Слайд 1Самообразование - одна из форм
повышения профессионального
мастерства педагогов ДОУ.
составила зам. зав. по ВМР
МБДОУ Заворонежский детский сад
– Черных Н.М.
Слайд 2«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько
созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в
течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»
А. Дистервег
Слайд 3Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. В
этих условиях, в процессе перехода образовательных учреждений на использование современных
технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, работа по самообразованию – является одной из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путем достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.
Совершенствование качества образовательного процесса в ДОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
Воспитатель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.
Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования.
САМООБРАЗОВАНИЕ –
приобретение знаний путем
самостоятельных занятий
без помощи преподавателя
(С.И. ОЖЕГОВ)
Слайд 5Самообразование -
целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний
в какой-либо области науки.
В основе самообразования - интерес занимающегося
в органичном сочетании с самостоятельным изучением материала.
Педагогический словарь
Слайд 6Самообразование
Осуществляется добровольно
Осуществляется сознательно
Планируется, управляется и контролируется самим человеком
Необходимо для
совершенствования каких-либо качеств и навыков
Слайд 7Критерии самообразования:
Эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса).
Творческий рост
педагога.
Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс
Слайд 8Профессиональное;
психолого-педагогическое (ориентированное на воспитанников и родителей);
психологическое (имидж, общение, искусство влияния,
лидерские качества и др.);
методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы
обучения);
правовое;
эстетическое (гуманитарное);
информационно-компьютерные технологии;
охрана здоровья;
интересы и хобби;
...
Направления самообразования педагога
«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» .
Философ Сенеки
Слайд 9
1 этап – выбор направления самообразования
Специфика педагогической деятельности такова, что
для эффективной деятельности воспитатель должен владеть различными методиками обучения
и воспитания дошкольников, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией .
Направлениями самообразования могут быть:
Профессиональное;
психолого-педагогическое;
психологическое;
методическое;
информационно-компьютерные технологии;
здоровьесбережение;
Правовое и т.д.
Слайд 10Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
•
Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
•
Изучение учебной и научно-методической литературы;
• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
• Изучение новых программ и педагогических технологий;
• Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
• Повышение общекультурного уровня.
Слайд 11 Направления в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения
могут быть:
Для
молодых специалистов:
• Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
• Формирование основ педагогического мастерства;
• Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
• Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
• Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
• Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
• Проявление творческого потенциала педагога;
• Пропаганда своих достижений;
• Развитие исследовательской деятельности.
Слайд 12
2 этап – выбор темы самообразования
Возможных вариантов тем огромное количество.
Каждый воспитатель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и
методической темы.
«Технология проектного метода обучения»;
«ИКТ в образовательном процессе»;
«Здоровьесберегающие технологии»;
«Работа с одаренными детьми»;
Слайд 13
3 этап – формулировка цели и задач самообразования
Целями самообразования могут
быть:
повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
изучение и внедрение
новых педагогических технологий;
изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
совершенствование своих знаний в области педагогической психологии
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
Слайд 14Учитывая, что педагог ДОУ самостоятельно добывает знания, источниками информации могут
быть:
Телевидение
Газеты, журналы
Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
Интернет
Видео, аудио информация
на различных носителях
Платные курсы
Семинары и конференции
Мастер-классы
Мероприятия по обмену опытом
Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
Курсы повышения квалификации
Путешествия
Источники самообразования
4 этап – определение круга источников информации
Слайд 15
5 этап – выбор формы самообразования
Все формы самообразования можно условно
поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме
инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом ДОУ.
Слайд 16Формы самообразования
Индивидуальная
Групповая
(МО, творческие группы, семинары, практикумы
и др.)
Слайд 17Формы организации самообразования
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
2.
Получение второго высшего образования или второй специальности.
3. Дистанционные курсы повышения
квалификации, конференции, семинары и конкурсы.
4. Индивидуальная работа по самообразованию
5. Сетевые педагогические сообщества
Слайд 18
6 этап – составление плана самообразования
На основании выбранной темы педагог
ДОУ разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
название темы;
цели;
задачи;
предполагаемый результат;
этапы работы;
сроки выполнения каждого этапа;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчета по проделанной работе.
Слайд 19
7 этап – определение результата самообразования
Любая деятельность предполагает создание некого
продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть
список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Примеры результатов:
повышение качества образовательного процесса (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии;
выработка методических рекомендаций по применению ИКТ;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
…
Слайд 20
8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования,
подготовка отчета
Формами отчета могут быть:
обобщение опыта;
доклад;
сбор и анализ отчетной документации;
презентации
результатов работ перед педагогическим коллективом.
По окончании работы над темой каждый педагог ДОУ должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Слайд 21Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы
обучения
Посещать открытый педагогический процесс коллег и участвовать в обмене опытом
Периодически
проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
Повышать уровень своей эрудиции, правовой
и общей культуры
Составляющие процесса
самообразования педагога ДОУ
Слайд 22Интернет – универсальный и сравнительно дешевый источник педагогической, методической и
научной информации
Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с
коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами
Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести педагогическую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой
Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых педагогу ДОУ в работе
Информационно-компьютерные технологии
значительно расширяют перечень тем для
работы педагога ДОУ в процессе самообразования
Преимущества использования современных
информационно-компьютерных технологий в вопросах
самообразования перед традиционными способами