Слайд 1Методы диагностики психических состояний
Слайд 2Психическое состояние - устойчивая на определённом промежутке времени характеристика психической
деятельности человека (или животного).
Психические состояния занимают промежуточную позицию в классификации
психических явлений между психическими процессами, протекающими в конкретный момент времени и психическими свойствами личности, являющимися стабильными и устойчивыми характеристиками человека.
Слайд 4Если исключить методы диагностики функционального состояния путем снятия психофизиологических показателей,
то, пожалуй, самой распространенной группой методов окажутся опросники, направленные на
самооценку своего психологического состояния испытуемым.
Слайд 6Одной из самых распространенных методик диагностики психологического состояния в отечественной
психологии является методика САН, направленный на диагностику самочувствия, активности и
настроения, построенный по принципу шкалы Ликерта и содержащий 30 пар высказываний, касающихся психологического состояния (по 10 на каждую шкалу).
Слайд 8Распространенным также является методика, разработанная Ч.Д. Спилбергером и адаптированная Ю.Л.
Ханиным, на диагностику личностной тревожности и реактивной. Последняя выступает в
качестве психологического состояния.
Слайд 10Среди наиболее известных опросников на диагностику психологического состояния можно еще
указать "Опросник нервно-психического напряжения" Т.А. Немчина, содержащий 30 высказываний и
одну шкалу.
Слайд 12Можно также указать на два опросника, предложенных А.О. Прохоровым: "Опросник
психических состояний школьника" и "Опросник психических состояний учителя". Эти опросники
содержат по (соответственно) 74 и 78 названий конкретных состояний, таких как "азарт", "гнев", "ненависть", "досада", "чуткость" и т.п. Испытуемому необходимо обозначить степень выраженности каждого психологического состояния.
Слайд 14Существует и ряд прикладных (по отношению к разным профессиям) опросников
психологического состояния. В качестве примера можно указать сборник, в котором
опубликован ряд опросников, касающихся уровня стресса и тревожности спортсменов.
К опросникам можно отнести еще и методику Семикина В.В. "Рефлексия", позволяющую оценивать также параметры как функциональный комфорт, операциональная напряженность, эмоциональная напряженность, начальная стадия утомления, состояние выраженного утомления.
Слайд 16К проективным методикам относится "Физиологический тест Кунина", позволяющий оценивать общую
удовлетворенность работой.
Использование цветового теста Люшера тоже относится к проективным
методикам, и в последнее время он довольно широко используется для диагностики ПС. Базируясь на концепции М. Люшера о значениях основных четырех цветов, Н.А. Аминов предлагает диагностировать структуру текущих доминирующих мотиваций в психологического состояния: предпочтение синего цвета означает мотив аффилиации (доброжелательность-враждебность), предпочтение зеленого - мотив самоутверждения (доминирование-подчинение), предпочтение красного - поиск ощущений (возбуждение-скука), желтого - мотив конструктивного самовыражения (реактивность-заторможенность).
Слайд 18К методам, не относящимся к опросникам можно отнести диагностику эмоциональной
напряженности по особенностям речи, автоматизированную диагностику эмоциональной реактивности на основании
предпочтения цвета или формы в структуре психического образа, методику экспертного визуального определения эмоционального состояния по мимике лица и др.