Разделы презентаций


Русская среда Постыдное чтение

Содержание

Я тщательно скрываю свое увлечение от сверстников и друзей Three_of_Clubs, автор комикса «Рисунки» по игре «Assassin’s Creed 3»Полтора человека, которые знают про мой интерес к фанфикам, считают это хобби полным маразмом,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Жанры и стили современной литературы: фэнтези, комикс, фан-фикшн



Юлия Вячеславовна Булдакова
Ирина

Васильевна Маркова
«Русская среда» «Постыдное чтение»

Жанры и стили современной литературы: фэнтези, комикс, фан-фикшнЮлия Вячеславовна БулдаковаИрина Васильевна Маркова «Русская среда»   «Постыдное

Слайд 2Я тщательно скрываю свое увлечение от сверстников и друзей
Three_of_Clubs,

автор комикса «Рисунки» по игре «Assassin’s Creed 3»


Полтора человека, которые

знают про мой интерес к фанфикам, считают это хобби полным маразмом, понижающим мой мысленный рейтинг в их глазах
Ansy, автор фанфикшн, филолог, аспирант

Я тщательно скрываю свое увлечение от сверстников и друзей Three_of_Clubs, автор комикса «Рисунки» по игре «Assassin’s Creed

Слайд 3Причины появления
Массовая культура и культура потребления: узнаваемость (сочетание готовых миров,

«кроссоверы», ремейк), тиражируемость, сериальность
Появление новых технических средств передачи информации и

индустрии масскульта
Формирование специфических путей чтения и писательства (особенно в Интернете)

Причины появленияМассовая культура и культура потребления: узнаваемость (сочетание готовых миров, «кроссоверы», ремейк), тиражируемость, сериальностьПоявление новых технических средств

Слайд 4Причины появления
Игра с текстом
Развитие в среде фанатов
Ситуация эскапизма (бегства) и

романтического двоемирия
Стремление показать глобальность жанра, значительную историю развития (Гомер писал

фэнтези, Шекспир – фан-фикшн)

Причины появленияИгра с текстомРазвитие в среде фанатовСитуация эскапизма (бегства) и романтического двоемирияСтремление показать глобальность жанра, значительную историю

Слайд 5Сюжет
«Вечные» сюжеты:
- дорога, путешествие
- взросление, «годы учения

и годы странствий», обретение мастерства
- приключение
- невозможная любовь
История противостояния героя

(толпе, системе, ценностям)
Фронтир (непримиримое столкновение своего и чужого пространств, цивилизации и «дикости»)
Проникновение в художественный мир читателя/игрока/нашего современника/персонажа другого произведения (т.н. «попаданцы»)
Сюжет«Вечные» сюжеты:   - дорога, путешествие- взросление, «годы учения и годы странствий», обретение мастерства- приключение- невозможная

Слайд 6Хронотоп
Художественный мир, устроенный по особым правилам
Мир наполнен узнаваемыми аксессуарами

и атрибутами (мифологическими, сказочными, фантастическими, романными, повседневными)
Возможна любая логика этого

мира:
- искривление времени (альтернативная история, альтернативная реальность, постапокалипсис),
- мифологическое пространство (например, «Плоский мир» Терри Праччета),
- игровое пространство (литRPG)

ХронотопХудожественный мир, устроенный по особым правилам Мир наполнен узнаваемыми аксессуарами и атрибутами (мифологическими, сказочными, фантастическими, романными, повседневными)Возможна

Слайд 7Герой
Романтическое наследие:
- одинокий, непринятый толпой, герой-бунтарь, который бросает вызов традиционному

укладу. Обладает узнаваемым портретом, уникальными способностями, жизненной миссией
герой «одной страсти»
благородный

разбойник


ГеройРомантическое наследие:- одинокий, непринятый толпой, герой-бунтарь, который бросает вызов традиционному укладу. Обладает узнаваемым портретом, уникальными способностями, жизненной

Слайд 8Герой
Мифологическое наследие:
архетипический герой,
«избранник»
трикстер
Романическое наследие:
выражает желания и ценности массового читателя
автобиографизм

ГеройМифологическое наследие:архетипический герой, «избранник»трикстерРоманическое наследие:выражает желания и ценности массового читателяавтобиографизм

Слайд 9Причины читательского интереса
Простота, легкость, узнаваемость:
- стиля, сюжета, героя, переживаний, чтения,

творчества
Возможность дополнений, игры, собственного творчества:
- перенос ситуации/героя в собственную жизнь
-

удобная (понятная, пластичная, но неполная) художественная вселенная и герой – можно писать свои истории
Влияние субкультуры (фанатов, косплееров, геймеров, гиков, ролевиков и т.д.)
Возможности выбора: огромный объем доступных текстов в Интернете
Причины читательского интересаПростота, легкость, узнаваемость:- стиля, сюжета, героя, переживаний, чтения, творчестваВозможность дополнений, игры, собственного творчества:- перенос ситуации/героя

Слайд 10Причины читательского интереса
Эмоциональные потребности:
- бегство из скучной реальности, обыденности
желание сильных

впечатлений, сильных чувств
нет сложного, неоднозначного нравственного выбора
нет непонятных противоречивых переживаний

(«люблю Россию я, но странною любовью»)

Причины читательского интересаЭмоциональные потребности:- бегство из скучной реальности, обыденностижелание сильных впечатлений, сильных чувствнет сложного, неоднозначного нравственного выборанет

Слайд 11Влияние на чтение и творчество
Выработка критериев «хорошей книги»:
сильная эмоциональная реакция

(отсюда любовь к счастливым и трагическим финалам), катарсис
быстрое, «запойное»

чтение (приключения, понятные однозначные мотивировки, сериальность)
«это про меня»
Отказ от чтения, которые не приносит сильных эмоций или связано с неприятными переживаниями, требует интеллектуальной и культурной подготовки
Влияние на чтение и творчествоВыработка критериев «хорошей книги»:сильная эмоциональная реакция (отсюда любовь к счастливым и трагическим финалам),

Слайд 12Фэнтези
Фантастика решает актуальные проблемы на актуальном материале.
Фэнтези от реальности

бежит. Фантастика к ней приводит
Борис Стругацкий

ФэнтезиФантастика решает актуальные проблемы на актуальном материале. Фэнтези от реальности бежит. Фантастика к ней приводитБорис Стругацкий

Слайд 13Фэнтези
литературный жанр, основанный на принципе иррациональности художественного мира, создан мир,

существование которых нельзя объяснить логически (сочетание мифа, мистики, фольклора)
Виды:


«Магия и меч» («высокое»)– средневековый антураж, традиционные эльфы, гномы, орки и т.д.
Футурологическое (космос, технократический мир) – максимально близко научной фантастике
Городское («низкое») – мистическое проникает в повседневную реальность (современную или историческую)

Фэнтезилитературный жанр, основанный на принципе иррациональности художественного мира, создан мир, существование которых нельзя объяснить логически (сочетание мифа,

Слайд 15Фэнтези
Альтернативная история – мистическое меняет ход событий
Альтернативная вселенная (например, славянское,

стим-панк, история вымышленного мира) – пространство, в котором присутствуют детали

реального мира или исторической эпохи, но связи между ними иррациональны. Это вселенная, похожая на нашу, но – магическая.
Монументальное (эпическое) – создан детальный масштабный мир со множеством продуманных деталей
Героико-эпическое – авантюрный приключенческий сюжет дополнен значительной, высокой миссией героя (защита родины, спасение народа, обретение культурной ценности). Такое повествование сближается со средневековым эпосом.
Квест – отражение принципов ролевой или компьютерной игры (ср. «пойди туда, не знаю куда»)

ФэнтезиАльтернативная история – мистическое меняет ход событийАльтернативная вселенная (например, славянское, стим-панк, история вымышленного мира) – пространство, в

Слайд 17Фэнтези
Стилизованный, иллюзорный условный мир
Бегство в уютную и понятную реальность: можно

один раз разобраться в ее правилах и потом легко существовать
Миссианство:

повышенная ценность жизни и личности героя, собственная значимость
Специфическая стилистика: «эльфийский» язык, говорящие имена
Четкие нравственные ориентиры
ФэнтезиСтилизованный, иллюзорный условный мирБегство в уютную и понятную реальность: можно один раз разобраться в ее правилах и

Слайд 18Комикс
Картинки тоже надо учиться читать, как и слова, но если

в школе нас худо-бедно приучают удовлетворительно понимать слова, то понимать

картинки – нет.
Так что легкость восприятия комиксов обманчива
Тьерри Грёнстин, искусствовед

Обычно комиксы «глотают», если этот продукт – результат хорошего вкуса художника
Олег Семенюк
КомиксКартинки тоже надо учиться читать, как и слова, но если в школе нас худо-бедно приучают удовлетворительно понимать

Слайд 19Комикс
Литературно-изобразительный жанр, основанный на принципиальном повествовательном единстве слова и рисунка
Возникает

в процессе осмысления возможностей фотографии и кино как новаторских искусств
Маргинален:


-низкое/высокое
-авторское/массовое,индустриальное, коммерческое
- текстовое/изобразительное
Представляет специфичное авторское видение художественного мира
КомиксЛитературно-изобразительный жанр, основанный на принципиальном повествовательном единстве слова и рисункаВозникает в процессе осмысления возможностей фотографии и кино

Слайд 20Комикс
Виды:
Сатирический/пародийный
Героический
Фэнтези
Школьный
Графический роман
Фотокомикс, кинокомикс,
Манга,
Адаптация (известного произведения к другой знаковой

системе)

КомиксВиды:Сатирический/пародийныйГероическийФэнтезиШкольныйГрафический романФотокомикс, кинокомикс, Манга, Адаптация (известного произведения к другой знаковой системе)

Слайд 22Комикс
История: в стилистике текста – ориентация на устную речь, просторечие,

жаргон; драматизм
Визуальный ряд: линия кадров и «ломаное» пространство с нарушенной

перспективой, нарушение логической линии событий (не фабульность, а сюжетность), «застывшее» действие, шаблонное изображение простых эмоций
КомиксИстория: в стилистике текста – ориентация на устную речь, просторечие, жаргон; драматизмВизуальный ряд: линия кадров и «ломаное»

Слайд 23Комикс
Рисунок несет основную смысловую нагрузку, его иллюстрирует текст
Шрифтовое выделение ремарок

(звук, градация действий, процессуальность)
Структура страницы: панели, полосы, развороты, филактеры

КомиксРисунок несет основную смысловую нагрузку, его иллюстрирует текстШрифтовое выделение ремарок (звук, градация действий, процессуальность)Структура страницы: панели, полосы,

Слайд 24Фан-фикшн
Современные «сообщества воображения» создают, читают и обсуждают свои тексты,
постоянно

наращивая плотность смыслов,
усложняя условия для увеличения новизны и оригинальности,


развивая коллективные практики интерпретации и совместно устанавливая границы
Наталья Самутина, филолог
Фан-фикшнСовременные «сообщества воображения» создают, читают и обсуждают свои тексты, постоянно наращивая плотность смыслов, усложняя условия для увеличения

Слайд 25Фан-фикшн
Литературное творчество фанатов
Виды:
- литературоцентричный
- документально-биографический
- на основе кино-, теле-,

игровой продукции (визуальный, иконический образ преобладает)
Жанрово-стилевые формулы (глобальное разграничение наличия

или отсутствия любовного сюжета)
Восполнение лакун сюжета и характера
Фан-фикшнЛитературное творчество фанатовВиды: - литературоцентричный- документально-биографический- на основе кино-, теле-, игровой продукции (визуальный, иконический образ преобладает)Жанрово-стилевые формулы

Слайд 26Фан-фикшн
Взаимоотношения автора и читателя: мотивация и рефлексия творчества
Уникальная ситуация в

современной культуре: читатель наблюдает за творческим процессом, произведение рождается и

меняется на глазах читателя, диалог и сотворчество
Стремление к отбору произведений (читательские рейтинги, рекомендации, включение в коллекции, литературно-критическое творчество)
Фан-фикшнВзаимоотношения автора и читателя: мотивация и рефлексия творчестваУникальная ситуация в современной культуре: читатель наблюдает за творческим процессом,

Слайд 28Фан-фикшн
Высока значимость паратекстуальных элементов: «шапки», аннотации, комментариев, рекомендаций. С одной

стороны – облегчает поиск в огромном количестве текстов, с другой

– потребление готовой информации, нежелание читать неприятный текст

Фан-фикшнВысока значимость паратекстуальных элементов: «шапки», аннотации, комментариев, рекомендаций. С одной стороны – облегчает поиск в огромном количестве

Слайд 29В чем ценность жанров массовой литературы?
Почему они вошли в наше

жизнь и как изменили ее?

В чем ценность жанров массовой литературы?Почему они вошли в наше жизнь и как изменили ее?

Слайд 30Как писать и как понимать
художественный текст

Юлия Вячеславовна Булдакова
«Русская среда» «Поверить

алгеброй гармонию»

Как писать и как понимать художественный текстЮлия Вячеславовна Булдакова «Русская среда»   «Поверить алгеброй гармонию»

Слайд 31Что такое художественный текст
Специфика искусства: познание мира и человека в

образах
Искусство – это ценность (культура, эпоха, личность)
Цель, субъект и объект

искусства – человек
Художественное = вымысел
Текст и произведение (обязательна идея, авторский замысел)

Что такое художественный текстСпецифика искусства: познание мира и человека в образахИскусство – это ценность (культура, эпоха, личность)Цель,

Слайд 32Структура художественного произведения
Тема (о чем?) – событийный уровень
Идея (зачем? почему?)

– понимание темы автором, авторский замысел.
Произведений без идеи НЕ

БЫВАЕТ
Конфликт – непримиримое, острое противоречие
Интрига – загадка, неизвестное событие, которое провоцирует конфликт
Сюжет – события, порожденные конфликтом
Композиция – расположение событий, которое указывает на авторский замысел
Структура художественного произведенияТема (о чем?) – событийный уровеньИдея (зачем? почему?) – понимание темы автором, авторский замысел. Произведений

Слайд 33Структура композиции
[Пролог]/Экспозиция (представление героев)

КУЛЬМИНАЦИЯ
развитие действие
действия продолжается
завязка развязка

[Эпилог]

Кульминация и развязка раскрывают авторский замысел
Кульминация – точка (событие, деталь, слово) перелома. События предстают как «до» и «после». Герой – меняется (в глазах окружающих, в читательской оценке, в собственных глазах)
Структура композиции[Пролог]/Экспозиция (представление героев)

Слайд 34Структура художественного произведения
Мотивы и мотивировки
Герой
Хронотоп (когда и где происходит действие)
Художественная

(эстетическая) деталь, образы

ГЛАВНОЕ – ЯЗЫК
Синтаксис (ритм фразы)
Грамматика (статика или

динамика, описание или повествование)
Лексика (тропы и фигуры; стилевые особенности)
Звуки (приятный и неприятный текст)
Графика (внешнее впечатление –
например, «лесенка» у В. Маяковского)
Структура художественного произведенияМотивы и мотивировкиГеройХронотоп (когда и где происходит действие)Художественная (эстетическая) деталь, образыГЛАВНОЕ – ЯЗЫК Синтаксис (ритм

Слайд 35Хорошие и плохие сюжеты
Всех поженить
Короче, все умерли
Интригующая, сложная завязка, из

которой не выпутаться
Нелогично(«рояль в кустах», «бог из машины»)

Хорошие и плохие сюжетыВсех поженитьКороче, все умерлиИнтригующая, сложная завязка, из которой не выпутатьсяНелогично(«рояль в кустах», «бог из

Слайд 36Предсказуемые действия:
+ «вечный», «бродячий» сюжет, миф, сказка, акцент – на

мотивировки и ЯЗЫК (интересно не что сказано, а как сказано)

«Все жанры хороши, кроме скучного» (Вольтер)
Предсказуемые действия:+ «вечный», «бродячий» сюжет, миф, сказка, акцент – на мотивировки и ЯЗЫК (интересно не что сказано,

Слайд 37Динамика и статика (повествование, рассуждение и описание)
Эпическое, лирическое и драматическое

в сюжете

Динамика и статика (повествование, рассуждение и описание)Эпическое, лирическое и драматическое в сюжете

Слайд 38Как создать интригу и конфликт

Как создать интригу и конфликт

Слайд 39Как построить кульминацию

Как построить кульминацию

Слайд 40Каких героев мы любим?
Логика характера (качества личности)

Каких героев мы любим?Логика характера (качества личности)

Слайд 41Литературный практикум
Придумайте историю по слову (предложению, фразе)
Придумайте героя по слову

(предложению, фразе)
Допишите историю, восполните лакуны сюжета
Начните историю с банальной фразы

о герое, о событии
Опишите кульминацию, достройте к ней завязку и развязку
Опишите события с «роялями» и вычеркните их
Вычеркните слова «очень», «который», «сказал», причастия (не больше 2 на 3-4 предложения)
Литературный практикумПридумайте историю по слову (предложению, фразе)Придумайте героя по слову (предложению, фразе)Допишите историю, восполните лакуны сюжетаНачните историю

Слайд 42 Спасибо, что были с нами!

Спасибо, что были с нами!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика