Разделы презентаций


Романсы и песни Даргомыжского

Вокальное наследие Даргомыжского насчи­тывает более ста романсов и песен, а также ог­ромное количество вокальных ансамблей. Этот жанр, к которому композитор обращался на протяжении всей жизни, стал своеобразной твор­ческой лабораторией. В нем

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Романсы и песни Даргомыжского
Музыкальная литература
3 год обучения

Романсы и песни ДаргомыжскогоМузыкальная литература 3 год обучения

Слайд 2Вокальное наследие Даргомыжского насчи­тывает более ста романсов и песен, а

также ог­ромное количество вокальных ансамблей. Этот жанр, к которому композитор

обращался на протяжении всей жизни, стал своеобразной твор­ческой лабораторией. В нем складывались ха­рактерные черты стиля композитора, его музы­кальный язык.
Конечно, романсы Глинки оказали на Дар­гомыжского большое влияние. Но все же осно­вой для композитора стала бытовая городская музыка его эпохи. В своих вокальных произве­дениях он опирался на интонации музыки го­родских низов. Он обращался к популярным жанрам от простой «русской песни» до слож­нейших баллад и фантазий.
Вместе с тем композитор пошел дальше. Он переосмысливал привычные жанры, вносил в них новые средства, и на этой основе рожда­лись новые жанры.
В начале творческого пути Даргомыжский писал произведения в духе бытового романса, используя интонации народной песенности. Но уже в это время появились сочинения, принад­лежащие к числу лучших достижений компо­зитора.
Фантазия «Свадьба» на стихи А. Тимофее­ва — первое произведение Даргомыжского, в котором он обратился к теме протеста против предрассудков и лицемерия. Этот романс утвер­ждает право человека на свободу чувства.
Как и многие романтики, Даргомыжский сравнивает здесь человеческие переживания с природой. Гордые, свободолюбивые чувства свя­заны с образами ночной бури и сверкающего ясного утра.

Вокальное наследие Даргомыжского насчи­тывает более ста романсов и песен, а также ог­ромное количество вокальных ансамблей. Этот жанр,

Слайд 3Большое место в романсах этого периода занимает поэзия Пушкина, привлекавшая

ком­позитора глубиной содержания и красотой об­разов. Эти стихи говорили о

возвышенных и имеете с тем таких понятных и близких чув­ствах. Конечно, поэзия Пушкина наложила от­печаток на стиль Даргомыжского, сделала его более возвышенным и благородным.
Среди пушкинских романсов этого времени выделяется «Ночной зефир». Помните, у Глин­ки тоже есть романс на этот текст. Но если ро­манс Глинки — поэтическая картина, в которой образ молодой испанки статичен, «Ночной зе­фир» Даргомыжского — настоящая сцена, на­полненная действием. Слушая его, можно пред­ставить картину ночного пейзажа, как бы про­резанную прерывистыми аккордами гитары, чет­ко очерченные образы испанки и ее кавалера.

Еще ярче черты стиля Даргомыжского про­явились в романсе «Я вас любил». У Пушкина это не просто любовное признание. В нем выра­жены и любовь, и большая человеческая друж­ба, и уважение к женщине, когда-то горячо любимой. Даргомыжский очень тонко передал это в музыке. Его романс похож на элегию.

А. Пушкин

Большое место в романсах этого периода занимает поэзия Пушкина, привлекавшая ком­позитора глубиной содержания и красотой об­разов. Эти

Слайд 4Среди любимых поэтов Даргомыжского надо назвать имя М.Ю. Лермонтова. Лирическое

да­рование композитора ярко раскрылось в двух монологах на стихи Лермонтова:

«И скучно, и грустно» и «Мне грустно». Это действительно монологи. Но если в первом из них мы слышим размышления наедине с самим собой, второй — обращение к любимой, полное задушевного теп­ла и ласки. В нем звучит боль и тревога за судь­бу любимого человека, обреченного на страда­ния из-за бездушия и лицемерия света.

Песня «Шестнадцать лет» на стихи А. Дель­вига — яркий музыкальный портрет. И здесь Даргомыжский остался верен себе. Он несколь­ко переосмыслил образ наивной девушки-пас­тушки, созданный Дельвигом. Использовав му­зыку незатейливого вальса, какие были очень популярны в то время в домашнем музициро­вании, главной героине романса он придал ре­альные черты современной простодушной ме­щанки.

А. Дельвиг

М.Лермонтов

Среди любимых поэтов Даргомыжского надо назвать имя М.Ю. Лермонтова. Лирическое да­рование композитора ярко раскрылось в двух монологах

Слайд 5Итак, мы видим, что уже в ранних роман­сах Даргомыжского проявились

характерные черты его вокального стиля. Прежде всего, это стремление в

романсах показать самые разно­образные человеческие характеры. Кроме того, герои его вокальных произведений показаны в движении, в действии. В лирических роман­сах проявилось желание композитора глубоко заглянуть в душу героя и вместе с ним пораз­мышлять о сложных противоречиях жизни.
Особенно ярко новаторство Даргомыжского проявилось в романсах и песнях зрелого перио­да. Хотя круг поэтов, к которым композитор обращался в это время, достаточно широк, по­эзия Пушкина и здесь занимает важное место. Причем Даргомыжский обратился к той сторо­не наследия великого поэта, которая раньше композиторами не затрагивалась.

Песню «Мельник» нельзя просто назвать романсом. Это настоящая комедийная сценка из быта русских людей. В основе ее слова из «Сцен из рыцарских времен» Пушкина. Здесь проявилось умение автора показать столь раз­нообразные человеческие характеры.
Слушая ее, очень зримо представляешь себе незадачливого мельника, крайне удивленного наличием в доме чужих сапог. Его бойкую, сварливую жену, понимающую, что лучшая защита — нападение, и упрекающую своего за­гулявшего мужа. Ее скороговорка, в основе которой мелодия известной народной песни «Шла девица за водой», заканчивается фразой: «Это ведра!» Недоумение, озабоченность и в то же время юмор звучат в последних словах мель­ника.

Итак, мы видим, что уже в ранних роман­сах Даргомыжского проявились характерные черты его вокального стиля. Прежде всего,

Слайд 6Умение Даргомыжского в рамках одного романса показать контрастные образы ярко

про­чилось в его песне «Титулярный советник» на стихи поэта П.

Вейнберга. Эта песня — сатири­ческий рассказ от лица автора. Хотя в основе ее очень лаконичный текст без каких-либо описа­ний, композитор очень образно рассказывает о неудачной любви скромного титулярного совет­ника (так в России назывался один из самых низших чинов) к генеральской дочери, с пре­зрением его оттолкнувшей. Каким робким и смиренным обрисован здесь титулярный совет­ник. А как властна и решительна мелодия, ри­сующая генеральскую дочь.

В романсах на стихи поэтов-«искровцев» (к их числу принадлежит и Вейнберг) Дарго­мыжский проявил себя настоящим сатириком, обличающим тот строй, который калечит лю­дей, делает их несчастливыми, побуждает ради мелких и корыстных целей уронить свое чело­веческое достоинство.
Яркий пример этого — комическая песня «Червяк» на слова поэта Курочкина по стихот­ворению Беранже. Но это не сценка, а монолог — портрет мелкого, подленького человека, пресмы­кающегося перед сиятельным графом. Исполь­зуя очень скупые средства, опирающиеся на ин­тонации человеческой речи, композитор создает здесь яркий образ угодливого, заискивающего чиновника, с восторгом и подобострастием, даже благоговением, говорящего о графе.

П.Вейнберг

Умение Даргомыжского в рамках одного романса показать контрастные образы ярко про­чилось в его песне «Титулярный советник» на

Слайд 7Искусство Даргомыжского своей музыкой рисовать портреты людей достигло вершины в

романсе «Старый капрал» на слова Курочкина из Беранже. Композитор определил

жанр романса как «драматическую песню». Это — и монолог, и драматическая сцена одновременно. Хотя в стихотворении Беранже говорится о французском солдате, участнике походов Наполеона , такая судьба была и у многих русских воинов. Текст романса — обращение старого солдата к товарищам, ведущим его на расстрел. Как ярко раскрыт в музыке внутренний мир этого простого, мужественного человека. Он ос­корбил офицера, за что был приговорен к смертной казни. Но это было не просто оскорбле­нно, а ответ на нанесенную старому солдату обиду. Этот романс — гневное обвинение общественного строя, который допускает насилие человека над человеком.

Давайте подведем итог. Что же нового внес Даргомыжский в развитие камерной вокальной музыки?
Во-первых, надо отметить появление в его вокальном творчестве новых жанров и насы­щение традиционных жанров новым содержа­нием.
Среди его романсов есть лирические, драматические, юмористические и сатирические монологи — портреты, музыкальные сценки, бытовые зарисовки, диалоги.
Во-вторых, в своих вокальных сочинениях Даргомыжский опирался на интонации челове­ческой речи, причем речи очень разнообразной, позволяющей создавать контрастные образы внутри одного романса.
В-третьих, композитор в своих романсах не просто рисует явления действительности. Он глубоко анализирует ее, выявляет ее противо­речивые стороны. Поэтому романсы Даргомыж­ского превращаются в серьезные философские монологи-размышления.
Еще одной важной чертой вокального твор­чества Даргомыжского стало отношение к по­этическому тексту. Если Глинка в своих роман­сах стремился передать общее настроение сти­хотворения через широкую песенную мелодию, то Даргомыжский стремился следовать за тон­чайшими оттенками человеческой речи, прида­вая мелодии свободный декламационный харак­тер. В своих романсах композитор следовал сво­ему главному принципу: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово».

Искусство Даргомыжского своей музыкой рисовать портреты людей достигло вершины в романсе «Старый капрал» на слова Курочкина из

Слайд 81. Сколько романсов написал Даргомыжский? Какое место этот жанр занимал

в его творчестве?
2. Какие романсовые жанры композитор использовал в своем

творчестве?
3. Назови имена поэтов, на чьи тексты писал Дарго­мыжский.
4. Объясни, в чем особенность отношения Даргомыж­ского к поэтическому тексту.
5. Сформулируй основной принцип творчества Дарго­мыжского.
6. Назови сатирические романсы композитора и про­анализируй их.
7. На стихи каких поэтов созданы лучшие лиричес­кие романсы композитора?

Вопросы

1. Сколько романсов написал Даргомыжский? Какое место этот жанр занимал в его творчестве?2. Какие романсовые жанры композитор

Слайд 9Все вопросы и выполненные задания (можно сфотографировать) отправляйте мне на

электронную почту :
ala1974@list.ru

Все вопросы и выполненные задания (можно сфотографировать) отправляйте мне на электронную почту :ala1974@list.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика