Слайд 1
Из опыта работы учителя начальных классов Налётовой Людмилы Николаевны
МБОУ «СОШ № 12» г.Ангарск
ТРИЗ
Слайд 2
Одной из главных задач учителя начальных классов и требований ФГОС
стало обеспечение условий для формирования творческой личности ,как обозначить связь
между понятиями «творчество» и «требования», «духовный мир» и «гос.заказ»?
Ассоциация слова «творчество»?(вероятно ,что-то новое ,связанное с духовным миром человека).Это понятие заложено в ФГОС «…готовность ученика к саморазвитию ,экологическая культура, социальная компетентность, способность к эмпатии ,усвоение гуманистических ценностей…»
В этом помогут приёмы РТВ Р-азвитие
Т-ворческого
В-оображения.
Слайд 3
Цель: освоить приёмы создания творческих продуктов, знакомство с элементами ТРИЗ.
Задачи:
. воспитание творчески активной, ответственной, самостоятельной личности, духовная жизнь которой
направлена на саморазвитие, что особенно актуально в условиях внедрения ФГОС НОО;
. воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни;
. развитие навыков работы в группе;
. развитие речи, креативного мышления , фантазии.
Слайд 4Приемы РТВ
Хорошо-плохо
Да-нет-ка
Матрешка
Приемы фантазирования
Моделирование маленькими человечками
Метод фокальных объектов
Салат из сказок
«Шкала фантазии»
Оператор
РВС
Конструирование загадок
Метод снежного кома
Метод золотой рыбки
Морфологический ящик
Слайд 5Увеличение-уменьшение
Объект или факт изменить во много раз так,
чтобы
появилось новое качество.
“В чашечке большого тюльпана
сидела живая девочка. Она
была маленькая-маленькая,
всего в дюйм ростом.
Поэтому ее так и прозвали - Дюймовочка. ”
(Г.Х. Андерсен “Дюймовочка”)
Слайд 6Увеличение – уменьшение
(проснулись жители ,а трава «выросла до пятого
этажа»
(вышел дед в огород, а репка такая маленькая, что без
очков не видно)
Слайд 7
Эмпатия- способность человека понимать чувства другого и его готовность оказать
эмоциональную поддержку.(поставить себя на место собеседника , сопереживать ему ,
воспринимать его внутреннее состояние, сохраняя все смысловые и
эмоциональные особенности.
Слайд 8
Эмпатия-умение воплотиться в другой образ и посмотреть на мир его
глазами.
- Оживи ветер :Кто его мама?Друзья?Характер?
- Какой совет дашь людям
на месте растений?
-Ты жук?(увидел банку с вареньем ,она закрыта,как открыть?
- Каким животным хотел бы побывать? Почему?
Слайд 9
Оживление – окаменение
- Как мне повезло!- говорит береза,- из
меня делают веники, …
- Как мне повезло!- говорит картошка, -
…
Слайд 11 Конструирование сказки
Сказочный винегрет
Игра «Только на одну букву»
- назвать
Ф.И.
-откуда приехал
-на чем
-куда едешь
-за чем
-кто тебя встретит
-какие там птицы встречаются
-какие звери
-какой подарок ты везешь
Слайд 12На что похоже? Что бы это значило?
«На свете всё на
что то похоже…»
- Самолёт на что похож?
- Ковш экскаватора на
что похож?
Слайд 13Игра "Хорошо - Плохо" имеет несколько вариантов
(Пример: карандаш.
- Нравится, что карандаш красный, не нравится, что тонкий.
- Хорошо, что он длинный, плохо, что остро заточен, можно уколоться.
- Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.
Рассмотрению может быть подвергнyтo и конкретное свойство предмета:
- Хорошо, что длинный - может служить указкой, но не входит в пенал .
- Деревянный - легко точится, но и может случайно сломаться.
- Красный - можно нарисовать салют, но нельзя разукрасить траву. И т.д .)
* Учит выявлять в предмете, человеке или явлении явные и скрытые признаки (хорошее и плохое).
*Любой объект одновременно обладает различными противоположными признаками.
