка ФРФиД,
группа 4Д
(320621).
Проверила: Беззубенко Н.С.
Слайд 2Роль информации в управлении
В современных условиях эффективное управление представляет собой
ценный ресурс организации, наряду с финансовыми, материальными, человеческими и другими
ресурсами. Следовательно, повышение эффективности управленческой деятельности становится одним из направлений совершенствования деятельности предприятия в целом.
Бурное развитие информационных компьютерных технологий, совершенствование технической платформы и появление принципиально новых классов программных продуктов привело в наши дни к изменению подходов к автоматизации управления производством.
Информационный процесс, направленный на получение научно-технической, плановой, контрольной, учетной и аналитической информации, в информационных системах унифицирован и базируется на электронно-вычислительной технике.
Главными задачами внутрифирменной системы управления являются:
1. Координация деятельности по сбору и обработке данных финансовых отчетов на высшем уровне управления и в производственных отделениях в целях повышения качества и своевременности поступления финансовой информации по предприятию в целом;
2. Определение основных направлений системы сбора, обработки и хранения первичных данных;
3. Определение основных направлений развития технологии обработки информации.
Слайд 3Характеристика управленческой информации:
Под информацией понимается совокупность различных сообщений об изменениях, происходящих в системе
и окружающей среде.
Показатель - логическое высказывание, содержащее качественную и количественную характеристики отображаемого
явления. Показатель является минимальной по составу информационной совокупностью для образования самостоятельного документа. Совокупность показателей, содержащихся в документе, образует информационное сообщение. Группа однородных документов, объединенных по определенному признаку, составляет информационный массив (файл).
Файл является основной структурной единицей при автоматизированной обработке. Массивы по различным признакам могут объединяться в потоки, используемые при решении различных комплексов задач управления. Отношение информации к той или иной функции управления дает основание выделить сложную структуру информации как информационную подсистему. Информационная система охватывает всю информацию экономического объекта и является структурной единицей высшего уровня.
Слайд 4
При обработке информации реквизиты-признаки и реквизиты-основания часто называют данными. Данными принято называть
информацию, представленную в формализованном виде, позволяющем передавать ее, хранить на
различных носителях и обрабатывать.
Управленческую информацию классифицируют по различным признакам:
источникам возникновения:
первичная;
производная (промежуточная, командная, отчетная);
способу фиксации:
устная;
документированная;
способу выражения:
цифровая;
алфавитная;
Слайд 5
характеру фиксации данных:
фиксируемая;
нефиксируемая;
направлению движения:
входящая;
исходящая;
стабильности:
переменная;
условно-постоянная;
функциям управления;
принадлежности к сферам деятельности и функциям
управления:
конструкторская;
технологическая,
финансовая,
бухгалтерская,
планово-экономическая,
оперативно-производственная;
времени возникновения:
о прошлых;
o текущих;
o будущих событиях.
Слайд 6
Информационное обеспечение (ИО) - важнейший элемент ИС и ИТ - предназначено
для отражения информации, характеризующей состояние управляемого объекта и являющейся основой
для принятия управленческих решений. Информационное обеспечение включает совокупность единой системы показателей:
потоков информации - вариантов организации документооборота;
систем классификации и кодирования экономической информации;
унифицированную систему документации
различные информационные массивы (файлы), хранящиеся в машине и на машинных носителях и имеющие различную степень организации.
Слайд 7
Информационный массив - совокупность зафиксированной информации, пред назначенная для хранения и использования и рассматриваемая как единое целое. Информация может быть зафиксирована в видепубликаций, отчетов, электронных записей, микро копий и т.д. Обычно на предприятиях и в учрежденияхинформационные массивы формируются по функциональному признаку.
Информационный поток – совокупность информации, минимально
необходимая для осуществления работы фирмы.
Информационная система (сокр. ИС) — система обработки информации и
соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию (ISO/IEC 2382-1:1993).
Информационная система предназначена для своевременного обеспечения надлежащих людей надлежащей информациейИнформационная система предназначена для своевременного обеспечения надлежащих людей надлежащей информацией, то есть для удовлетворения конкретных информационных потребностей в рамках определенной предметной области, при этом результатом функционирования информационных систем является информационная продукция — документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги.
Слайд 8Законодательное регулирование информационных процессов в России и за рубежом
Вопросы
правового регулирования в сфере информационных технологий (в т. ч. электронного
документооборота) отражены в следующих основных нормативно-правовых актах действующего российского законодательства федерального уровня:
♦ Конституция Российской Федерации;
♦ Гражданский кодекс Российской Федерации;
♦ Уголовный кодекс Российской Федерации;
♦ Бюджетный кодекс Российской Федерации;
♦ Федеральный закон № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации»;
♦ Федеральный закон № 1-ФЗ от 10 января 2002 года «Об электронной цифровой подписи»;
♦ Федеральный закон № 126-ФЗ от 7 июля 2003 года «О связи»;
♦ Федеральный закон № 85-ФЗ от 4 июля 1996 года «Об участии в международном информационном обмене»;
♦ Федеральный закон № 3523-1 от 23 сентября 1992 года «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;
♦ Федеральный закон № 5351-1 от 9 июля 1993 года «Об авторском праве и смежных правах»;
♦ Федеральный закон № 2124-1 от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации»;
♦ Федеральный закон № 5485-1 от 21 июля 1993 года «О государственной тайне»;
♦ Федеральный закон № 77-ФЗ от 29 декабря 1994 года «Об обязательном экземпляре документов».
Слайд 9
Могут быть выбраны следующие направления совершенствования действующего законодательства в области
информатизации:
♦ систематизация и кодификация действующей нормативной базы;
♦ создание единой терминологической
базы нормативных документов, регулирующих отношения в области информатизации;
♦ устранение противоречий с федеральными законами, выявление неэффективных законотворческих норм в законодательстве;
♦ разработка нормативной базы для работы с персональными данными;
♦ разработка нормативного обеспечения взаимодействия граждан с органами власти;
♦ разработка регламентов взаимодействия различных информационных систем.
Рассмотрим общие вопросы оценки эффективности внедрения информационных технологий государственного и муниципального управления.
Эффективность функционирования системы государственного регулирования может быть определена по следующим направлениям:
♦ взаимодействие с гражданами и предприятиями;
♦ внутренняя работа учреждения;
♦ взаимодействия органов власти между собой.
Слайд 10
Нормативно-методические документы, к которым относятся международные стандарты
ИСО AS 4390.1-1996
Records management - General; AS 4390.2-1996 Records management - Responsibilities;
AS 4390.3-1996 Records management - Strategies; AS 4390.4-1996 Records management - Control; AS 4390.5-1996 Records management - Appraisal and disposal; AS 4390.6-1996 Records management - Storage., Директива о порядке использования электронных подписей в Европейском Сообществе Соловяненко Н. И. //«Компьютера».- 2000.- №13, Mo Reg Рысков О.И. «Управление документами в европейских странах: обзор нормативной базы».// Делопроизводство. 2006 № 4. - С. 8-14, СТБСТБ 1221-2000 «Документы электронные. Правила выполнения, обращения и хранения».СТБ 1176.2-99 «Информационная технология. Защита информации. Процедуры выработки и проверки электронной цифровой подписи». СТБ 1176.1-99 «Информационная технология. Защита информации. Функция хеширования»..
Законы содержат основополагающие сведения относительно объекта исследования. Например, определения таких базовых понятий, как информация, информационные технологии, электронная цифровая подпись и электронный документ. В них перечислены принципы правового регулирования в сфере информационных технологий.
Стандарты регулируют процессы управления документами. Все положения стандартов являются рекомендациями по созданию, включению в систему и управлению документами, а также обеспечению соответствия документов установленным характеристикам.
Слайд 11Информационное общество: сущность, особенности развития.
Информацио́нное о́бщество — общество, в котором
большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализациейинформации — общество, в
котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализациейинформации, особенно высшей её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:
увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услугвозрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
эффективное информационное взаимодействие людей;
их доступ к мировым информационным ресурсам;
удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
развитие электронной демократииразвитие электронной демократии, информационной экономикиразвитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государстваразвитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительстваразвитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.
Слайд 12Основные проблемы формирования информационного общества в России
Российский путь к информационному
обществу определяется, как и для других государств, ее сегодняшними политическими, социально-экономическим
и социально-культурными особенностями. К таким особенностям следует отнести:
нестабильность политического и экономического положения в стране, не позволяющая государству быстро и эффективно решать экономические и организационные проблемы обеспечения перехода к информационному обществу, рассчитанного на длительную перспективу;
возрастающий уровень регионализации страны, снижение уровня и возможностей централизованного управления, возрастание степени воздействия, в том числе и финансового, местных органов власти на ход процессов информатизации;
экономические условия, характерные для переходной экономики России:
отсутствие свободных инвестиций для финансирования программ и проектов, реализующих стратегию перехода к информационному обществу, существенное падение объемов производства и прежде всего в высокотехнологичных отраслях, общий застой в экономической деятельности и значительное снижение уровня жизни населения;
снижение потребности в информации в государственном секторе экономики и рост информационных потребностей населения общества в целом в общественно значимой политической, экономической и социальной информации, в том числе порождаемой государственными и негосударственными организациями;
Слайд 13
недостаточно высокий (по сравнению с развитыми странами) уровень развития информационно-коммуникационной
инфраструктуры и промышленного производства информационных средств, продуктов и услуг, отсутствие у государства средств
дляих модернизации и расширения;
вялое проведение рыночных реформ в экономики страны в целом и динамичное развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных средств, технологий, продуктов и услуг,
предельно высокий уровень монополизации средств массовой информации, слабая подконтрольность обществу системы формирования общественного сознания;
опережающее, сравнимое по темпам роста с развитыми странами, создание различных систем связи каналы передачи информации, коммутирующие комплексы, средства связи и т.д. - и индустрии предоставления информационных услуг;
наличие, в основном, высокого научного, образовательного и культурного потенциала, созданного в СССР и еще сохраняющегося в России;
сравнительно дешевая интеллектуальная рабочая сила, которая еще способна ставить и решать сложные научно-технические проблемы, движущей силой которой в большой степени является энтузиазм.
Слайд 14Проблемы качества информационных продуктов и услуг
Суть проблемы заключается в
том, что на информационные процессы оказывает влияние множество объективных и
субъективных, случайных и неслучайных факторов формального и неформального характера. В их числе: репрезентативность и достоверность исходной информации, возможные искажения в процессах ее передачи и приема, степень корректности и четкости в запросе потребителя на получение ИР определенной тематики и заданного его смыслового содержания, различные условия и обстоятельства непосредственного использования информации в разных областях деятельности человека (научной, технической, производственно-технологической, социальной, образовательной и т. п.) и др.
С учетом сказанного наиболее полную оценку качества ИР и эффективности его использования может произвести только тот специалист, который использует данный ресурс в известной ему сложившейся ситуации и который (в качестве эксперта) может применить как неформальные (экспертные), так и формальные методы оценки согласно методикам, включающим качественные и количественные меры учета и анализа совокупности основных характеристик получаемого и применяемого ресурса.
Таким образом, возможность произвести всестороннюю, объективную и адекватную оценку всех обстоятельств применения ИР и результатов его использования зависит от многих факторов, в том числе:
фактора квалификации потребителя;
фактора характера ИР;
фактора времени использования ИР;
фактора метода экспертизы.
Слайд 15Основные направления и задачи государственной политики РФ в области информации
Сегодня государство по-прежнему занимает главенствующее положение по отношению к личности
и обществу, при этом интересы личности еще не находятся в центре государственных интересов, а общество не вышло из состояния "огосударствления". Для создания условий полной и успешной самореализации личности и становления гражданского общества необходимо изменить положение личности и общества по отношению к государству, на что, прежде всего, должно быть направлено государственное регулирование, и в первую очередь нормотворчество.
Доктрина информационной безопасности РФ с учетом сложившегося положения дел определяет как безотлагательные для решения следующие задачи:
1) разработка и создание механизмов формирования и реализации государственной информационной политики России;
2) разработка методов повышения эффективности участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации;
3) разработка основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ, а также мероприятий и механизмов, связанных с реализацией этой политики;
4) развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности РФ, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности РФ, а также системы противодействия этим угрозам;
Слайд 16
5) разработка, принятие и реализация федеральных программ, предусматривающих формирование общедоступных
архивов информационных ресурсов федеральных органов государственной власти и органов государственной
власти субъектов РФ, обеспечения информационной безопасности;
6) гармонизация отечественных стандартов в области информатизации и обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем управления, информационных и телекоммуникационных систем общего и специального назначения;
7) разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности РФ, а также сертификации этих систем и средств;
8) совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности РФ, включая механизмы реализации прав граждан на получение информации и доступ к ней, формы и способы реализации правовых норм, касающихся взаимодействия государства со средствами массовой информации;
9) установление ответственности должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан за соблюдение требований информационной безопасности; координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности в области обеспечения информационной безопасности РФ.
Слайд 17
Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.
Первоосновой всех
направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной
и т.п.) является информация.
Информация же является продуктом деятельности современного человека.
Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.
Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.
Безопасность информационного общества, информации.
Защита интеллектуальной собственности.
Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.
Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.
Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
все большее влияние на общество средств массовой информации;
информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;
существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.
существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми,
занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.
Слайд 18
Беззубенко Н.С. Информационное обеспечение управления: лекции// Н.С. Беззубенко URL:http://moodle.tsput.ru (дата
обращения: 30.10.2015)
Персональный сайт В.Е. Дедегкаева. Роль информации в системе управления//
URL: http://dedegkaev.ru/index.php/bankmarketing/293-inf01 (дата обращения: 30.10.2015)
Кусова Е.А. Нормативно-правовое регулрование общественных отношений в информационной сфере/ Е.А. Кусова URL: http://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovoe-regulirovanie-obschestvennyh-otnosheniy-v-informatsionnoy-sfere (дата обращения: 30.10.2015)
Волкова Д.В. Деятельность международной организации по стандартизации (ИСО) // Делопроизводство. 2006 № 2.с 9-15