Слайд 1Русская культура
в ХIV – XVI вв.
Слайд 2План
Письменность и литература
Живопись
Архитектура
Слайд 3Письменность и литература
Летописание
Летописание – изложение исторических событий в хронологической последовательности
Центрами
русского летописания в этот период были:
Москва (с ХIV века)
Новгород
Псков (Псково-Печерский
монастырь)
Тверь ( до конца ХV века)
Слайд 4Летописание
В основе большинства русских летописей
лежала Повесть временных лет.
Наиболее известные
летописи ХIV-XVI вв.:
Лаврентьевская (датирована 1377 г.)
Троицкая (1408 г.)
Новгородские летописи
Никоновская летопись
(XVI в.)
Лицевой свод (2 пол. XVI в.)
Слайд 5Основные жанры:
Исторический:
Тема борьбы с монголо-татарским игом («Задонщина» Софония Рязанца, «Сказание
о Мамаевом побоище»)
Темы, связанные с внешнеполитическими событиями XVI в. :
«История о Казанском ханстве», «Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков»
Жития: «Житие Сергия Радонежского», «Житие митрополита Петра»
Хожения: «Хожение за три моря Афанасия Никитина (1466-1472)
Сборники для повседневного чтения : «Четьи Минеи
(1530- 42гг.), сборник правил поведения «Домострой» священика Сильвестра
Литературные произведения
Слайд 6Литературные произведения
В XV – XVI вв. Москва окончательно становится центром
русских земель, процесс создания централизованного государства завершается. Появляется идея об
особой миссии Москвы, которая оформилась в теорию «Москва – третий Рим». Старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей писал: «Первый Рим пал от нечестия, второй (Константинополь) – от засилия анарянского , третий Рим – Москва , а четвертому – не бывать». В «Сказание о князьях Владимирских» обосновывается преемственность русских великих князей и царей от римских и византийских императоров.
Слайд 7Письменность и литература
Публицистика
Полемика иосифлян и нестяжателей:
- Сочинения Иосифа Волоцкого, направленные
против еретиков;
- Произведения Вассиана Патрикеева («Прение с Иосифом Волоцким») и
Максима Грека («Стязание о известном иноческом жительстве»)
Произведения Ивана Пересветова («Сказание о книгах»)
Переписка Ивана IV с кн. Андреем Курбским
(1564 -1577)
Слайд 8Письменность и литература
Публицистика
Из первого послания князя Курбского Ивану Грозному:
«Зачем, царь
… на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные
от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах, и в чародействе, и в ином непотребстве (…) Или ты, царь, мнишь, что бессмертен…»
Слайд 9Письменность и литература
Публицистика
Из ответа Ивана Грозного:
«Никого мы из своей земли
не изгоняли, кроме тех, кто изменил православию. Убитые же и
заточенные… получили наказание по своей вине… А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить…»
О какой политике Ивана Грозного идет речь в переписке ?
Слайд 10Техника письма
В XIV в. изменяется техника письма:
на смену уставу приходит полуустав.
В XV веке
в России начинает активно использоваться бумага. Количество документов стремительно увеличивается и выводить каждую букву становится сложно, вместо полуустава появляется скоропись.
Слайд 11Книгопечатание
В 1563-64 гг. дьякон Иван Федоров и
его помощник Петр Мстиславец издали первую печатную книгу (хотя есть
сведения о более раннем начале книгопечатания), а в 1565 г. издали «Часослов». Но наряду с печатными книгами сохранялись рукописные.
Вспомнить, когда книгопечатание появилось в Западной Европе?
Слайд 12Живопись
Иконопись
Фрески
Книжные миниатюры
С XIV в. прослеживается обособление ряда живописных
школ (новгородской, псковской, тверской, московской).
Самыми известными мастерами живописи
в этот период были Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий.
Слайд 13Творчество Феофана Грека
Феофан Грек (ок. 1340-после 1405 гг.).
Перед приездом на Русь работал в Кафе (Феодосия). Первая его
известная работа на Руси – роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде (1378г.). Для манеры Феофана характерны напряженность образов, сдержанный колорит, световые блики.
Слайд 14Творчество Феофана Грека
Работал Феофан Грек и в Москве:
делал роспись церкви Рождества Богородицы (1395г.) и работал в Архангельском
соборе (1399г.) вместе с Симеоном Черным; вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца работал в Благовещенском соборе (1405 г.)
Приписывают ему и «Донскую икону Божьей матери».
Иконостас Благовещенского собора
Донская икона Божьей матери
Слайд 15Творчество Андрея Рублева
Высшей степени выразительности, совершенства русская иконопись и фресковая
живопись достигла в работах Андрея Рублева. Он родился около 1370
г., стал чернецом (монахом) Троице-Сергиева, а затем московского Спасо-Андроникова монастыря. Он расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, Успенский собор во Владимире вместе с Даниилом Черным, работал над фресками и иконами Троице-Сергиева монастыря.
Сошествие в ад
Архангел Гавриил
Слайд 16Творчество Андрея Рублева
Самая известная работа Рублева – икона
Троица из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. По монастырскому
преданию икону Андрею Рублеву заказал игумен Никон, ученик Сергия Радонежского. Сюжет иконы – библейское сказание о явлении патриарху Аврааму трех ангелов.
Слайд 17Творчество Дионисия
«Факел русского искусства, так высоко поднятый Рублевым,
переходит к концу XV в. в руки его достойного преемника
Дионисия» (Л. Любимов)
В начале ХХ века П.П. Муратов писал, что на берегу небольшого озера Белозерского края , в Ферапонтовом монастыре сохранился прекраснейший памятник древнерусской живописи – фрески, исполненные Дионисием иконником со своими сыновьями в 1500-1501 гг.
Митрополит Петр
Богоматерь с архангелами
Михаилом и Гавриилом
Слайд 18Архитектура
После монголо-татарского нашествия в большинстве русских земель прекратилось каменное строительство.
Сохранилось оно только на северо-западе: в Пскове и Новгороде. XIV-XV
вв. – время дальнейшего развития псковско-новгородской архитектуры. Постройки возводят из околотого камня, фасады покрывают штукатуркой.
Слайд 19Московская архитектура
В конце ХIII в. возрождается монументальное строительство
в Твери, а в 20-е годы
ХIV
в. начинается строительство каменных храмов в Москве. В ХIV в. были в Москве были построены:
Церковь Иоанна Лествичника (1329г.)
Церковь Спаса на Бору (1330г.)
Деревянный Кремль (1339-40гг.)
Собор Чудова монастыря (1365г.)
Первый каменный Кремль (1367г.)
В московском зодчестве продолжаются традиции архитектуры предшествующего периода, Москва воспринимает формы архитектуры разных русских земель.
Слайд 20Московская архитектура
В конце ХV в. завершается процесс централизации русского государства
под главенством Москвы. В Московском Кремле начинается обширная перестройка. В
1475-79гг. Арх. Аристотелем Фиораванти сооружен Успенский собор.
В 1484-89г. построен Благовещенский собор.
Слайд 21Московская архитектура
В 1487-91 гг. Марко Руфо и Антонио Солари строят
Большую Грановитую палату.
В 1485-95 гг. были сооружены новые кремлевские стены
и башни: под руководством Марко Руфо – Спасская башня, Соборная башня – Антонио Солари и Марко Руфо.
Слайд 22Московская архитектура
В 1505-1508 гг. итальянский архитектор Алевиз Фрязин (Новый) построил
в Кремле Архангельский собор.
В этих же годах была возведена дозорная
башня Московского Кремля, которая после достройки в 1600г. приобрела высоту более 80 метров и стала служить колокольней (получила название колокольня Ивана Великого).
Слайд 23Московская архитектура
В XVI в. появляется в архитектуре новый
стиль – шатровый, при строительстве шатровых храмов заимствовались элементы из
деревянного зодчества: восьмигранная башня, увенчанная шатром, очертания нижележащего объема и терраса, окружающая сооружение.
В 1532 г. была построена церковь в селе Коломенское .
В 1555-61 гг. архитекторы Барма и Постник возвели в Кремле Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного).
Слайд 24Задание:
Сравните крестово-купольный храм и храм, построенный в шатровом стиле
Слайд 25Архитектура
Строительство крепостей
В XVI в. территория Московского государства быстро
расширяется. На рубежах русского государства строятся крепостные сооружения: крепость на
Соловецких островах, стены и башни Астраханского Кремля, Смоленская крепость (арх. Федор Конь)
Слайд 26Крепостная архитектура
Астраханская крепость
(1582-89 гг.)
Слайд 27В XIV - XVI вв. Москва утверждается в качестве единого
центра Руси, наследницей духовной культуры Северо-Восточной Руси, развивавшей идеи единства
и сильной княжеской власти. Формируется Московское государство с единой общерусской культурой, утверждающей идеи православия и укрепления самодержавия.