Хорошо - плохо
Слайд 14 «МАТРЕШКА»
Самый простой пример использования «матрешки»: игла
в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в
ларце. Прием легок в использовании на любом предмете.
Природоведение. Широколиственные (широко, рок, око, кол, лист, коли) – какие слова определяют значение слова?
Ситуация: ты в другой галактике пишешь письмо маме, подпиши адрес. (кв. 32, д.15, кв.120, г.Ангарск, Иркутская обл., Россия, Евразия, Земля, Солнечная система, Млечный путь.)
Русский язык. Столовая (стол, сто, тол, лов) – какое слово является проверочным, почему?
* Помогает заглянуть глубоко «внутрь» объекта и видеть его в системе.
Слайд 15«СНЕЖНЫЙ КОМ»
Составляется простое предложение. Желающий учащийся может добавить к данному
предложению только одно подходящее по смыслу слово. Например:
Капитан вел корабль.
Капитан
вел корабль по морю.
Капитан вел корабль по Белому морю.
Молодой капитан вел корабль по Белому морю.
Молодой капитан Севастьянов вел корабль по Белому морю.
Молодой капитан Севастьянов уверенно вел корабль по Белому морю. И т.д.
* Учит составлять простые распространенные предложения.
Слайд 16
Ускорение – замедление
( встреча Лисы и Колобка длится одну
секунду: нет времени съесть его, как спасти Колобка)
•
Кто может помочь колобку? (звери, баба с дедом, дети)
• Какие предметы могут помочь Колобку? (деревья, листья)
• Как можем мы с вами ребята помочь Колобку? (предложить
спрятаться, изменить сюжет сказки).
• Как мы изменим сказку? (сделать так, чтобы Колобок не встретил
Лису, чтобы Дед и Бабка вернули его, звери заступились, встретилась
добрая Лиса).
Слайд 17
Системный оператор
Прошлое → Настоящее → Будущее
Слайд 18Преимущества:
Универсальны.
Отрабатывают все мыслительные
операции.
Создают условия
для использования
межпредметных связей.
Формируют УУД.
Подводят
обучающихся к
самостоятельному решению учебной
задачи.
Дают ощущение радости от
самостоятельного открытия.
Слайд 19Игры – тренинги
(система игр, тренингов, конструкторов)
Разработана Нестеренко А.А.
«Мастерская знаний»
Слайд 20«МОИ ДРУЗЬЯ»
Каждый ученик получает или выбирает себе объект
Учитель называет значение
признака;
Те дети, в объектах которых есть это значение признака, подбегают
к учителю
* Учит «всматриваться» в слова, через видение подсистемы слова.
Слайд 21Я БЕРУ ТЕБЯ С СОБОЙ
У: Я собралась в путешествие. Я
собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи.
Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Я беру с собой морковку. А что у вас?
Д: У меня капуста.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: У меня апельсин.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: У меня медуза.
У: Он берет тебя с собой.
Д: У меня мокрица.
У: Я беру тебя с собой.
Д: Признак: все предметы начинаются с буквы «М»?
У: Да!
* Учит определять признак, по которому отбираются объекты.
Слайд 22«ВИТРИНА»
Учитель (или ведущий – ребенок) – продавец, он загадывает объект
из копилки.
Дети – покупатели. Они задают вопросы, пытаясь определить,
какой объект загадан.
Учитель отвечает. Цена объекта – количество вопросов, за которое он «продан». Затем обсуждается лучший вопрос (или последовательность вопросов), который позволил быстрее прийти к ответу.
Далее можно ввести запрет на уже использованные вопросы и повторить игру
* Учит видеть общие признаки в словах, «отсекать» группу слов с одинаковыми признаками.
Слайд 23Составление загадок
Отдельная методика А.А.Нестеренко
Слайд 24
"Мышление талантливо тогда,
когда оно работает
в соответствии с законами внешнего
мира"
(Г.С. Альтшуллер)
УСПЕХОВ
И ТВОРЧЕСКИХ СВЕРШЕНИЙ !