Разделы презентаций


Тема 4. Товарная организация производства

Содержание

1. Натуральное хозяйство. Товарное производство: условия и причины возникновения. Типы товарного производства. Форма общественного хозяйства- это определенный способ организации хозяйственной деятельности людейКаждая экономическая система имеет свои специфические формы организации хозяйственной деятельности.Общими

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 4. Товарная организация производства
Вопросы:

Натуральное хозяйство. Товарное производство: условия и

причины возникновения. Типы товарного производства.
Товар и его свойства. Двойственный характер

труда, воплощенного в товаре.
Сущность и функции закона стоимости.

Тема 4. Товарная организация производстваВопросы:Натуральное хозяйство. Товарное производство: условия и причины возникновения. Типы товарного производства.Товар и его

Слайд 21. Натуральное хозяйство. Товарное производство: условия и причины возникновения. Типы

товарного производства.
Форма общественного хозяйства- это определенный способ организации хозяйственной деятельности

людей
Каждая экономическая система имеет свои специфические формы организации хозяйственной деятельности.
Общими экономическими формами являются натуральное и товарное производство.
1. Натуральное хозяйство. Товарное производство: условия и причины возникновения. Типы товарного производства. Форма общественного хозяйства- это определенный

Слайд 3Натуральное хозяйство.
Натуральное хозяйство -это такая форма хозяйствования, в которой материальные

блага и услуги производятся для собственного потребления, для потребления внутри

отдельной хозяйственной единицы.
Материальной основой натурального хозяйства служит низкое развитие общественного разделения труда (посмотрите – что означает данное понятие). Натуральному хозяйству присущ: самодовлеющий, замкнутый, локальный, ограниченный рамками данного хозяйства, характер производства.

Натуральное хозяйство.Натуральное хозяйство -это такая форма хозяйствования, в которой материальные блага и услуги производятся для собственного потребления,

Слайд 4Естественной формой богатства выступает натуральный продукт – материальное благо, имеющее

потребительную стоимость
В натуральном производстве наиболее четко определяются главные проблемы экономики:

что создавать, как это делать и для кого предназначаются продукты
Эти проблемы решаются собственниками натурального производства с учетом только внутрихозяйственного потребления

Естественной формой богатства выступает натуральный продукт – материальное благо, имеющее потребительную стоимостьВ натуральном производстве наиболее четко определяются

Слайд 5Натуральному производству присущи следующие черты:
- Натуральная форма хозяйства исторически основывалась

на земельной собственности, являвшейся фундаментом всех отношений собственности.
- Отсутствие частной

собственности на землю
- Сосредоточение частной собственности в руках государства, как верховного собственника, что вело к сращиванию собственности и государственной власти. Это в свою очередь обусловливает отношения между людьми непосредственно, а не через отношение к продуктам их труда
- Все виды работ начиная с добывания предметов труда и заканчивая завершающей стадией производства, ведутся в самом хозяйстве
- Слабо развито общественное и преобладает естественное разделение труда
- Замкнутость, отсутствие связи с другими хозяйственными единицами
- Все потребности производителя удовлетворяются за счет собственного хозяйства

Натуральному производству присущи следующие черты:- Натуральная форма хозяйства исторически основывалась на земельной собственности, являвшейся фундаментом всех отношений

Слайд 6Натуральное производство
Натуральное производство- исторически первый тип хозяйственной деятельности людей
Оно возникло

в глубокой древности, когда началась производственная деятельность человека и появились

первые отрасли хозяйства – земледелие и скотоводство
Исторический опыт свидетельствует об огромном многообразии моделей натуральной формы хозяйствования: первообытная община, азиатская община, германская община (марка), славянская «задруга»
Натуральное производство преобладает в слаборазвитых и во многих развивающихся странах

Натуральное производствоНатуральное производство- исторически первый тип хозяйственной деятельности людейОно возникло в глубокой древности, когда началась производственная деятельность

Слайд 7Главный недостаток натурального производства состоит в том, что оно не

может обеспечить рост производительности труда, а потому поддерживает лишь минимальные

условия жизни
Поэтому, начав с натурального производства, деятельность людей перешла к товарному производству

Главный недостаток натурального производства состоит в том, что оно не может обеспечить рост производительности труда, а потому

Слайд 8Товарное производство
Товарное производство – это специфическая форма отношений между производителями

и потребителями
Товарное (рыночное) хозяйство - это такая организация общественного хозяйства,

при которой продукты производятся отдельными обособленными производителями и каждый специализируется на выработке одного продукта.
Поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их товарно-денежный обмен.
Товарное производствоТоварное производство – это специфическая форма отношений между производителями и потребителямиТоварное (рыночное) хозяйство - это такая

Слайд 9Характерными чертами и признаками товарного производства являются наличие общественного разделения

труда и экономического обособления хозяйствующих субъектов
С развитием общества появляются новые

отрасли производства и тем самым углубляется общественное разделение труда
Это обуславливает необходимость обмена. А вместе с ним и товарного производства

Характерными чертами и признаками товарного производства являются наличие общественного разделения труда и экономического обособления хозяйствующих субъектовС развитием

Слайд 10Причина возникновения и существования товарного производства:
Экономическое обособление производителей, основной формой

обособления является частная собственность
Товарное производство обладает высокой адаптивностью к разным

экономическим системам, в каждой из них оно обслуживает реализацию тех форм собственности, которые им свойственны
Причина возникновения и существования товарного производства:Экономическое обособление производителей, основной формой обособления является частная собственностьТоварное производство обладает высокой

Слайд 11Типы товарного производства
Существуют два основных типа товарного производства:
1. Простое (неразвитое)

товарное производство- это производство продуктов для обмена самостоятельными частными товаропроизводителями

– крестьянами и ремесленниками.
Характеризуется:
- общественным разделением труда как материальным условием существования товарного производства;
- частной собственностью на средства производства и продукты труда;
- личным трудом собственника на средствах производства
- удовлетворением общественных потребностей посредством купли-продажи продуктов труда
- экономической связью между людьми через рынок

Типы товарного производстваСуществуют два основных типа товарного производства:1. Простое (неразвитое) товарное производство- это производство продуктов для обмена

Слайд 122. При развитом товарном производстве товарами становятся не только продукты

труда, но и факторы производства (земля, труд, капитал и предпринимательские

способности).
Рыночные отношения приобретают всеобщий характер. Происходит овеществление всей системы экономических отношений, который выступают как отношения между вещами, возникает товарный фетишизм. (К.Маркс, Капитал, Т.1, гл.1, § 4).
Суть товарного фетишизма – в овеществлении отношений между людьми, господстве вещей-товаров над ними.
2. При развитом товарном производстве товарами становятся не только продукты труда, но и факторы производства (земля, труд,

Слайд 13Крупное капиталистическое (развитое) товарное производство характеризуется наличием общих черт и

различий по сравнению с простым товарным производством
Общие черты: наличие частной

собственности на средства производства, стихийный характер развития, конкурентная борьба, производство продуктов на рынок

Крупное капиталистическое (развитое) товарное производство характеризуется наличием общих черт и различий по сравнению с простым товарным производствомОбщие

Слайд 14Различия: при простом товарном производстве средства производства принадлежат самим производителям,

а при капиталистическом - находятся в собственности предпринимателя;
При простом

товарном производстве: основано на личном труде, продукт принадлежит производителю, рабочая сила не является товаром, удовлетворение потребностей производителя и т.д.
При капиталистическом товарном производстве: основано на наемном труде, продукт принадлежит предпринимателю, рабочая сила является товаром, получение прибыли и т.д.

Различия: при простом товарном производстве средства производства принадлежат самим производителям, а при капиталистическом - находятся в собственности

Слайд 15В настоящее время многообразие форм собственности породило разнообразные формы предпринимательства

В настоящее время многообразие форм собственности породило разнообразные формы предпринимательства

Слайд 162. Товар и его свойства. Двойственный характер труда, воплощенного в

товаре.
Товар – продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи
Товар отличается

от продукта тем, что его путь от производства к потребителю обязательно лежит через рынок, он изготовлен не для собственного потребления, а для обмена на другие продукты
Товаром становятся вещи изготовленные трудом человека
Товарами становятся продукты изготовленные для других людей, для общества в целом
2. Товар и его свойства. Двойственный характер труда, воплощенного в товаре.  Товар – продукт труда, предназначенный

Слайд 17Товар обладает двумя свойствами:
1. Потребительная стоимость – это совокупность полезных

свойств товара, благодаря чему он обладает способностью удовлетворять какую либо

потребность общества или отдельно взятого человека
Ее характерные черты: она выступает как общественно полезная потребительная стоимость, выражает взаимосвязь между производством материальных благ и их потреблением
Особой потребительной стоимостью обладает рабочая сила как товар, она создает продукт
С потребительной стоимостью неразрывно связаны качество продукции, ее конкурентоспособность
Товар обладает двумя свойствами:1. Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря чему он обладает способностью

Слайд 18Товар обладает двумя свойствами
2. Стоимость товара – это овеществленный в

нем общественный труд
Ее характерные черты: она выражает производственные отношения многоукладной

экономики и проявляется через меновую стоимость
Меновая стоимость – это внешнее появление стоимости.
Не путать два понятия: стоимость и меновая стоимость! Почему?
Величина стоимости товара определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда
Решающее влияние на величину стоимости товара оказывает производительность труда
Величина стоимости товара изменяется в зависимости от интенсивности труда, его сложности
Товар обладает двумя свойствами2. Стоимость товара – это овеществленный в нем общественный трудЕе характерные черты: она выражает

Слайд 19Экономическая сущность товара
Потребительные стоимости различных товаров количественно несоизмеримы. Разные товары

имеют только одно общее свойство, делающее их сравнимыми между собой

при обмене, а именно то, что они - продукты труда. В основе равенства обмениваемых товаров лежит общественный труд, затраченный на их производство. Когда товаропроизводитель выносит топор на рынок для обмена, то он обнаруживает, что за его топор дают 20кг зерна. Это означает, что топор стоит столько же общественного труда, сколько стоят 20кг зерна. Стоимость - есть овеществленный в товаре общественный труд товаропроизводителей.

Экономическая сущность товараПотребительные стоимости различных товаров количественно несоизмеримы. Разные товары имеют только одно общее свойство, делающее их

Слайд 20Экономическая сущность товара
Стоимость товаров воплощает общественный труд, затраченный на их

производство, подтверждается общеизвестными фактами. Материальные блага, сами по себе полезные,

но не требующие затрат труда, не имеют и стоимости, как, например, воздух. Наоборот, товары, производство которых требует большого количества труда, имеют высокую стоимость, например, золото, алмазы. Многие товары, прежде всего дорогие, значительно подешевели после того, как развитие техники уменьшило количество труда, необходимого для их производства. Изменения в затратах труда на производство товаров обычно отражаются и на количественном отношении обмениваемых товаров, то есть на их меновой стоимости. Отсюда следует, что меновая стоимость товара является формой проявления его стоимости.

Экономическая сущность товараСтоимость товаров воплощает общественный труд, затраченный на их производство, подтверждается общеизвестными фактами. Материальные блага, сами

Слайд 21Экономическая сущность товара
За обменом товаров скрывается общественное разделение труда между

людьми, являющимися собственниками этих товаров. Товаропроизводители, приравнивая различные товары один

к другому, тем самым приравнивают свои различные виды труда, вступают в определённые отношения друг с другом. Эти отношения образуют в процессе производственной деятельности людей и проявляются в обмене товаров. Таким образом, в стоимости выражены производственные отношения между товаропроизводителями.

Экономическая сущность товараЗа обменом товаров скрывается общественное разделение труда между людьми, являющимися собственниками этих товаров. Товаропроизводители, приравнивая

Слайд 22Социальная сущность товара
Полезность вещи, её свойства, благодаря которым она может

удовлетворять ту или иную потребность людей, делают вещь потребительной стоимостью.

Потребительная стоимость может или непосредственно удовлетворять личную потребность человека или служить средством производства материальных благ. Например, хлеб удовлетворяет потребность в пище, ткань - потребность в одежде; потребительная стоимость ткацкого станка состоит в том, что с его помощью производятся ткани. В ходе своего исторического развития человек открывает всё новые полезные свойства вещей и способы их использования.
Потребительную стоимость имеют многие вещи, вовсе не созданные человеческим трудом, например, вода в источнике, плоды дикорастущих деревьев. Но не всякая вещь, имеющая потребительную стоимость, является товаром. Чтобы вещь стала товаром, она должна быть продуктом труда, произведенным для продажи.

Социальная сущность товараПолезность вещи, её свойства, благодаря которым она может удовлетворять ту или иную потребность людей, делают

Слайд 23Социальная сущность товара
Потребительные стоимости образуют вещественное содержание богатства, какова бы

ни была его общественная форма.
В товарном хозяйстве потребительная стоимость

является носителем меновой стоимость товара. Меновая стоимость является прежде всего количественным отношением, в котором потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Например, один топор обменивается на 20кг зерна. В этом количественном отношении обмениваемых товаров и выражена их меновая стоимость. Товары в определённых количествах приравниваются друг к другу, следовательно, они имеют общую основу. Этой основой не может быть ни одно из природных свойств товара - форма, вес, объём и т.п. Природные свойства товаров определяют их полезность, потребительную стоимость. Необходимым условием обмена является различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров. Никто не будет обменивать сахар на сахар или муку на муку.
Социальная сущность товараПотребительные стоимости образуют вещественное содержание богатства, какова бы ни была его общественная форма. В товарном

Слайд 24Существуют различные теории стоимости
Трудовая теория стоимости- определяет величину стоимости товара

трудом, затраченным на его производство
Основы трудовой теории стоимости заложили английские

экономисты: У.Петти, А. Смит, Д.Рикардо
У.Петти стоимость определяется трудом вообще
А. Смит стоимость товаров создается в любой отрасли материального производства, однако конкретный труд определяет стоимость
Д.Рикардо определяет стоимость товаров трудом, затраченным на их производство, безотносительно к его конкретной форме. Он не проводит различий между конкретным и абстрактным трудом
Существуют различные теории стоимостиТрудовая теория стоимости- определяет величину стоимости товара трудом, затраченным на его производствоОсновы трудовой теории

Слайд 25Существуют различные теории стоимости
Теория предельной полезности утверждает, что стоимость -

это чисто психологическое явление, объясняемое «предельной» т.е. наименьшей полезностью данного

товара для производителя
Ее сторонниками являются экономисты австрийской школы маржинализма Е.Бем-Баверк, К.Менгер
Е.Бем-Баверк раскрывает это положение на примере поселенца, живущего в лесу с пятью мешками зерна. Первый мешок ему нужен для прокормления, второй - для улучшения питания, третий-для откорма домашней птицы, четвертый- для изготовления водки, пятый - для кормления попугая
Отсюда он делает вывод - чем больше товаров, тем меньше их полезность для покупателя, тем ниже их стоимость
Существуют различные теории стоимостиТеория предельной полезности утверждает, что стоимость - это чисто психологическое явление, объясняемое «предельной» т.е.

Слайд 26Существуют различные теории стоимости
Теория спроса и предложения- стоимость товара определяется

не затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом и

предложением. Если спрос превысит предложение, то стоимость товара повысится, а если увеличится предложение (при неизменном спросе) стоимость товара уменьшится
Сторонниками этой теории являются Ж.Б.Сэй, Л.Вальрас, Ф.Фон Визер, А.Маршалл
А. Маршалл как представитель неоклассического направления экономической мысли пытался соединить теорию спроса и предложения с теорией предельной полезности и теорией издержек производства
Существуют различные теории стоимостиТеория спроса и предложения- стоимость товара определяется не затраченным на его производство трудом, а

Слайд 27Существуют различные теории стоимости
Теория трех факторов производства- связывает создание стоимости,

слагаемой из доходов, с функционированием трех факторов производства(труд, земля, капитал),

которым соответствуют три вида дохода(заработная плата, рента, прибыль)
Названные доходы образуют стоимость продукта и реализуются через цену при продаже продуктов на рынке
Существуют различные теории стоимостиТеория трех факторов производства- связывает создание стоимости, слагаемой из доходов, с функционированием трех факторов

Слайд 28Двойственный характер труда, воплощенного в товаре.
Итак, товар есть вещь, которая,

во-первых, удовлетворяет какую-нибудь потребность человека и, во-вторых, производится не для

собственного потребления, а для продажи.
Удовлетворение потребностей человека есть социальное предназначение товара, создание товара для продажи принять называть его экономической сущностью.

Двойственный характер труда, воплощенного в товаре. Итак, товар есть вещь, которая, во-первых, удовлетворяет какую-нибудь потребность человека и,

Слайд 29Двойственный характер товара
 Как мы выяснили, товар имеет двойственный характер: с

одной стороны, он является потребительной стоимостью, а с другой -

стоимостью.
Двойственный характер товара обусловлен двойственным характером труда, воплощенного в товаре. Виды труда столь же разнообразны, как и производимые ими потребительные стоимости. Труд столяра качественно отличен от труда слесаря, портного, сапожника и др. Различные виды труда отличаются друг от друга своей целью, приёмами, орудиями и результатами. Столяр работает при помощи топора, пилы, рубанка и производит изделия из дерева: столы, стулья, шкафы; портной производит одежду при помощи швейной машины, иглы, ножниц.
В каждой потребительной стоимости воплощён определённый вид труда: в столе - труд столяра, в костюме - труд портного, в обуви - труд сапожника и т.д. Труд, затрачиваемый в определённой форме, есть конкретный труд. Конкретный труд создаёт потребительную стоимость товара.

Двойственный характер товара  Как мы выяснили, товар имеет двойственный характер: с одной стороны, он является потребительной стоимостью,

Слайд 30Двойственный характер товара
При обмене самые разнообразные товары, созданные различными видами

конкретного труда, сравниваются между собой и приравниваются друг к другу.

Следовательно, за различными конкретными видами труда скрывается нечто общее, присущее всякому труду. Как труд столяра, так и труд портного, несмотря на качественное различие между этими видами труда, представляет собой производительную затрату человеческого мозга, нервов, мускулов и т.д. и в этом смысле является одинаковым человеческим трудом, трудом вообще. Труд товаропроизводителей, выступающий как затрата человеческой рабочей силы вообще, независимо от её конкретной формы, есть абстрактный труд. Абстрактный труд образует стоимость товара.

Двойственный характер товара При обмене самые разнообразные товары, созданные различными видами конкретного труда, сравниваются между собой и

Слайд 31Двойственный характер товара
Абстрактный и конкретный труд - это две стороны

труда, воплощенного в товаре. Всякий труд есть, с одной стороны,

расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле слова, - и в этом своём качестве одинакового, или абстрактно человеческого, труд образует стоимость товаров. Всякий труд есть, с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своём качестве конкретного полезного труда он создаёт потребительные стоимости.


Двойственный характер товара Абстрактный и конкретный труд - это две стороны труда, воплощенного в товаре. Всякий труд

Слайд 323. Сущность и функции закона стоимости.
Закон стоимости – это закон

товарного производства, по которому производство и обмен товаров осуществляются в

соответствии со стоимостью, общественно необходимыми затратами труда.
Он требует сведения индивидуального рабочего времени к общественно необходимому, индивидуальной стоимости – к общественной, а также к эквивалентности в экономических отношениях между субъектами хозяйствования.
Общественно необходимые затраты труда выступают в роли общественного норматива, который выявляется на рынке и в который товаропроизводители должны укладываться.
3. Сущность и функции закона стоимости. Закон стоимости – это закон товарного производства, по которому производство и

Слайд 33Если индивидуальные затраты ниже общественно необходимых, то товаропроизводители выигрывают, когда

они выше – их экономическое положение ухудшается.
Закон стоимости обусловливает также

соответствие объема и структуры производства общественным потребностям. Это является важным для регулирования общественного производства.
Закон стоимости является законом цен, он регулирует ценообразование, составляя его исходную основу. В процессе использования этого закона могут сочетаться свободные, лимитные, контрактные, коммерческие и др. виды цен.
Если индивидуальные затраты ниже общественно необходимых, то товаропроизводители выигрывают, когда они выше – их экономическое положение ухудшается.Закон

Слайд 34Функции закона стоимости.
1. Осуществление учета общественного труда через формирование общественно

необходимых затрат труда.
2.Закон обеспечивает распределение труда между различными сферами производства.

Через механизм колебаний рыночных цен вокруг стоимости происходит перемещение факторов производства из одних отраслей национальной экономики в другие, регулируется соотношение между выпуском различных товаров.
Функции закона стоимости.1. Осуществление учета общественного труда через формирование общественно необходимых затрат труда.2.Закон обеспечивает распределение труда между

Слайд 353. Стимулирующая. Закон стоимости стимулирует снижение производственных затрат. Если индивидуальные

затраты труда превышают общественно необходимые, то для того, чтобы не

разориться, товаропроизводитель обязан снижать величину этих затрат.
4. Распределительная – с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение общественного продукта между регионами, предприятиями.
5. На основе закона происходит дифференциация товаропроизводителей. Индивидуальные затраты труда у производителей неодинаковы. При продаже товаров товаропроизводители, у которых они ниже общественно необходимых, окажутся в выгодном положении – получат дополнительный доход. И наоборот.

3. Стимулирующая. Закон стоимости стимулирует снижение производственных затрат. Если индивидуальные затраты труда превышают общественно необходимые, то для

Слайд 366. Влияет на мирохозяйственные связи. Национальные стоимости выступают как индивидуальные,

из которых образуются интернациональные. Страна с высокой производительностью труда имеет

низкие индивидуальные затраты труда и при продаже товаров по интернациональной стоимости получает дополнительную прибыль, а с высокой индивидуальной стоимостью – проигрывает. Но это не означает, что стране с низкой производительностью труда внешнеторговые связи невыгодны. Они целесообразны, если она получает товар дешевле, чем могла бы сама их производить. Здесь важна не столько сама по себе величина стоимости товаров, сколько соотношение национальной и интернациональной стоимостей экспортируемых и импортируемых товаров.
6. Влияет на мирохозяйственные связи. Национальные стоимости выступают как индивидуальные, из которых образуются интернациональные. Страна с высокой

Слайд 37Факторы, определяющие стоимость.
По Марксу, в основе стоимости лежит только один

производственный фактор – труд работников.
Современные экономисты считают, что в основе

стоимости лежит не один, а несколько производственных факторов – труд, капитал (средства производства), природный фактор (земля), предпринимательские способности. В соответствии с этим признается:
1) стоимость формируется всеми факторами
2) стоимость распадается на доходы.


Факторы, определяющие стоимость.По Марксу, в основе стоимости лежит только один производственный фактор – труд работников.Современные экономисты считают,

Слайд 38Проблема стоимости должна решаться на сочетании подходов. При определении ценностей

товара важно учитывать и затраты (труд, рабочее время), результаты (количество

и качество полезности), их взаимодействие.
Проблема стоимости должна решаться на сочетании подходов. При определении ценностей товара важно учитывать и затраты (труд, рабочее

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика