Разделы презентаций


Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Содержание

Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Муниципальное бюджетное Общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 г.Куса»
 
 XIII научно-практическая

конференция
«Наш первый шаг в науку»

  Работу выполнил:
Севостьянова Ксения,
8 класс
Руководитель: Анисимова Г.А.
Муниципальное бюджетное Общеобразовательное учреждение

Слайд 2Роль односоставных
предложений
в создании речевой
характеристики героев
комедии Н.В.Гоголя

«Ревизор»

Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Слайд 3
Тема нашего исследования «Роль односоставных предложений в

создании речевой характеристики героев Н.В.Гоголя «Ревизор» выбрана неслучайно.

В русском языке наряду с простыми двусоставными предложениями существуют односоставные предложения. Известно, что различные виды односоставных предложений неодинаково распространены в речи.
Интересно понаблюдать за ролью односоставных предложений, изученных в этом году, в художественном тексте. В качестве материала мы выбрали пьесу Н.В.Гоголя «Ревизор» ,также включенную в программу 8 класса.
Тема нашего

Слайд 4Цель исследования
исследование комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» на наличие односоставных предложений;
определение

позиции автора  через синтаксические языковые средства, а именно, односоставные предложения;


показать значение речи персонажей как одной из важнейших характеристик героя.



Задачи исследования:

обобщить изученный на уроках русского языка материал об односоставных предложениях;
исследовать использование автором односоставных предложений в художественном драматическом произведении;
найти реплики, состоящие из односоставных предложений, определить влияние данного вида предложений на поэтику произведения, характеристику персонажа, выражение основной мысли.

Цель исследованияисследование комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» на наличие односоставных предложений; определение позиции автора  через синтаксические языковые средства, а

Слайд 5Гипотеза -  односоставные предложения, как никакие другие, показывают богатство языковых

средств русского языка,
помогают передать душевное состояние героя, способны привлечь

внимание читателей к наиболее важному в пьесе.

Выполненную работу мы  считаем актуальной, так как она способна привлечь внимание к творчеству Н.В.Гоголя. Изучение данной темы помогает раскрыть  богатство языковых средств русского языка. Таким образом, данная работа нашла своё практическое применение и на уроках литературы при изучении пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор», и при изучении односоставных предложений на уроках русского языка в 8 классе.

Гипотеза -  односоставные предложения, как никакие другие, показывают богатство языковых средств русского языка, помогают передать душевное состояние

Слайд 6 Односоставные предложения — это простые предложения, состоящие из

одного главного члена - подлежащего или сказуемого, которого вполне достаточно, чтобы

выполнить роль основы предложения.
Идея так называемой «грамматической оппозиции»  «двусоставное/односоставное предложение» в русском синтаксисе  принадлежит  академику Алексею Александровичу Шахматову.
На уровне современного русского языка над изучением грамматической формы односоставных предложений  работают многие ученые-филологи. К их числу принадлежит и Вера Васильевна Бабайцева, автор учебных пособий и научных статей по современному русскому языку.  
Односоставные предложения, благодаря лаконичности и выразительности, широко использовались и используются русскими и современными поэтами и писателями.
Односоставные предложения — это простые предложения, состоящие из одного главного члена - подлежащего или сказуемого, которого

Слайд 7Классификация односоставных предложений А.А.Шахматовым
Большое внимание

односоставным предложениям в русском языке уделил  А.А. Шахматов. Называя одночленные

предложения односоставными, А.А. Шахматов в соответствии с общим пониманием коммуникации как психологической основы предложения дает новое толкование предложению с одним главным членом.
Признание двусоставного предложения в качестве образцовой модели предложения приводит А.А. Шахматова к определению односоставной структуры по аналогии с двусоставным предложением, т.е. к сближению ее главного члена то с подлежащим, то со сказуемым. Отсюда и непоследовательность в шахматовской классификации односоставных предложений
Что же касается определения круга односоставных предложений, деления их на группы, а также отграничения некоторых видов односоставных предложений (например, номинативных) от схожих по форме синтаксических явлений, то в этом отношении еще не достигнуто единство во взглядах.
Классификация односоставных предложений А.А.Шахматовым     Большое внимание односоставным предложениям в русском языке уделил  А.А.

Слайд 8Группы односоставных предложений
Группы односоставных предложений

Группы односоставных предложенийГруппы односоставных предложений

Слайд 9Односоставные по структуре предложения - это полные предложения. У них не пропущен

второй член: второй главный член не нужен для понимания смысла

предложения.
Односоставные по структуре предложения - это полные предложения. У них не пропущен второй член: второй главный член не нужен

Слайд 10 Глава 2 2.1 Использование односоставных предложений в комедии Н.В.Гоголя

«Ревизор».
Драматические произведения отличаются от

других видов литературы в первую очередь тем, что они предназначены для постановки на сцене.
Они состоят из диалогов и монологов персонажей, а в них-то и используются чаще всего односоставные предложения.
Новаторство Н.В.Гоголя проявилось как в новых принципах развития сюжета и построении комедии, так и в необычайно выразительной индивидуализации речи персонажей .
Но в первую очередь наше внимание было сосредоточено на том, какие односоставные предложения использует при этом автор и какова их роль в изображении героев.

Сегодня мы постараемся обобщить свои наблюдения, подвергнув анализу каждое действие комедии.




Глава 2   2.1 Использование односоставных предложений в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Слайд 11Первое действие.
В речи Городничего, в его

начальственном тоне преобладают односоставные определенно-личные предложения как простые, так и

в составе сложных с глаголом-сказуемым в форме 1-го или 2-го лица (Спешу, между прочим, уведомить …)
Когда же в речи Городничего появляются нотки страха, в его репликах начинают преобладать безличные и неопределенно-личные предложения. (Да если спросят,…то не позабыть сказать..)

Первое действие.    В речи Городничего, в его начальственном тоне преобладают односоставные определенно-личные предложения как

Слайд 12Второе действие.
Большим своеобразием отличается речь

Хлестакова, которому приходится меняться в своей роли несколько раз. Речь

определяется ситуацией, в зависимости от которой в ней преобладает либо страх, либо гонор. В разговоре Хлестакова со слугой преобладают определенно-личные предложения, что показывает его господское высокомерие (Эй, Осип, ступай посмотри комнату, лучшую, да обед спроси ).

В речи же Осипа появляются неопределенно-личные предложения, показывающие его зависимость и подчинение (Да зачем же бы мне валяться? Чего изволите? Несут обед)

В речи Хлестакова реплики «вслух» и «в сторону» различаются: в репликах появляются безличные и неопределенно-личные предложения, когда он размышляет о том, что с ним произошло (Ужасно как хочется есть! 
А при всем том страх хотелось бы с ним еще раз сразиться) 

Второе действие.      Большим своеобразием отличается речь Хлестакова, которому приходится меняться в своей

Слайд 13ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ
Хлестаков начинает врать о том,

кем бы он хотел себя видеть на самом деле и

как он видится себе в мечтах. Чтобы как можно ярче раскрыть образ героя, автор насыщает его речь безличными, неопределенно-личными, определенно-личными предложениями с глаголом-сказуемым в форме 1 и 2 лица ед. ч. изъявительного наклонения (Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Скажите, пожалуйста, нет ли у вас каких-нибудь развлечений, обществ, где бы можно было, например, поиграть в карты?)
Определенно-личные предложения используется в диалоге Хлестакова с Анной Андреевной – женой Городничего, только при этом глагол-сказуемое используется больше в форме 2лица, мн.ч. повелительного наклонения (Помилуйте, я никак не смею принять на свой счет…Скажите как! Скажите, так это вы были Брамбеус)


ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ    Хлестаков начинает врать о том, кем бы он хотел себя видеть на

Слайд 14ЧЕТВЁРТОЕ ДЕЙСТВИЕ
В этом действии происходит «саморазоблачение»

героев. При этом в большом количестве используются определенно-личные предложения с

глаголом в форме 2 лица мн.ч. повелительного наклонения и безличные предложения (Воля ваша, Аммос Федорович, нам нужно бы кое-что предпринять. Смотрите…Слушайте…)

ЧЕТВЁРТОЕ ДЕЙСТВИЕ    В этом действии происходит «саморазоблачение» героев. При этом в большом количестве используются

Слайд 15ПЯТОЕ ДЕЙСТВИЕ
В этом действии речь Городничего полна грубых

слов, бранных выражений, оскорбительных оборотов, герой  окончательно скинул маску почтенного

начальника города. Им используются и определенно-личные предложения, и назывные, особенно для оскорбления купцов, Бобчинского и Добчинского (Сплетни сеете, сороки короткохвостые! -Пачкуны проклятые! -Колпаки! -Сморчки короткобрюхие!)


ПЯТОЕ ДЕЙСТВИЕ  В этом действии речь Городничего полна грубых слов, бранных выражений, оскорбительных оборотов, герой  окончательно

Слайд 16 Итак, в ходе исследовательской работы были достигнуты

все поставленные цели.
Вследствие проделанной работы мы

пришли к выводу о том, что речь каждого действующего лица в комедии «Ревизор» в точности соответствует его типическому значению, благодаря использованию огромного количества односоставных предложений , с помощью которых автору удалось показать эмоциональное состояние говорящего и его отношение к окружающим.
Создавая образы своей комедии с применением односоставных предложений, Н.В.Гоголь разрешил важную для писателя-реалиста (особенно драматурга ) задачу речевой характеристики героев, то есть задачу индивидуализации языка действующих лиц.
Итак, в ходе исследовательской работы были достигнуты все поставленные цели.    Вследствие

Слайд 17Благодарю
за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика