Разделы презентаций


Русское шатровое зодчество XVI века

Содержание

Происхождение образа шатра в русской культуре. По поводу происхождения шатрового стиля в русском культовомзодчестве есть разные мнения. Наиболее распространеннымбыло утверждение, что шатровое завершение перешло от сто-рожевых деревянных (позднее –

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Русское шатровое зодчество XVI века.
Работа выполнена
студентом 2 курса заочн.

отд-ния
ХГФ МПГУ ИЗО1
Тарасовым С.Д.


























Русское шатровое зодчество XVI века.Работа выполнена студентом 2 курса заочн. отд-нияХГФ МПГУ ИЗО1Тарасовым С.Д.

Слайд 2Происхождение образа шатра в русской культуре.

По

поводу происхождения шатрового стиля в русском культовом
зодчестве есть разные мнения.

Наиболее распространенным
было утверждение, что шатровое завершение перешло от сто-
рожевых деревянных (позднее – каменных) башен – веж.
По мнению М.И. Ильина, А.В. Иконникова, ключ к разгадке
секрета содержится в древних представлениях о мироздании,
а образцом шатрового завершения послужила сень над са-
кральным местом. Эта форма была известна славянам еще в
дохристианские времена (западнославянский языческий храм в Арконе в форме
громадной сени). Сень является образом благодати, нисходящей на осененное место.
Надпрестольные сени появились в православных храмах очень давно. Так, было
обнаружено основание сени в новгородском Софийском соборе. Сень над Царским
местом сохраняется в Успенском соборе Московского Кремля.
Происхождение образа шатра в русской культуре.   По поводу происхождения шатрового стиля в русском культовомзодчестве есть

Слайд 3 В храме Вознесения Господня в селе Коломенское ,
построенном

в связи с рождением долгожданного
наследника престола, символ осеняющей
благодати отнесен

не только к великокняжеской
семье, которой храм принадлежал, но и ко всей цен-
тральной великокняжеской власти. «Идея моления
оказалась связанной с возвеличением и восхвалением
земной власти, соединяя религиозное и светское, по-
добно рассуждением о Москве – «Третьем Риме».
Ощутим в форме шатрового храма и отзвук древней идеи
«мирового древа». Во всем этом заявила о себе новая идеология, в которой
стало определяться светское начало, укреплялась национальное самосознание».-
пишет А.В. Иконников.


В храме Вознесения Господня в селе Коломенское , построенном в связи с рождением долгожданного наследника престола,

Слайд 4 Архитектурные особенности шатрового храма.
Шатром в архитектуре называется крутое,
многоскатное,

конической формы покрытие
башен, храмов, теремов, чаще всего в виде
четырехгранной

или восьмигранной пирамиды.
Шатер располагается обычно на восьмигранном
основании - восьмерике (восьмигранный
сруб) или четырехгранном – четверике. Как
обычно у любого русского православного храма,
верх шатрового храмового покрытия завершается
небольшой круглой главкой с державой и крестом.
Шатровый стиль дошел до нас как в деревянном, так и в каменном виде. В русской
культуре известны несколько типов шатровых православных храмов. Наиболее рас-
пространенный из них – восьмериковые (на восьмерике). Примеры – Никольская
Церковь в с. Лявля Архангельской области (1587 г.), Никольская церковь в с. Панилово
Архангельской обл. (1600 г.)

Архитектурные особенности шатрового храма. Шатром в архитектуре называется крутое,многоскатное, конической формы покрытие башен, храмов, теремов, чаще

Слайд 5 А композиции Введенской церкви в с. Сура Архангель-
ской

( 1587 г.) включают прирубы к восьмерику и галереи.

