Слайд 1Ростовская финифть
Выполнила: Моисеева Олеся
ФИИД, 21 группа
Слайд 2Что такое «финифть»?
Эмаль (финифть) — одна из древнейших разновидностей художественной
обработки металла. Это особый сплав стекла, окрашенного в разные цвета
окислами металлов. Издавна эмаль применялась для украшения предметов из золота, серебра и меди. Она была известна в Древнем Египте и через Византию попала на Русь.
Слайд 3С 1760-х годов в описях Ростовского архиерейского дома встречаются первые
упоминания о финифтяной мастерской. Возможно именно в это время, следуя
Указу Синода, ростовский митрополичий дом и монастыри стали привлекать талантливых людей для обучения не только иконописному, но и финифтяному ремеслу. Мастера из числа священников и приписных крестьян выполняли исключительно заказы церкви. По описям кладовых архиерейского дома можно судить о круге их работ. Это отдельные финифтяные пластины для икон с изображением ростовских и других особо почитаемых русских святых, а также комплекты миниатюр для церковной утвари, митрополичьих шапок и окладов Евангелия. Некоторые из них были отосланы в Ярославль, из чего можно сделать вывод, что в 60-х годах XVIII века услугами мастерской пользовались и за пределами города.
Ростов Великий с 18 века и до наших дней является крупнейшим центром эмальерного искусства России. Первые упоминания об эмалевом деле на Руси обычно связывают с Ипатьевской летописью (1174 – 1175).
Первые упоминания о финифти
Слайд 4К концу 18 века в Спасо-Яковлевском монастыре образуется первая мастерская
художников-миниатюристов, которая становится известной во всей России.
Со временем у ростовской
финифти образуется свой стиль – экспрессивный, с динамичной композицией, отличный от иконографии того времени и берущий своё начало скорее в стиле барокко. В Ростовском музее-заповеднике хранятся великолепные произведения мастеров того времени: А Всесвятского, А.Мощанского, П.Иванова, С.Петрова и других.
Слайд 5В первой половине XIX века начинается процесс обновления художественного языка
ростовской финифти. Он обусловлен как изменением вкуса заказчиков, так и
влиянием принципов классицизма на формирование архитектурно-предметного комплекса ростовских храмов.
Во второй половине XIX века расширился и жанровый диапазон ростовской финифти. Вслед за изданием гравюр с панорамами города, видами местных храмов и монастырей появились и ростовские миниатюры на эмали подобного содержания. Поначалу их выполняли в единичных экземплярах в качестве памятного подарка, а затем эмалевые пластины с панорамой Ростова вошли в ассортимент местных финифтяников.
Слайд 6После революции 1917 года мастера, объединившиеся в артель, создавали изделия,
разнообразные по ассортименту: шкатулки, коробочки, броши, запонки. Блестящую поверхность эмали
они заполняли цветной росписью, портретами общественных и политических деятелей, а также агитационной символикой.
С конца 1960-х годов в промысел пришло много талантливых художников, способных воспринять и развить местную живописную традицию. Определились новые возможности для расцвета ростовской финифти. Творческий потенциал промысла велик. Среди молодых художников-исполнителей немало талантливых миниатюристов, создающих собственные оригинальные композиции. Но, как в подлинно народном искусстве, в ростовской финифти сохраняется вечный идеал красоты русской природы и человека.
Слайд 8Технология изготовления эмали
К 19 веку окончательно утвердилась технология ростовской финифти,
которая сохранена фабрикой ''Ростовская финифть'' и актуальна по сей день.
Из тонкого медного листа вырубается основа будущей живописной пластинки, которая выковывается определённым образом и затем с двух сторон по особой технологии покрывается размолотой эмалью. Эмаль – это стекловидная масса, которая в зависимости от добавляемых в неё окислов металлов и других составляющих окрашивается в различные цвета.
Слайд 9На подготовленную пластинку наносится рисунок и начинается живопись. Первый слой
красок кладется самыми широкими кистями и называется ''малевкой''. Затем следует
обжиг в муфельной печи при определенной температуре. Эмаль при этом снова расплавляется, а термостойкие краски, накрепко соединяются с эмалью, как бы ''утопают' в ней. Потом вторая прописка - и снова обжиг. И так несколько раз. Финифть обретает свои характерные качества: особую прозрачность, лучезарность и звучность чистых красок, только эмали свойственную глубину многослойной живописи, как бы светящейся изнутри. В муфельной печи многие краски меняют свой цвет и художник должен предугадать, почувствовать какими они будут после обжига. Так рождается образец ручной росписи, несколько раз побывав под лупой и в жаре муфеля гармонично связанный с предметом, который он украшает, будь то оклад Библии или изящная шкатулка.
Слайд 11Роспись пластинки начинается с рисунка, который выполняется сначала на бумаге.
Затем под него подкладывается чистый лист бумаги, и рисунок по
контуру прокалывается иглой. На нижнем листе получается точечный отпечаток рисунка. Этот лист накладывается на лицевую поверхность загрунтованной пластинки и натирается смешанной со скипидаром сажей, в результате чего рисунок переводится на эмалевую основу.
Для росписи по эмали используются огнеупорные краски с t пл. от 700 до 800 0С. Они готовятся из тщательно растертых пигментов, смешанных со скипидаром и лавандовым или скипидарным маслом.
Слайд 13Обжиг живописи эмалевых пластин в муфельной печи происходит при температуре
800 °С.
Обжиг пластин
Слайд 14Филигранное оформление
Филигранное оформление придает изделиям из финифти особую красоту. Филигрань
\скань\ - это сочетание двух элементов, из которых создается оправа
– это тонкая образующая кружево из металла скрученная проволока и мельчайшие шарики \зернь\. Материалом для изготовления скани служат чистые металлы и их сплавы: золото, серебро, медь. Оправа для финифти паяется серебряным припоем. Гальваническое покрытие оправы драгоценными металлами – золотом, серебром с последующим цветным оксидированием.
Слайд 15Образцам изделий, утверждённым художественным советом фабрики, художественно-экспертным советом по НХП
по Ярославской области и зарегистрированных в Министерство промышленности, науки и
технологий Российской Федерации России, присваивается артикул, и они поступают для серийного производства. Утверждённые образцы хранятся в ассортиментом кабинете фабрики.
Наборка скани
Слайд 16Умелое сочетание финифти с оправой из напайной, ажурной, объёмной филиграни
с перегородчатой, горячей, холодной и другими видами эмали, создаёт высокохудожественные
изделия, которые позволяет отличить изделия ЗАО ''Фабрика ''Ростовская финифть'' от других школ.
Слайд 17Технические приемы
ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ
ВЫЕМЧАТАЯ ЭМАЛЬ
ЭМАЛЬ В СКАНЫХ ОБРАМЛЕНИЯХ
ЭМАЛЬ ПО
РЕЛЬЕФУ
ЭМАЛЬ РАСПИСНАЯ (ЖИВОПИСНАЯ МИНИАТЮРА)
ЭМАЛЬ С МЕТАЛЛИЧЕСКИМИ НАКЛАДКАМИ
ВИТРАЖНАЯ ЭМАЛЬ
ЭМАЛЬ «ГИЛЬОШЕ»
(ЭМАЛЬ ПО ГИЛЬОШИРОВКЕ)
ТРАНСПАРАНТНАЯ ЭМАЛЬ
Слайд 18Бренд ''Ростовская финифть'' известен во всём мире и стоит в
одном ряду с такими известными промыслами как Палех, Федоскино, Мстёра.
В.И. Борисова пишет: ''Творческий потенциал промысла велик. Среди молодых художников-исполнителей немало талантливых миниатюристов, создающих собственные оригинальные композиции. Каждое последующее поколение художников, воспринимая местную живописную традицию, вносит в ростовскую финифть новое мироощущение, собственное понимание прекрасного. Но, как и в подлинно народном искусстве, в ростовской финифти сохраняется вечный идеал красоты русской природы и человека''.