Слайд 1Русское искусство второй половины ХХ века
Слайд 2Цель преподавания дисциплины
Изучить исторические и мировоззренческие корни русского искусства
ХХ века.
Выделить быструю смену направлений, распад стилевой целостности, конфликт
между официальным и передовым искусством.
Указать на создание единых творческих союзов (1932 г.), на развитие национальных школ, их взаимодействие и взаимное обогащение.
Раскрыть проблему традиций и новаторства в искусстве 1920-1990-х годов.
Сформировать у студентов навыки анализа формы и содержания произведений.
Слайд 3План работы
Русское искусство первой трети ХХ века.
Начало художественного процесса
советского времени.
Организация творческих групп 1920-х годов. Создание единых творческих
союзов (1932 г.).
Проблема традиции и новаторства: сложность поисков, обращение к разнообразным истокам, тесные контакты с западным искусством.
Искусство 1960-1990-х годов.
Искусство на современном этапе: образы, концепции, традиции.
Слайд 4Станислав Рассадин ввёл в широкий оборот понятие «шестидесятники». Художественный критик
и талантливый истолкователь текстов С. Рассадин говорит о феномене искусства
времени «оттепели» (Илья Эренбург «Оттепель», 1954), об «авторском» видении традиций авангардного движения и самореализации.
На первых «послесталинских» молодежных выставках МОССХа поразили и возмутили своим реализмом будущие «шестидесятники» (сравнить с театром-студией «Современник», неореализмом мирового кино).
Творчество А. Васнецова, П. Никонова, Н. Андронова, П. Смолина, А. Пологовой, И. Абросова, Т. Салахова, И. Голицына, В. Думаняна, М. Митурича и других овеяно романтикой «сурового стиля», возвратом к ОСТу, к 1920-м годам и к искусству В. Фаворского (подобное обновление в театре осуществлено Б. Мессерером, В. Левенталем).
В 1957 году состоялся I всесоюзный съезд советских художников. И. Серебряный смело предложил показывать в музеях «яркие образы формалистического искусства 1920-х годов – Татлина, Малевича, Кандинского, Филонова и ряда других».
А. Левитин тонко заметил, что произведения Лактионова будут казаться более убедительными для рядового зрителя рядом с работами Репина, Серова, Сурикова.
Новые веяния хрущевской «оттепели» проявились в учреждении в 1960 году Союза художников РСФСР.
Слайд 5Героико-романтическое произведение «С вахты» (1957) Таира Салахова (р. 1928) показывает,
как дипломная картина Суриковского института сразу «шагнула» на Всесоюзную выставку.
Слайд 6Атмосфера суровой романтики передана точкой зрения снизу, масштабами фигур, выразительной
контрастностью их силуэтов. В 1968 году он удостоен Государственной премии
СССР за картины «Портрет композитора Кара Караева» (1960), «Ремонтники» (1961), «У Каспия» (1967).
Слайд 8Салахов создает жанровые композиции на темы жизни бакинских нефтяников, портреты,
а также полные внутренней экспрессии пейзажи, натюрморты. Произведениям художника свойственны
монументальность графически четких форм и строгая ритмическая композиции.
Слайд 9Виктор Попков (1932-1974) считал, что следует отдалить натуру на расстояние,
не копировать жизнь, а переводить её в «красоту искусства» («Двое»,
1966).
Слайд 10Картина «Строители Братска» (1961) переводит взгляд зрителя с пафоса и
радости коммунистического труда на суровые будни. Попков находит свои истоки
в северной теме.
Слайд 11«Воспоминания. Вдовы» (1966) располагают к размышлениям о гармонии и чистоте
в песне, устраняющей тяготы жизни.
Слайд 12Вечное течение в сиеминутном отражается в полотне «Хороший человек была
бабка Анисья» (1973), сохраняет ассоциацию с церковной фреской со святыми
на стене.
Слайд 13Бледность лица поэта в картине «Пушкин в Михайловском» (1974, не
окончена) передаёт образ творца, «бегущего с вершины». Парадоксально, что картина
сама стала «заканчиваться», когда её поставили с гробом художника. Попков испытывает себя: «Во многом увидеть многое, в будущем – вечность».
Слайд 14Искусство 1960-1980-х годов. Творчество Андрея Мыльникова (р. 1919) и Евсея
Моисеенко (1916–1988) вернуло живопись к общечеловеческим ценностям, воплощение которого потребовало
эмоционального накала, сильного колорита и мощного, динамичного мазка. Окрыленный революционной романтикой Моисеенко написал картины в широкой, экспрессивной манере: цикл «Годы боевые» – «Красные пришли» (1961), «Товарищи» (1963-1964), «Черешня» (1969).
Слайд 17Воспоминания о прошедшей Великой Отечественной войне даны в серии работ
«Память» (1976-1980), удостоенные Государственной премией СССР за 1983 год. Произведение
«Победа» (1970-1972) награжденное Ленинской премией 1974 года, воссоздаёт авторское переживание, пронизанное острым чувством современности.
Слайд 18Жанровые и исторические картины («На мирных полях», 1950; «Прощание», 1975;
триптих «Испания», 1979 – Ленинская премия 1984г.), портреты, мозаичные панно,
монументально-декоративные работы (жесткий занавес Кремлевского Дворца съездов, 1975 – Государственная премия СССР 1977г.) Мыльникова колористические ярки, композиционно ясны, эмоционально приподняты, что свидетельствует об индивидуальной направленности мастера и его высоком профессионализме.
Слайд 21Тему любви, материнства, мира по-своему решает скульптор Екатерина Белашова (1906–1971).
Её работы «Мечтание» (1957, мрамор), «Моя дорогая» (1964, гипс) наполнены
лиризмом и поэтичностью, они пластичны и декоративны, свободно входят в пространство, завоевывают его, живут в нем.
Слайд 22Значительным этапом в творчестве Белашовой стала Пушкиниана. Она установила памятник
А.С. Пушкину в селе Пушкинские Горы (Святые горы, Псковская область,
1957-1959, бронза).
Слайд 23Белашова создаёт романтически приподнятый образ Н.К. Крупской, обозначает начало её революционной
деятельности. Памятник Н.К. Крупской в Москве осуществлен с А.М. Белашовым,
сыном художницы, архитектором В.Л. Воскресенским (бронза, гранит, 1976 г.) и расположен на горизонтальной плите-подиуме (9x18 м.) в окружении двух вертикальных стел (пилонов с текстами, 10 м).
Слайд 24Скульптор Людмила Кремнева (р. 1926) нашла убедительное пластическое воплощение типа
молодой работницы в «Строительнице» (1958, гранит). Характерен мотив короткого отдыха,
когда тело (фигура) сохраняет напряжение предшествующей работы. В однофигурной композиции преобладают крупные обобщенные формы, не утратившие трепетности и теплоты. Зеркало, 1977
Слайд 25В 1959 году скульптору Александру Кибальникову (1912–1987) присуждена Ленинская премия
за памятник поэту В.В. Маяковскому в Москве (1958, бронза, гранит).
Тема портретного образа решена просто и величаво, выражая готовность поэта к действию и борьбе.
Слайд 26Умение увидеть индивидуальное и характерное в образе, найти ему верное
пластическое решение присуще и скульптору Михаилу Аникушину (1917–1997). Выиграв Всесоюзный
конкурс 1949 года на сооружение памятника А.С. Пушкину в Ленинграде (1957, бронза, гранит), Аникушин получает первый государственный заказ.
Слайд 27Монумент обороны Ленинграда, 1975
Слайд 29Пушкиниана Олега Комова (1932–1994) принадлежит к выдающимся явлениям современности. Первоначально
Комов использовал широкие возможности статуэточного портрета: А. Древин, И. Андроников,
Ю. Чернов с дочерью, А. Рублев, «Пушкин и Пущин. Село Михайловское» (1965, чугун).
Слайд 30Самобытный мастер, художник-экспериментатор 1960-1980-х годов Аделаида Пологова (1923) стремится к
выразительности формы и цвета, их декоративности и остроте, гротеску. «Ладушки-ладушки»,
1957, гипс тонированный; портреты А. Ланкинена, М. Юдина (1969, бронза); «Переяславские плотники» (дерево раскрашенное). Композиция скульптур лаконична и афористична. Пологова помогает создать обобщенный образ, включает метафору, основываясь на традициях русской народной скульптуры.
Слайд 31Искусство 1970-1980-х годов отличается многоликостью, противоречивостью, двойственностью. Парадоксальные и дерзкие
«семидесятники» – Н. Нестерова и Т. Назаренко – совершили прорыв
вперед, им присущи специфические черты, иные эстетические взгляды, художественные традиции. Дом Гоголя, 1979
Слайд 34Многоликость, противоречивость, двойственность искусства 1970-1990-х годов выявляет острые повороты и
черты новых поколений. Внимание к прошлому, к образам обжитого, «старого,
доброго» мира или романтические игры с историей – таковы иносказания и условные приемы в работе Натальи Нестеровой (р. 1944), Татьяны Назаренко (р. 1944), Б. Тальберга, Д. Скулме, О. Булгаковой. Пугачев, 1980
Слайд 36Выставки буквально захлестывает игровая стихия иносказаний, уподоблений, условных приемов. Зритель
втягивается в сотворчество. Ироничность, мечтательность, театральность художественных персонажей позволяет обратиться
к проблемам внутреннего образного времени. В живописных композициях предлагается открытое или скрытое, всеобщее (общее историческое) или замедленное, вовсе остановленное время, психологический или «смысловой монтаж». Марина Неёлова, 1976
Слайд 37Взаимовлияние кино, фотографии и изобразительного искусства заметно в экспериментах с
культурно-художественными контекстами различных эпох (полиэкран используется как форма временного построения
картины). В произведениях Т. Назаренко, Н. Нестеровой, О. Булгаковой проявляется синтез эмоционального и духовного опыта, зрелого суждения и творческой фантазии. Ольга Булгакова, Две девушки, 1994
Слайд 38Парадоксальность столкновения, стремительность «бросков» реального в воображаемое свойственны работам Т.
Назаренко: «Казнь народовольцев», 1969-1972; «Московский вечер» 1978; серия «Времена года».
Слайд 39Декоративный комплекс в Адлере (1973) Зураба Церетели (р. 1934) –
одна из ярких и самобытных ранних произведений (с 1997 года
президент Российской Академии Художеств). Талантливого мастера отличает оригинальность решения, умение найти свой аспект изображения, тему для воплощения.
Слайд 41Зураб Церетели
Монумент Петру I, 1997
Слайд 43Многообразие творческого почерка и универсальная деятельность Церетели успешно реализуются и
в последующие годы. Его цель – поднять престиж Академии.
11
сентября 2006 года в США был открыт монумент «Слеза скорби» работы Зураба Церетели — дар россиян американскому народу в знак памяти жертв терактов 11 сентября. Высота - 30 м.
Слайд 44Другой путь ситуации «персонажности» выбирают Виталий Комар (р. в 1943)
и Александр Меламид (р. 1945), эмигрировавшие из СССР с 1975
года, живущие в Нью-Йорке с 1978 года. Термин «соц-арт» зашифрован как симбиоз социалистического реализма и поп-арта. Именно в духе постмодернизма Виталий Комар и Александр Меламид создают «соц-арт», используя символы 1930-1950-х годов. Двойной автопортрет. 1994
Слайд 45Происхождение социалистического реализма.с 1982 по 1983
Слайд 47Соцарт – деконструирование официальных мифов социалистического реализма.
Концептуализм условно делится
на два «круга» представителей (оба в Москве): «московский концептуализм» И. Кабакова
и В. Пивоварова, «соц-арт» В. Комара и А. Меламида.
Под концептуализмом следует понимать мыслительную работу над текстом, являющимся советской идеологией, и погружение его в игровую процедуру: 1) искусство «на уровне персонажа» (выдумывание фиктивных человечков); 2) «художник-персонаж» (позиция советского мастера, доведенная до абсурда).
Слайд 48Живописец, график, дизайнер Михаил Шварцман (1926–1997), заменил картину новой иконой
и дал этому явлению собственное наименование «иература» и звание для
себя – «иерата».
"Серафим", 1972. Доска, левкас, темпера, 105 х 105 см
Слайд 49"Иература развоплощения", 1975. Доска, левкас, темпера, 75 х 100 см
Слайд 50Михаил Шварцман. "Мета-портрет", 1960. Доска, левкас, темпера, 62 х 85
см
Слайд 51Михаил Шварцман. "Иература прорыва", 1973-75. Доска, левкас, темпера, 75 х
100 см
Слайд 52Значительная часть художников сохраняет верность традициям реализма, хотя вновь приобретает
актуальность неопримитивизм, ассоциативно-метафизическое искусство, концептуализм, соц-арт, активно развивается практика художественных
акций. Произведения того времени разнородны по материалу, стилю, художественному уровню.
Слайд 53Основная литература.
Борев, Ю. Социалистический реализм: учебное пособие.- М., 2008.
Васильева -
Шляпина, Г. Изобразительное искусство: история зарубежной, русской и советской живописи:
учебное пособие.- М., 2007.
Деготь, Е. Русское искусство ХХ века: учебное пособие.- М., 2002.
Иллюстрированный словарь русского искусства.- М., 2001.
Ильина, Т.В. История искусств: Отечественное искусство: учебное пособие.- М., 2007.
История искусства и культуры Древней Руси. История русского искусства ХVIII в. История русского искусства ХIХ – начала ХХ веков. Искусство России после 1917 года (Советское искусство): учебное методическое пособие / КГХИ.- Красноярск, 2008.
История русского искусства / авт. - сост. М.В. Адамчик: учебное пособие.- М., 2008.
История русского искусства в 2-х т.: Т. 2.- М., 2008.
Манин, В.С. Русская живопись ХХ века: в 3-х т. – СПб., 2007.
Морозов, А.И. Соцреализм и реализм.- М., 2007.
Пилявский, В.И. История русской архитектуры: учебное пособие для вузов.- М., 2007.
Покровская, Н.В. История искусства ХХ века: учебное пособие / КГХИ.- Красноярск, 2008.
Степанян, Н.С. Искусство России ХХ века: учебное пособие.- М.,
Хмельницкий, Д. Архитектура Сталина.- М., 2007.