Слайд 2 Большим успехом в нашей школе пользуется старинная русская
игра лапта. Детям она очень нравится за свою искрометность, за
быстрое реагирование на ситуацию и умение найти правильное решение. Играя в лапту, дети учатся бегу с ускорением, ловле мяча, передаче мяча партнёру, метанию мяча в цель, в подвижную цель, ловкости попадания битой по мячу, набрасыванию мяча партнёру.
Русская лапта в нашей школе
Слайд 3 Перед обучением игре – лапта, я всегда рассказываю детям
о истории возникновения этой игры, о том, что в неё
играли наши дедушки и бабушки, папы и мамы, как ловили мячи шапками, как изготавливали сами биты.
Лапта – игра командная. Действия отдельных участников здесь подчинены интересом своей команды. Поставленная цель достигается главным образом согласованными действиями играющих. Для определения результата игры необходимо судейство.
Слайд 4 Возрастные степени согласованности действий требуют от
участников не только психологической перестройки, но и владение навыками более
сложных движений , необходимых в командной деятельности. Обучение игре лапта я начинаю со второго класса.
В ходе игры я приучаю учащихся к точному соблюдению правил, добиваюсь сознательной дисциплины.
В зависимости от решаемых задач, подготовленности занимающихся и конкретных действий могу упростить или усложнить некоторые пункты правил, изменить число играющих и т.п.
Слайд 5 Кроме контроля за
соблюдением правил, слежу и за тем, чтобы учащиеся правильно выполняли
технические приемы, на закрепление которых нацелена игра. За каждый технический прием (« перебежка», « свеча») начисляют дополнительные очки. Игру заканчиваю в тот момент, когда учащиеся еще увлечены , но видны уже первые признаки утомления.
Слайд 6 Роль народной игры лапта – в спортивной
подготовке трудно переоценить. По существу, здесь речь идет об использовании
наиболее эффективного в этих условиях игрового метода. Высокое его достоинство состоит в том, что он делает доступным изучение технически сложных упражнений. Одновременно использование игры обеспечивает комплексное совершенствование двигательной деятельности, где вместе с двигательными навыками формируется и развивается физическая сила.
Слайд 7 Дети растут, изменяются и усложняются правила,
увеличивается площадка, биты становятся длиннее, удары выше и сильнее, перебежки
быстрее, а заодно решаются многие лёгкоатлетические проблемы: учащиеся улучшают результаты при беге на короткие дистанции, лучше метают мяч на дальность, в цель, а самое главное – решается оздоровительная задача.
Слайд 8 Кстати игры похожие на лапту есть
во многих странах: крикет – в Англии, бейсбол – в
США, песо – в Финляндии, ойна – в Румынии. Но лучше нашей лапты нет. О ней написано ещё в древних русских летописях. Значить, живёт эта игра более тысячи лет в народе. О значении лапты очень метко сказал знаменитый русский писатель А.И. Куприн: «Это народная игра одна из самых интересных и полезных игр… В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара рук и вечная уверенность, в том, что тебя не победят». Сказано давно, а сущность остаётся и поныне.
Слайд 9 В массовых боях “стенка на стенку”
принимало участие почти все мужское население всех сословий и возрастов
- от мальчишек до взрослых. Отроки “зачинали” бой, потом сходились мужчины, и в конце подключались самые сильные бойцы-“надёжи”. Каждая "стенка" могла иметь два, три, четыре и даже больше рядов бойцов. Бились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу. Такой групповой бой учил стоять плечом к плечу и отрабатывать совместные действия, развивались чувство локтя и взаимовыручка – навыки, незаменимые в битве. Кулачный бой завершался, когда одна из сторон обращалась в бегство, и тогда чествовали отличившихся бойцов.
СТЕНКА НА СТЕНКУ
Слайд 10
На вершине холма строится потешное укрепление
из брёвен, сучьев, а зимой из снега (городок). Женщины и девушки, защитницы городка, находятся
внутри «крепости». Мужчины, разделившись на «всадников» и «коней» (в середине века кони были настоящие), начинают приступ. Их задача разрушить укрепления и, пробившись сквозь строй защитниц, захватить знамя. При этом необходимо удержаться на «коне». Если «всадник» падает с «коня» или же его стаскивают, то он больше участия в игре не принимает. Задача женщин — не дать захватить знамя. Для этого они используют средства весьма внушительные: палки, обмотанные шкурами, набитые соломой мешки, а зимой ещё и снежки. Игра продолжается до тех пор, пока мужчины не захватят городок, или не откажутся от мысли это сделать. Как правило, игра затягивается на долго, ведь идущих на приступ ожидает награда: тот «всадник», который сумеет завладеть знаменем, имеет полное право перецеловать всех защитниц.
ВЗЯТИЕ ГОРОДА
Слайд 11 Кулачные бои проводились "сам на
сам" (один на один) или “стенка на стенку” (групповой бой)
и всегда собирали множество зрителей. Во все времена и в любом народе общество жадно до хлеба и зрелищ.
Бои один на один обычно проводились перед массовыми боями, либо использовались для разрешения споров и в судебной практике. В последнем случае поединок назывался “поле”, проводился исключительно при свете солнца и был судебным доказательством для подтверждения или опровержения правоты ответчика в судебном деле. Перед судным боем проводились обязательные очистительные обряды.
Самых выдающихся бойцов бояре брали “под свое крыло”, осыпая всяческими милостями, и бились об заклад, сводя их в поединках ради своей потехи.
КУЛАЧНЫЕ БОИ
Слайд 12
ГОРОДКИ – НАРОДНАЯ ИГРА
Старинная славянская игра.
Её история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных
легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. Линии разметки можно прочертить мелом или яркой краской, штрафную линию — можно песком. Все фигуры, кроме 15-й, строятся на середине лицевой линии.
1) Любую фигуру начинают выбивать с дальней линии (кона). Если выбит хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с ближней линии (полукона).
2) Городок считается выбитым, если он полностью вышел за пределы «города». Городок, вышедший за линию и вновь вкатившийся в «город», считается выбитым.
3) Бросок считается потерянным, если: — бита коснулась штрафной линий или земли перед ней; — игрок в момент броска наступил или заступил за линию кона (полукона).
Все городки в этих случаях ставятся на прежние места, повторять удар, не разрешается.
В городки можно играть одному, «один на один» и команда на команду. В каждой команде может быть до 5-ти игроков. Когда первая команда закончит свои броски (каждый игрок по очереди может бросить только две биты), начинает выбивать свои фигуры вторая команда и так далее. В каждой партий может разыгрываться от 5 до 15 фигур, фигуры ставятся последовательно одна за другой в установленном играющими порядке. В ходе игры по договоренности можно менять или уточнять условия и правила игры, упрощая
или усложняя ее, например:
1) Встреча может состоять из одной или трех партий.
2) Партия может играться из 5 или 10 фигур, выбранных участниками.
3) Если в командах есть малыши, то им разрешается «играть только с ближней линии (полукона).
4) Ставить новые фигуры.