На русском Севере сохранились храмы « о двадцати
стенах», то есть шатровые восьмерики с четырьмя при-
рубами . В этих храмах все четыре прируба к восьмерику
покрыты завершениями – бочками, композиция и про-
порции которых различны.
Помимо восьмериковых храмов несколько позднее по-
лучили распространение крещатые ( от слова крест)
в плане шатровые церкви. Крещатая конструкция основа-
ния храма позволяла значительно увеличить его площадь.
Подобные церкви упоминаются в летописях с конца XV века. Возможно, были крещатые деревянные храмы с иными, не только шатровыми завершениями, но
все известные церкви такого типа имеют шатровую форму покрытия. Шатер стал излюбленной формой храмового завершения. Его использовали даже тогда, когда это противоречило конструктивной логике.

А композиции Введенской церкви в с. Сура Архангель-ской ( 1587 г.) включают прирубы к восьмерику

Слайд 6 Пример крещатого шатрового храма. Церковь Св.Климента в с.

Уна Архангельской области (1501 г. )

Пример крещатого шатрового храма. Церковь Св.Климента в с. Уна Архангельской области (1501 г. )

Слайд 7 Во второй половине XVII – XVIIIвв. получили
распространение шатровые церкви,

срубленные
«восьмериком на четверике». Примером этого
типа является столпообразная церковь Дмитрия
Солунского

в селе Верхняя Уфтюга Краснобор-
ского района Архангельской области. Храм
срублен в 1784 году. Здесь высокий четвериковый
сруб завершается мощным шатром с небольшой
главкой . С западной стороны расположена не-
большая галерея с крыльцом, а апсида с восточной
стороны имеет небольшое покрытие в виде бочки.
В русском шатровом культовом зодчестве наблюдается еще одна своеобразная школа , получившая название « шатер на крещатой бочке». Храм перекрывался
крещатой бочкой, в которую врубался восьмигранный шатер. Крещатая бочка состоит из четырех соединенных в виде креста бочкообразных покрытий.

Во второй половине XVII – XVIIIвв. получилираспространение шатровые церкви, срубленные«восьмериком на четверике». Примером этоготипа является столпообразная

Слайд 9Русское шатровое зодчество в XVI веке.
В начале несколько слов

об основных тенденциях, исторической обстановке, политических задачах, стоящих перед Россией

в XVI веке. Основную идею, характеризующую всю русскую архитектуру этого периода выражают

слова инока Филофея, обращенные к Василию III: «вся христианская царства сни-
дошася в твое едино,убо два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
Укрепление власти Великого князя Василия III , а после его смерти – его сына Ивана Грозного, первого русского царя, проводимая ими политика единства русских земель
под властью единого могучего правителя ( политика абсолютизма) – в этих условиях «шатровые памятники являлись монументами, отмечавшими, подобно
скульптурным памятникам, наиболее важные события в истории России. Поэтому в
шатровых церквях, имеющих очень небольшое внутреннее пространство, все

Русское шатровое зодчество в XVI веке. В начале несколько слов об основных тенденциях, исторической обстановке, политических задачах,

Слайд 10внимание обращалось на внешний облик сооружений. Одновременно с шатро-
выми церквами

в России продолжали в большом количестве строиться и церкви других

типов.». (П.А. Раппопорт). Роль зодчего в этот период сильно возрастает.
внимание обращалось на внешний облик сооружений. Одновременно с шатро-выми церквами в России продолжали в большом количестве строиться

Слайд 11Храм Вознесения Господня в Коломенском.

Храм Вознесения Господня в Коломенском.

Слайд 12 Храм ( церковь) возвышается на высоком берегу Москва-реки в

Коломенском. Этот шедевр был возведен в 1528 – 1532 годах

предположительно итальянским
архитектором Петром Францизском Анибале ( по русским летописям- Петр
Фрязин или Петрок Малый). Заказчиком выступал Великий князь Московский
Василий III. Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III
долгожданного наследника – Ивана Грозного. Архитектор
Анибале был направлен в Москву Папой Римским
КлиментомVII по просьбе Василия III.
В основании холма бил ключ, что считалось чудо-
действенным.
В храме наряду с шатром были применены пристен-
ные пилоны, что позволило построить здание неви-
данных пропорций с летящей архитектоникой.
Постройка была осуществлена с размахом и значи-
тельными материальными затратами. В истории русского зодчества
Храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства
единственным и неповторимым.

Храм ( церковь) возвышается на высоком берегу Москва-реки в Коломенском. Этот шедевр был возведен в 1528

Слайд 13 По мнению В.М. Шервинского, в конструкции Коломенского храма

соединились
технологии итальянского и русского зодчества. В Москве «сходились мастера со

всей Руси для Государева дела. Каждый вносил свое и сам пользовался многим.
Так псковичи привезли ступенчатую конструкцию арок и сводов, а также форму
и способ сводчатого перекрытия церквей, без внутренних столбов. По своей груз-
ности шатер не мог быть установлен на столбах, требовал надежных опор, а также комбинации арок и сводов, которые передавали бы тяжесть шатра только
внешним стенам. Псковичи предложили свои ступенчатые арки, дающие возможность легко перейти к восьмигранному увенчанному грандиозным шатром с главкой. Снаружи переход четырехгранника в восьмигранник искусно замаскирован тремя рядами „кокошников“, являющихся тоже характерной формой деревянной архитектуры. Пилястры же и карнизы, которых много как снаружи, так и внутри, являются характерным для итальянцев. Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни. её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест.
По мнению В.М. Шервинского, в конструкции Коломенского храма соединилисьтехнологии итальянского и русского зодчества. В Москве

Слайд 14 Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных

метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. Как показал С.С.Подъяпольский,

в здании имели место многочисленные «ренессансные» элементы (ордера, порталы с прямыми архитравными перекрытиями проёмов, «ренессансная» прорисовка готических вимпергов и пр.). В отношении готических элементов (общей столпообразности и многих элементов декора исследователь полагал, что Петрок Малый применил их как стилизацию под «местную» архитектуру, так как уловил в предшествовавшем ему древнерусском зодчестве дух готики.
На галерее располагается монументальный трон, снаружи приставленный к восточной стене церкви и повёрнутый спиной к алтарю.


Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя

Слайд 16 Характерные черты Храма Вознесения : мажорная праздничность, величествен-
ность и

монументальность внешнего облика в сочетании с небольшим простан-ством внутреннего помещения

– сильное эмоциональное воздействие на зрителя.
Это первый каменный шатровый храм в Москве.
В 1994 году этот памятник архитектуры был включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Характерные черты Храма Вознесения : мажорная праздничность, величествен-ность и монументальность внешнего облика в сочетании с небольшим

Слайд 17Храм Покрова Пресвятой Богородицы что на Рву (Храм Василия Блаженного).

Храм Покрова Пресвятой Богородицы что на Рву  (Храм Василия Блаженного).

Слайд 18

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, построен-
ный в 1555-1561 гг. на Красной площади столицы,
именовался Храмом Покрова что на Рву, а позднее
получил т другое название – храм Василия Блажен-
ного в честь юродивого – святого Василия, похоронен-
ного у стены собора в конце XVI века. Храм воздвиг-
нут по приказу Ивана Грозного, решившего увекове-
чить победу русских войск над Казанским ханством.
Вначале царь повелел построить в центре большого
торга Москвы семь деревянных храмов вокруг восьмого каменного, посвятив их свя-
тым, на чьи дни пришлись главные события похода на Казань в 1553 году. Однако,
как сообщает летопись, «дарова ему Бог двух мастеров русских, по реклу Посника и
Барму, и быша премудрии и удобнии таковому чюдному делу». «И царь повеле им здати церкви каменны,заветные восемь престолов». Вопреки указанному мастера
возвели храм о девяти верхах.

Слайд 20 Центральный шатер посвящен Покрову Пресвятой Богородицы ( в праздник

По-
крова 1 октября , по старому стилю, 14 октября по

новому) была взорвана стена
Казани, после чего на следующий день город был взят приступом. Центральный объем храма повторил схему церкви в Коломенском : на прямоугольный объем по-
ставлен восьмерик, завершенный шатром. Все элементы
усложнены. Четверик дополнен апсидой, высокий восьмерик
разделен на два яруса, верхний из которых получил в плане
очертание восьмиконечной звезды и почти весь покрыт тремя
ярусами больших и одним ярусом малых кокошников. Исполь-
зован прием убывания снизу вверх рельефности элементов,
также известный по храму Вознесения в Коломенском.
У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее со-
бор смотрится единым зданием.
Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался
устремленным вверх. Все купола похожи, но выполнены по-раз-
ному. Тем не менее здание смотрится очень гармонично.
Центральный шатер посвящен Покрову Пресвятой Богородицы ( в праздник По-крова 1 октября , по старому стилю,

Слайд 21 В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея

частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении

собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.
Храм Покрова представляет собой великолепный архитектурный ансамбль, сложнейшая композиция которого
создавалась с умелым использованием основных принципов -
соподчиненности и подобия.


В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и

Слайд 23Интересные шатровые постройки XVI века :
  Церковь Петра Митрополита в

Переяславле-Залесском. Судя по имевшимся в церкви древним записям, постройка памятника

относится к 1584 г. Некоторые данные позволяют утверждать, что церковь построена на средства царской казны и находилась на «государевом дворе». В плане здание — крестообразно, что редко для шатровых церквей.
Интересные шатровые постройки XVI века :  Церковь Петра Митрополита в Переяславле-Залесском. Судя по имевшимся в церкви древним

Слайд 24  Спасо-Преображенская церковь в селе Спасское-Тушино под Москвой, разобранная в XIX

в. На основании данных писцовых книг церковь эта датируется 1586

г. Сохранившиеся рисунки и чертежи церкви позволяют реконструировать ее облик с достаточной полнотой. Церковь небольших размеров и, видимо, построена местными монастырскими силами.
 Спасо-Преображенская церковь в селе Спасское-Тушино под Москвой, разобранная в XIX в. На основании данных писцовых книг церковь

Слайд 25 Богоявленская церковь в Красном Селе была построена Борисом Годуновым

в его Костромской вотчине и датируется на основании клировых ведомостей

1592 г. Центральное здание церкви стоит на арочном подклете и имеет примыкающие с севера и юга небольшие приделы. С трех сторон церковь обходила, ныне застроенная, открытая паперть. Памятник отличается исключительным богатством архитектурных деталей.
Богоявленская церковь в Красном Селе была построена Борисом Годуновым в его Костромской вотчине и датируется на

Слайд 26 Церковь Смоленской Богоматери в селе Кушалино. На основании церковных летописей

и других исторических данных церковь датируется 1592 г. Построена церковь

«царем» Симеоном Бекбулатовичем в его вотчине, куда он был сослан Годуновым. Памятник обладает рядом своеобразных особенностей, связанных со вкусами его заказчика. Постройка церкви, очевидно, была осуществлена тверскими мастерами.
Церковь Смоленской Богоматери в селе Кушалино. На основании церковных летописей и других исторических данных церковь датируется 1592

Слайд 27 Георгиевская церковь в Серпуховском Владычном монастыре. Сопоставление данных

истории монастыря с событиями, происходившими в Серпухове, позволяет с достаточной

уверенностью предполагать, что эта церковь, как и все оборонительные сооружения монастыря, построена в 1599 г., причем постройка была, видимо, осуществлена с помощью централизованных строительных сил. Церковь, имеющая план в виде квадрата без абсид, построена при трапезной и входит в комплекс монастырских сооружений. Памятник очень лаконичен по декоративному убранству, однако отличается продуманностью и изяществом .исполнения.
Георгиевская церковь в Серпуховском Владычном монастыре. Сопоставление данных истории монастыря с событиями, происходившими в Серпухове,

Слайд 28 Никольская церковь бывшего Покровского монастыря в Балахне. Согласно данным

ныне утерянных клировых ведомостей, которые подтверждаются также косвенными историческими сведениями,

постройка эта относится к 1600 г. Церковь имеет сравнительно большие размеры, но отличается тяжеловесностью пропорций и грубостью деталей. Вокруг церкви обходила не дошедшая до нас деревянная паперть. Постройка была исполнена, несомненно, местными мастерами и представляет собой провинциальную интерпретацию форм шатрового зодчества.
Никольская церковь бывшего Покровского монастыря в Балахне. Согласно данным ныне утерянных клировых ведомостей, которые подтверждаются также

Слайд 29 Наиболее важным шатровым памятником годуновского времени являлась

Борисоглебская церковь в Борисове городке. Борисов городок, находившийся в 10 км

южнее Можайска, был личным замком, резиденцией царя Бориса. Построенный сразу же после воцарения Годунова комплекс сооружений Борисова городка, включая и замечательную шатровую церковь, являлся памятником восшествия на престол новой династии. Памятник этот уничтожен в начале XIX в., однако сохранившиеся в архивах рисунки и чертежи, старинные описания, а также существующие доныне остатки стен и фундаментов позволяют довольно полно восстановить в общих чертах облик всего комплекса. Законченная в 1603 г. Борисоглебская церковь являлась личной церковью царя Бориса и представляла собой колоссальный монумент, — стороны ее подшатрового квадрата имели около 15 м, а высота церкви без креста была почти 74 м. Таким образом, эта церковь была выше церкви в Коломенском и почти равнялась по высоте колокольне Ивана Великого, что ставит этот памятник в совершенно исключительное положение в русской архитектуре XVI в. По замечательному единству композиции, продуманности и богатству форм Борисоглебская церковь несомненно являлась одним из наиболее выдающихся памятников всего древнерусского зодчества, а в конце XVI в. представляла собой центральный в художественно идеологическом отношении архитектурный памятник.
Наиболее важным шатровым памятником годуновского времени являлась Борисоглебская церковь в Борисове городке. Борисов городок, находившийся

Слайд 31 «Выступая как исключительно редкое явление еще в первой половине

XVI в., шатровые памятники начинают строиться в большом количестве в

середине XVI в. Временем наиболее интенсивного шатрового строительства являются 50-е и 60-е годы XVI в. В конце 60-х годов каменное строительство в России в связи с «кризисом» резко падает, что отражается также и на шатровых памятниках, строительство которых в 70-х годах совершенно прекращается. Приблизительно к середине 80-х годов московскому правительству путем осуществления ряда мероприятий удается вновь оживить каменное строительство и одновременно с этим вновь начинается и строительство шатровых церквей. В конце XVI в. шатровые памятники продолжают строиться в довольно значительном количестве и никаких признаков замирания или вырождения шатрового зодчества в этот период не наблюдается». (П.А. Раппопорт).
Широкое привлечение народных художественных форм и непосредственность архитектурного чувства позволили русским мастерам создать произведения исключительные по оригинальности и мастерству художественного воплощения. Они полноправно входят в мировую сокровищницу искусства.
«Выступая как исключительно редкое явление еще в первой половине XVI в., шатровые памятники начинают строиться в

Слайд 32 В 1652 году патриархом Никоном строительство шатровых храмов было

запрещено.
Но русские мастера научились обходить запреты, им удалось сохранить

и продолжить традицию национальной шатровой архитектуры.

1717 год

1686 год

1673 год

В 1652 году патриархом Никоном строительство шатровых храмов было запрещено. Но русские мастера научились обходить запреты,

Слайд 33Список литературы :
Бородина А.В.
Шатровый храм

в русской культуре .- М.: Изд-во «Основы православной

культуры», 2006.-48 с., ил.

Ильин М.А.
Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века.-М.:Искусство,1980.-
144 с., ил.


Список литературы : Бородина А.В.     Шатровый храм в русской культуре .- М.: Изд-во

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика