Слайд 1Санкт- Петербургский Государственный Университет аэрокосмического приборостроения
Валентина Михайловна Милова
к.т.н., доцент кафедры
№5,
эксперт-аудитор систем качества образовательных учреждений
Санкт-Петербург - 2016
СИТУАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Слайд 2Лекция 1-2
ГУАП _Милова В.М.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕНЕДЖМЕНТА
Менеджмент -
сложное, емкое и многогранное явление, охватывающее:
умение человека добиваться
поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей;
функции, виды деятельности, связанные с управлением людьми в организациях различных типов;
область человеческого знания, помогающая управлять;
определенная категория людей (социальный слой), осуществляющих управление
Слайд 3Лекция 1-2
ГУАП _Милова В.М.
Управление -
это сознательное воздействие человека на
объекты, процессы и их участников, осуществляемое в целях придания определенной
направленности деятельности и получения желаемых результатов
Слайд 4Менеджмент как процесс управления
Менеджмент - интеграционный процесс, с помощью которого
профессионально подготовленные специалисты-менеджеры формируют организации и управляют ими путем постановки
целей и разработки способов их достижения.
Слайд 6Менеджмент как наука
Менеджмент - самостоятельная область знаний с начала ХХ
в.
Объектом менеджмента как науки является любая сложная социально-техническая система
(предприятие, фирма, организация) независимо от сферы деятельности и формы собственности.
Предмет изучения научного менеджмента - наиболее значимые закономерности, свойства, стороны и процессы, связанные с организацией совместной деятельности людей и управлением ею.
В основе менеджмента как науки тысячелетняя практика управления.
Слайд 7Менеджмент - это:
способ, манера обращения с людьми
власть и искусство управлять
кадрами
особые умения и административные навыки
орган управления, административная единица
Слайд 8Менеджмент как аппарат управления
Менеджмент - специфический орган (аппарат) управления современной
организацией.
Главная задача аппарата управления - координация и рациональное использование
ресурсов организации для достижения ее целей.
Слайд 9Менеджмент как категория людей
Менеджмент - определенная категория людей (социальный слой),
осуществляющих управление.
Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную
должность и наделенный полномочиями принятия решений.
В зависимости от уровня управления различают:
высших,
средних и
низших менеджеров
В зависимости от характера деятельности:
линейных и
функциональных.
Слайд 10По видам и последовательности деятельности
менеджмент подразделяют на три стадии:
стратегическое
управление,
оперативное управление и
контроль.
Слайд 11Стратегическое управление
включает в себя:
выработку основных общефирменных целей; прогнозирование результатов
развития отрасли или рынка, на которых действует фирма;
анализ сильных
и слабых сторон фирмы;
оценку и выбор стратегии деятельности;
создание системы управления реализацией стратегии (в которую входят высшее руководство и отдел стратегического планирования).
Слайд 12Оперативное управление
- деятельность по реализации определенных указанных целей, включающая в
себя:
организацию в виде создания необходимой структуры и привлечения необходимых
ресурсов;
выполнение управленческих функций в условиях созданной структуры.
Слайд 13Контроль - это анализ достигнутых результатов (обратная связь);
Является исходным
пунктом нового цикла управления.
Слайд 14Сферы управления
Менеджмент охватывает несколько основных сфер деятельности фирмы -
управление:
стратегией (стратегический менеджмент);
маркетингом (маркетинговый менеджмент);
финансами (финансовый менеджмент);
персоналом (кадровый менеджмент);
исследованиями и разработками (инновационный менеджмент).
Слайд 15Функции
планирование,
организация,
координация,
мотивация,
принятие решений,
руководство,
учет и анализ,
контроль,
регулирование и др.
Слайд 17Уровень управления - часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения
без их обязательного согласования с выше - или нижестоящими звеньями.
Слайд 18Низший уровень управления
относятся руководители низового звена, или операционные руководители, отвечающие
за непосредственное использование выделенных им ресурсов: сырья, оборудования, рабочей силы.
Они контролируют выполнение производственных заданий, управляют бригадами, сменами, участками.
Непосредственно им подчиняются рядовые работники и исполнители.
Слайд 19
менеджеры, ответственные за производственный процесс в подразделениях, состоящих из нескольких
первичных образований (начальники цехов, крупных отделов);
менеджеры штабных и функциональных
служб аппарата управления предприятием, его филиалов и отделений;
менеджеры, руководящие вспомогательным, обслуживающим производством, целевыми программами, проектами.
Руководители среднего уровня управления координируют и контролируют работу младших менеджеров, являются связующим звеном между высшим и низшим уровнями управления.
Средний уровень управления
Слайд 20Высший уровень управления
Это высшее руководство организации: президент и вице-президенты (директор
и его заместители).
Высшие менеджеры отвечают за принятие важнейших решений
для организации в целом или для ее основных частей.
Руководители высшего уровня управления заняты
разработкой долгосрочных (перспективных) планов,
формированием стратегических целей,
адаптацией организации к переменам,
управлением отношениями организации и внешней среды.
Слайд 22Стратегический менеджмент -
вид управления, при котором высшее руководство переносит центр
внимания на окружение фирмы с тем, чтобы соответствующим образом и
своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.
Стратегический менеджмент предусматривает:
определение ключевых позиций на перспективу в зависимости от приоритетности целей;
выделение ресурсов организации под стратегические цели фирмы;
создание центров руководства каждой стратегической целью;
оценку и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по мере достижения стратегических целей.
Слайд 23Маркетинговый менеджмент
призван посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта
увязать в единый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение
ее целей.
Предусматривает такие процессы и действия:
изучение и сегментация рынка;
разработка товаров;
ценообразование;
создание систем сбыта;
распределение и сбыт созданной продукции;
реклама.
Слайд 24Производственный менеджмент
предполагает, что руководители определенного уровня и соответствующие функциональные службы
управляют процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов в готовую продукцию.
Операции производственного менеджмента:
управление разработкой и проектированием продукта;
выбор технологического процесса, расстановка кадров, техники;
управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов;
управление запасами на складах, включающее в себя управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции;
контроль качества
Слайд 25Финансовый менеджмент
состоит в управлении процессом движения финансовых средств в организации;
включает в себя:
составление бюджета и финансового плана;
формирование денежных
ресурсов;
распределение денег между структурами, определяющими жизнедеятельность организации;
оценку финансового потенциала организации
Слайд 26Кадровый менеджмент
связан с использованием возможностей работников для достижения целей организации.
Его элементы:
подбор и расстановка кадров;
обучение и развитие кадров;
компенсация за выполненную работу;
создание условий на рабочем месте;
поддержка отношений с профсоюзами и разрешение трудовых споров.
Слайд 27Инновационный менеджмент
состоит в управлении исследованиями, разработками и развитием фирмы;
управляет
такими действиями:
развитием собственной научной, научно-технической и экспериментальной базы;
проведением
исследований самостоятельно и в кооперации с другими организациями;
оформлением заказов на проведение научных исследований или экспериментальных работ сторонней организацией;
приобретением лицензий на право производства товаров или услуг;
управлением новыми проектами, программами.
Слайд 28ОРГАНИЗАЦИЯ - группа работников и необходимых средств с распределением ответственности,
полномочий и взаимоотношений
Организационная структура управления (ОСУ) – это внутреннее устройство
любой производственно – хозяйственной системы, т.е. принцип организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними.
Слайд 34Версия стандартов серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001)
«Системы
менеджмента качества. Основные положения и словарь»):
«Качество – степень соответствия
присущих объекту характеристик установленным требованиям»
КАЧЕСТВО – это:
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН
Слайд 35ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ
ПОТРЕБИТЕЛИ
СОТРУДНИКИ
ОБЩЕСТВО
ПОСТАВЩИКИ
(ПАРТНЕРЫ)
СОБСТВЕННИКИ
ОАО
«ххх»
Слайд 37МЕНЕДЖМЕНТ - это:
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ,
предполагающий умение:
- поставить
цель
- спланировать
- обеспечить выполнение
- провести анализ
- наметить улучшения
МС
ISO 9000
Слайд 38Система менеджмента качества
- это совокупность
организационной структуры,
методик (документированных процедур, методических указаний,
рабочих инструкций),
процессов и
ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства
качеством
Слайд 39РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ
Создание системы менеджмента качества
Миссия
видение
стратегия
Политика
цели
план
Слайд 40Стратегия качества
Стратегия
Профиль организации сегодня
Vision – Кто мы завтра
Миссия
Видение
Ценности
Цели
Показатели
План действий
Слайд 41МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Выражается в понятиях:
Предназначение
Стратегическая установка
Кредо фирмы
Философия
Ценностные ориентации
Бизнес-идея
Декларация и
заявления
Метацели
Слайд 42ПРИМЕРЫ МИССИИ
Немецкая ЖД: Ежечасно, пунктуально, по всем направлениям
«Шевроле»: Производство удобных
и экономичных автомобилей и грузовиков
«Макдоналдс»: Чистота, качество, быстрота
Слайд 43ПРИМЕРЫ МИССИИ
Дженерал Моторс:
Предоставление такого качества продукции и услуги, при
котором:
Наши покупатели будут обеспечены превосходными товарами
Наши работники и деловые партнеры
уверены в наших успехах
Держатели наших акций получат наилучшую отдачу на свои капиталовложения
Слайд 47Руководство предприятия устанавливает общие цели организации и знакомит с ними
членов организации
Подчиненные сферы выделяют из вышестоящих целей, переданных им, свои
цели. Это общие цели для нижестоящих сфер
В разговорах с каждым отдельным сотрудником конкретизируются его «отдельные (собственные) цели (задаются и согласуются). Эти установки передаются снова «наверх» и могут привести к корректировке целей
Признанные (согласованные) цели становятся мерилом оценки сотрудников
Оценка достижения цели происходит к установленному моменту времени в разговорах с сотрудниками
УПРАВЛЕНИЕ ПО ЦЕЛЯМ
Уровни процесса:
Слайд 48Какой момент является ключевым?
Какие цели можно сформулировать на основе характеристик
(технических) и описаний ?
По каким признакам мы заметим, что мы
успешны?
Какие результаты (последствия) проявляются, если мы достигли цели?
ВЫДЕЛЕНИЕ ОПЕРАТИВНЫХ ЦЕЛЕЙ
ИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ
Можно - при помощи анкетирования или телефонного опроса:
Слайд 50
ПРООДУКТОВЫЙ РЯД
СТРАТЕГИЯ
ЦЕЛИ/ЗАДАЧИ ДЛЯ ФИРМЫ
НЕОБХОДИМАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
ИМЕЮЩАЯСЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Группа
ПРОЕКТЫ
ГРУППА
Экспресс-развитие персонала
Слайд 51 ПОЛИТИКА
Принцип 1: Качество, ориентированное на рынок
Принцип 2: Экономичное качество
Принцип
3: Ответственность за управление качеством
Принцип 4: Качественная сознательность
Принцип 5: Ориентация
на процесс при обеспечении качества
Слайд 52ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ?
КУДА?
КАК?
КАКИМ
ОБРАЗОМ?
МИССИЯ – самоосознание организации
ВИДЕНИЕ – ведущий образ (где
должна быть организация через 3 года, какие ценности для нее
наиболее важны
ПОЛИТИКА – как мы должны туда идти
СТРАТЕГИЯ – направление, стратегические поля, образ действий и рамки оперативных мероприятий